Гиреев Д. А.: Белинский и Лермонтов

Вступление
Глава: 1 2 3
Летопись жизни и деятельности
Белинского и Лермонтова

Белинский и Лермонтов

К 100-летию со дня смерти В. Г. Белинского

Что бы ни случилось с русской литературой, как бы пышно ни развилась она, Белинский всегда будет ее гордостью, ее славой, ее украшением.

Н. Добролюбов

Вступление

"Я душевно люблю русский народ и почитаю за честь и славу быть ничтожной песчинкой в его массе", — с гордостью говорил Белинский.

Эта беспредельная любовь великого критика к своему народу и родине была источником его творческих сил. Белинский со всем жаром своего пылкого сердца боролся до последней минуты жизни с тем страшным злом, которое обрекало русский народ на тяжкие страдания. Имя этого зла — крепостничество и самодержавие. Белинский верил, что русский народ в своей многовековой борьбе против всевозможных поработителей победит и построит счастливую жизнь. Белинский с гениальной силой предвидения еще в 1840 году указывал, что русскому народу надлежит в истории выполнить великую миссию. Критик писал: "Завидуем внукам и правнукам нашим, которым суждено видеть Россию в 1940 году — стоящую во главе образованного мира, дающею законы и науке, и искусству, и принимающею благоговейную дань уважения от всего просвещенного человечества".

Новая Россия — страна победившего социализма, и духовно обновленный советский народ стоят в авангарде всего прогрессивного человечества. Строя совершенно новую жизнь, о которой Белинский мог лишь мечтать, советский народ с чувством глубокой любви относится к лучшим сынам предшествующих поколений, тем, кто отдал свою жизнь делу борьбы за грядущее народное счастье. В плеяду этих лучших сынов русского народа входят Белинский и Лермонтов.

При сопоставлении имен этих двух гениальных русских людей в памяти воскресают блестящие статьи Белинского о творчестве Лермонтова. И действительно, в истории русской критики Белинскому по праву принадлежит первое место как истолкователю поэзии и прозы Лермонтова. Первенство критика в данном вопросе определяется, конечно, не временем написания статей, а их высокими литературно-критическими достоинствами.

Высказывания Белинского о Лермонтове поднялись на огромную идейную высоту прежде всего потому, что критик исключительно тонко и верно истолковал поэтическое многообразие творчества Лермонтова, уловил его художественную самобытность, понял общественные устремления великого поэта, правильно определил его место в истории русской литературы.

Белинский в своих статьях дал настолько всесторонний и глубокий анализ творчества Лермонтова, что вся последующая передовая критика в основном опиралась на его работы.

ее ожесточенной борьбе со всевозможными реакционно-идеалистическими толкованиями наследия великого поэта. Статьи Белинского о Лермонтове, наравне с работами, посвященными Пушкину и Гоголю, вошли золотым фондом в сокровищницу революционно-демократической критики.

Однако сопоставление имен Белинского и Лермонтова требует не только разбора всего, что было написано критиком о поэте. Анализ высказываний Белинского освещает лишь одну сторону вопроса. Проблема должна быть рассмотрена и с другой точки зрения. Что дал Лермонтов Белинскому? Вот вопрос, который представляет не менее значительный интерес.

Белинский знакомился с литературным творчеством Лермонтова в конце 30-х и начале 40-х годов. Это было время решительных сдвигов в мировоззрении великого критика, время мучительных поисков новой, более верной философской и литературной позиции.

Анализируя творчество Лермонтова, Белинский сам испытал на себе влияние поэта. Гневно-обличительный характер поэзии Лермонтова, ее протестующий дух, мятежный порыв, призыв к борьбе за счастье и свободу человеческой личности, — все это до глубины души волновало критика и покоряло его. Белинский был захвачен поэтикой Лермонтова. Своим творчеством Лермонтов помогал критику быстрее найти путь к революционнодемократическим позициям. Прежде чем создать свои знаменитые статьи о прозе и поэзии Лермонтова, Белинский должен был до конца убедиться в том, что творчество Лермонтова — новый этап в истории русской литературы, что оно является шагом вперед и принадлежит будущему Только убедившись в этом, Белинский глубоко полюбил Лермонтова, дал ему высокую оценку и включил его творчество в арсенал своего оружия для борьбы с философско-литературной и политической реакцией.

* * *

Данная работа является попыткой автора на примере творческого общения Белинского и Лермонтова показать, как в первый период истории русского революционного движения все прогрессивные, передовые элементы различных слоев общества, сливаясь в единый поток, множили силы и своей борьбой подготовляли великую народную бурю, которая в октябре 1917 года снесла основы старого строя.

своей литературно-критической деятельности Белинский выступал как объективный идеалист в философских вопросах и как поборник просвещения в области общественного устройства. Белинский думал тогда, что просвещение, распространенное в широких массах, поможет создать лучшую жизнь для народа. Однако в ошибочности своих воззрений Белинский вскоре убедился. Не просвещение, а революционная борьба широких масс — вот путь к народному счастью. Этот перелом в мировоззрении Белинского произошел к 1841 году. С этого времени начался второй этап развития мировоззрения Белинского, который хронологически длился около четырех лет. Третий, последний, этап начался с 1845 года. К этому времени идейно-политические, философские и эстетические взгляды Белинского окончательно сложились. Великий критик выступал как материалист в объяснении явлений природы. Он высказывал ряд догадок, которые свидетельствовали о его материалистическом подходе в истолковании истории общества. Он стал создателем материалистической теории искусства в России. В своих политических взглядах Белинский выступал в это время как социалист- утопист, своеобразно сочетая идеи утопического социализма с проповедью ожесточенной классовой борьбы. Он был непримиримый враг самодержавия и крепостничества, подлинный революционер-демократ. Белинский стал одним из ранних предшественников марксизма в России. В. И. Ленин писал следующее: "Предвестником полного вытеснения дворян разночинцами в нашем освободительном движении был еще при крепостном праве В. Г. Белинский. Его знаменитое "Письмо к Гоголю", подводящее итог литературной деятельности Белинского, было одним из лучших произведений бесцензурной демократической печати, сохранивших громадное значение и по сию пору".1

Крупный русский философ и социолог, основоположник научной критики, выдающийся историк русской литературы Белинский оставил огромное творческое наследство. Это литературное наследство с любовью изучает советский народ.

Примечания

1В. И. Ленин. Сочинения, т. 17, стр. 341.

Вступление
1 2 3
Летопись жизни и деятельности

Разделы сайта: