Лермонтов М.Ю.: Большая советская энциклопедия 1973г - В.В. Жданов

ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич [3(15).10.1814, Москва, - 15(27 ).7.1841, Пятигорск], русский поэт. Род. в семье капитана в отставке Ю. П. Лермонтова (1787-1831); мать - М. М. Арсеньева (1795-1817). Рано остался без родителей, воспитывался у бабушки - Е. А. Арсеньевой, к-рая дала внуку разностороннее образование. Детство Л. прошло в её усадьбе - с. Тарханы (ныне с. Лермонтово Пензенской обл.), где будущий поэт наблюдал картины крест. быта и сел. природы, прислушивался к нар. песням, преданиям о Степане Разине, Емельяне Пугачёве. Глубокий след в памяти Л. оставили поездки с родными на Кавказ (1818, 1820, 1825). В 1828-30 Л. учился в Москве в Благородном пансионе; начал писать стихи, создал первые поэмы ("Черкесы", "Кавказский пленник"), отмеченные подражанием А. С. Пушкину. Большое значение для формирования мировоззрения Л. имели годы пребывания в Моск. ун-те (1830-32) одновременно с В. Г. Белинским, А. И. Герценом, Н. П. Огарёвым, уже тогда влиявшими на общий идейный уровень студенчества. В это время Л. написаны лирич. стихи, поэмы, драмы, в т. ч. драма "Странный человек" (1831), выразившая ненависть к деспотич. власти и крепостному праву. После столкновений с реакц. профессурой Л. покинул ун-т, переехал в Петербург и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в к-рой провёл "два страшных года", заполненных воен. муштрой. Урывками, тайком Л. работал здесь над романом "Вадим", рисующим эпизоды Пугачёвского восстания. Выпущенный из школы корнетом (1834), Л. служил в лейб-гвардии Гусарском полку, стоявшем в Царском Селе, но много времени проводил в Петербурге. Критич. наблюдения этой поры над жизнью аристократич. общества легли в основу драмы "Маскарад" (1835), к-рую Л. переделывал неск. раз, но так и не добился разрешения на постановку.

Крутой перелом в творчестве и судьбе Л. определило стих. "Смерть поэта" (1837) - гневный отклик на гибель Пушкина. Стихи, осуждавшие не только убийцу, но и придворную знать - виновницу свершившейся трагедии, разошлись по всей России. Л. был арестован, а затем переведён в Нижегородский драгунский полк, находившийся в Грузии. Во время ссылки Л. встречался с опальными декабристами; познакомился с груз. интеллигенцией, живо интересовался фольклором горских народов, их бытом и языком. Кавк. темы заняли прочное место в творчестве Л. - писателя и художника (он был одарённым живописцем и рисовальщиком). В 1838 после хлопот Арссньевой и В. А. Жуковского Л. был переведён в Гродненский гусарский полк, стоявший под Новгородом, но по пути к месту новой службы задержался в столице; весной возвращён в лейб-гвардии Гусарский полк. Два года, проведённые Л. в Петербурге (1838-1840), - время расцвета его таланта.

Стихи Л. стали регулярно появляться в печати. Большой успех имела ист. поэма "Песня про царя Ивана Васильевича..." (опубл. в 1838 без имени автора, не пропущенного цензурой). Л. сблизился с редакцией журн. "Отечественные записки", познакомился с Белинским. В февр. 1840 за дуэль с Э. Барантом, сыном франц. посла, Л. был предан воен. суду и снова выслан на Кавказ в действующую армию. Как участник тяжёлого сражения при р. Валерик в Чечне он дважды представлялся к наградам, но царь, не желая облегчить участь поэта, отклонил эти представления. В февр. 1841 Л. был разрешён короткий отпуск в столицу для свидания с Е. А. Арсеньевой, но вскоре, полный мрачных предчувствий, он вынужден был снова отправиться в полк. В последние месяцы жизни Л. создал свои лучшие стихи - "Родина", "Утёс", "Спор", "Листок", "Нет, не тебя так пылко я люблю...". Последнее произв. поэта - "Пророк". По пути в полк Л. задержался для лечения в Пятигорске. Тайные недоброжелатели, хорошо знавшие, как относятся к Л. в придворных кругах, способствовали возникновению ссоры Л. с офицером Н. С. Мартыновым и не предотвратили дуэль, закончившуюся убийством поэта. По поводу этой трагич. смерти Белинский писал: "...Новая, великая утрата осиротила бедную русскую литературу" ("Отечественные записки", 1841, № 9, отд. 6, с. 2). Л. был похоронен на городском кладбище в Пятигорске 17(29).7.1841. Позднее гроб с телом Л. был перевезён в с. Тарханы и 23.4(5.5).1842 погрёбен в семейном склепе Арсеньевых.

Л. выступил в рус. лит-ре как наследник и продолжатель Пушкина, в эпоху, когда дворянская революционность (после разгрома декабристского движения в 1825) искала новых путей развития. Уже юношеская поэзия Л. была проникнута страстной мечтой о свободе, содержала призывы к действию (стих. "Жалобы турка", "Монолог"). Ослабление обществ. движения окрасило его творчество в пессимистич. тона, но тогда же начал складываться и острокритич. взгляд поэта на современность; уже в ранних стихах нашла выражение его тоска по идеалу. Развивая многие художеств. принципы Пушкина, Л. выразил новый этап в развитии рус. обществ. сознания, и это определило глубокое своеобразие его поэзии, тонко отмеченное Белинским: "Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце... Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества" (Полн. собр. соч., т. 4, 1954, с. 503). Творчество Л. питали традиции романтич. лирики декабристов, ему была близка мятежная поэзия Дж. Г. Байрона. Особенности романтич. иск-ва отвечали индивидуальному складу Л.-поэта, помогли ему выразить свободолюбивые и мятежные идеалы, утвердить идею свободы личности. Лермонтовский романтизм, далёкий от всякой созерцательности, наполнен трагически обострённым чувством, напряжённой мыслью; при этом он включает элементы реалистического видения мира, постепенно занимавшие всё большее место в поэзии Л. Так, в основе романтич. поэмы "Мцыри" (1839) - реальный сюжет из кавк. жизни того времени и острозлободневная идейная коллизия: вольный горец взят в плен царским генералом и заточён в монастырь; его неукротимая жажда свободы становится ярким выражением протеста против всякого гнёта и подавления личности. Показательна творческая история поэмы "Демон", над к-рой Л. работал с 1829 почти до конца жизни: условно-романтич. обстановка постепенно уступала в ней место жизненно конкретным описаниям; с каждым новым вариантом всё более прояснялась гл. цель автора - создать в образе Демона грандиозное аллегорич. воплощение мятежа личности против несправедливости "мирового порядка". Передовые современники именно так восприняли филос. смысл "Демона", явившегося вершиной рус. романтич. поэзии. В то же время в последних редакциях поэмы всё более отчётливо раскрывается бесперспективность эгоцентрич. "демонизма", усиливаются мотивы духовного возрождения - через любовь души, "открытой для добра".

Со 2-й пол. 30-х гг. творчество Л. становится многообразнее по содержанию, богаче в жанровом и стилистич. отношении. Работая над новыми романтич. поэмами, Л. одновременно пишет стихотв. повести из совр. жизни ("Сашка", "Тамбовская казначейша"), в к-рых изображение быта и нравов приобретает сатирич. характер. В поэтич. мир Л. входят большие вопросы современности, раздумья о судьбе поколения ("Дума", 1838), о трагич. одиночестве свободолюбивого человека, о нравств. состоянии общества. В стих. "Поэт" (1838) Л. провозглашает высокие идеалы гражд. поэзии, к-рая должна воспламенять "бойца для битвы". С нарастанием реалистич. элементов связано также утверждение в творчестве Л. нар. темы, обращение к устной эпич. поэзии, воссоздание рус. нар. характера ("Песня про царя Ивана Васильевича...", "Бородино", 1837, "Завещание", 1840, "Родина", 1841).

Торжеством лермонтовского реализма явился роман "Герой нашего времени" (1840), насыщенный глубоким обществ. и психологич. содержанием. Художеств. открытием непреходящего значения стал образ гл. героя романа - Печорина, к-рый показан на широком фоне жизни рус. общества. Средствами реалистич. письма Л. обнажает в своем герое трагич. противоречие между глубиной его натуры и бесплодностью действий. Идейно-творч. зрелость Л. сказалась и в художеств. новаторстве романа, в совершенстве его композиции, в тонком, психологически мотивированном раскрытии характеров и душевной жизни персонажей, в несравненном по своей точности и чистоте языке, к-рым восхищались Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов.

В творчестве Л. тесно переплелись гражданские, философские и субъективные, глубоко личные мотивы. Он внёс в русскую поэзию "железный стих", отмеченный небывалой прежде энергией выражения мысли. Отвечая насущным потребностям духовной жизни рус. общества и освободит. движения, поэзия и проза Л. подготавливали новый расцвет отечественной лит-ры. Влияние Л. прослеживается в творчестве Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, а также в сов. поэзии (А. А. Блок, В. В. Маяковский). Его драматургия сыграла значит. роль в развитии театр. иск-ва. Наследие Л. нашло многообразную интерпретацию в живописи, театре, кинематографе. Его стихи обогатили рус. музыку, послужив основой для оперного ("Демон" А. Г. Рубинштейна), симфонического ("Утёс" С. В. Рахманинова, "Три пальмы" А. А. Спендиарова) и романсного (А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев и др.) творчества, стали нар. песнями ("Выхожу один я на дорогу...").

Сов. наука - лермонтоведение - много сделала для изучения жизни Л. и сложной идейно-художеств. проблематики его творчества. Осуществлена большая текстологич. и комментаторская работа; на основании материалов, неизвестных или недоступных прежним исследователям, почти заново воссоздана биография поэта. Мемориальные музеи Л. созданы в с. Лермонтово Пензенской области, где прошли детские годы поэта, и в г. Пятигорске, где Л. провёл последние месяцы своей жизни.

Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-5. П., 1910-13; Полн. собр. соч., т. 1-5, M.-Л., 1935-37; Сочинения, т. 1-6, M.-Л., 1954-57; Собр. соч., т. 1-4, M., 1964-65.

Лит.: Белинский В. Г., M. Ю. Лермонтов. Статьи и рецензии, 2 изд., Л., 1941; Висковатый П. А., М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество, М., 1891; Венок М. Ю. Лермонтову. Юбилейный сб., М.-П., 1914; Дурылин С. Н., Как работал Лермонтов, М., 1934; Кирпотин В. Я., Политические мотивы в творчестве Лермонтова, М., 1939; Гинзбург Л. Я., Творческий путь Лермонтова, Л., 1940; Розанов Бродский Н. Л., М. Ю. Лермонтов, Биография, т. 1, 1814-1832, М., 1945; Андреев-Кривич Соколов А. Н., М. Ю. Лермонтов, 2 изд., М., 1957; Михайлова Е. Н., Проза Лермонтова. М., 1957; Б. М., Статьи о Лермонтове, М.-Л., 1961; Латышев С., Мануйлов В., Как погиб Лермонтов, «Русская литература», 1966, № 2; И. Л., Лермонтов. Исследования и находки, 2 изд., М., 1967; Мануйлов В. А., Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова, М.-Л., 1964; Герштейн Максимов Григорьян К. Н., Лермонтов и романтизм, М.-Л., 1964; Творчество М. Ю. Лермонтова. [Под ред. У. Фохта], М., 1964; M. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников, M., 1964; И., философский роман Лермонтова, «Новый мир», 1964, № 10; Mersereau J., М. Lermontov, Carbondale (Ill.), 1962; Gane Т., Lermontov, Buc., 1963; Opitz «Zeitschrift für Slawistik», 1963, Bd 8, H. 4, S. 571-82; Kempa W. A., Lermontow w Polsce. Szkis bibliograficzny, «Slavia orientalis», 1964, № 4, s. 459-80; M. J. Lermontov v české literatureМануйлов В. А., Гиллельсон М. И., В. Э., М. Ю. Лермонтов. Семинарий, Л., 1960; Кандель «Герой нашего времени» на иностранные языки, в кн.: Лермонтов

В.В. Жданов.

Раздел сайта: