Кольян Т. Н.: Женщины-адресаты лирики М.Ю. Лермонтова
Лопухина Варвара Александровна

Лопухина Варвара Александровна

«... окружи счастием душу достойную...»

Варвара Александровна Лопухина (1815-1851) — сестра московского друга Лермонтова Алексея Лопухина. Лермонтов узнал ее еще подростком, но полюбил после разрыва с Натальей Федоровной Ивановой, гораздо позднее. Аким Павлович Шан-Гирей вспоминал: «Будучи студентом, он был страстно влюблен... в молоденькую, милую, умную как день, и в полном смысле восхитительную Варвару Александровну Лопухину... Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей».

Кольян Т. Н.: Женщины-адресаты лирики М.Ю. Лермонтова Лопухина Варвара Александровна

Акварель М. Ю. Лермонтова. «В. А. Лопухина», 1835-1838(?) гг.

Устами героя драмы «Два брата» Лермонтов так рассказал о зарождении этой любви: «С самого начала нашего знакомства я не чувствовал к ней ничего особенного кроме дружбы... Говорить с ней, сделать ей удовольствие было мне приятно и только. Ее характер мне нравился: в нем видел я какую-то пылкость, твердость и благородство, редко заметные в наших женщинах; одним словом что-то первобытное... увлекающее — частые встречи, частые прогулки, невольно яркий взгляд, случайное пожатие руки — много ли надо, чтоб разбудить таившуюся искру?.. Во мне она вспыхнула; я был увлечен этой девушкой, я был околдован ею, вокруг нее был какой-то волшебный очерк; вступив за его границу, я уже не принадлежал себе; она вырвала у меня признание, она разогрела во мне любовь, я предался ей как судьбе, она не требовала ни обещаний, ни клятв... но сама клялась любить меня вечно — мы расстались».

Лермонтов уехал в Петербург, Варенька оставалась в Москве.

В мае 1835 г. Варвара Александровна, поверив в слухи о том, что Лермонтов собрался жениться на Е. А. Сушковой, приняла предложение Н. Ф. Бахметева, который был намного старше ее, и вышла за него замуж. Когда Лермонтов получил известие об их свадьбе, он, по словам А. П. Шан-Гирея, «вдруг изменился в лице и побледнел; я испугался и хотел спросить, что такое, но он, подавая мне письмо, сказал: «Вот новость — прочти», - и вышел из комнаты».

Бахметев ревновал свою жену к Лермонтову. Знавший его П. А. Висковатов писал: «Недалекому Бахметеву все казалось, что все, решительно все, читавшие «Героя нашего времени», узнавали его жену и его... Нам известен случай, когда старик Бахметев на вопрос, был ли он с женой на Кавказских водах, пришел в негодование и воскликнул: «Никогда я не был на Кавказе с женою! - это все изобрели глупые мальчишки. Я был с нею больною на водах за границей, а никогда не был в Пятигорске или там в дурацком Кисловодске». Он заставил Варвару Александровну уничтожить адресованные ей письма Лермонтова. Часть рукописей и рисунков поэта ей пришлось отдать на хранение двоюродной сестре, А. М. Верещагиной.

Лермонтов посвятил В. А. Лопухиной цикл стихотворений: «Она не гордой красотою...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Валерик» и др., а также третью редакцию поэмы «Демон», поэму «Измаил-Бей».
История их сложных отношений нашла отражение в драме «Два брата», повести «Княгиня Лиговская», романе «Герой нашего времени».

Лермонтов написал три акварельных портрета Лопухиной, ее образ часто возникает среди его карандашных рисунков. Глубокое чувство к ней он действительно сохранил «до самой смерти своей», несмотря на последующие увлечения. В драме «Два брата» поэт признавался: «Случалось мне возле других женщин забыться на мгновенье; но после первой вспышки я тотчас замечал разницу, убийственную для них — ни одна меня не привязала».

Гибель Лермонтова Варвара Александровна пережила очень тяжело. Ее сестра Мария писала в сентябре 1841 г. А. М. Верещагиной-Хюгель: «Последние известия о моей сестре Бахметевой поистине печальны. Она вновь больна, ее нервы так расстроены, что она вынуждена была провести около двух недель в постели, настолько была слаба. Муж предлагал ей ехать в Москву — она отказалась, за границу — отказалась и заявила, что решительно не желает больше лечиться. Быть может, я ошибаюсь, но я отношу это расстройство к смерти Мишеля».

К Л. —
(ПОДРАЖАНИЕ БАЙРОНУ)

У ног других не забывал
Я взор твоих очей;
Любя других, я лишь страдал
Любовью прежних дней;
Так память, демон-властелин,
Всё будит старину,
И я твержу один, один:


Принадлежишь другому ты,
Забыт певец тобой;
С тех пор влекут меня мечты
Прочь от земли родной;
Корабль умчит меня от ней
В безвестную страну,
И повторит волна морей:


И не узнает шумный свет,
Кто нежно так любим,
Как я страдал и сколько лет
Я памятью томим;

Былую тишину,
Все сердце будет мне шептать:
Люблю, люблю одну! —
М. Ю. Лермонтов, 1831 г.

Кольян Т. Н.: Женщины-адресаты лирики М.Ю. Лермонтова Лопухина Варвара Александровна

«Благословление молодых», 1835 г.

Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою

— не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако все ее движенья,

Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,

Почти стыдясь любви своей.
М. Ю. Лермонтов, 1830 г.

Кольян Т. Н.: Женщины-адресаты лирики М.Ю. Лермонтова Лопухина Варвара Александровна

Юнкерская тетрадь М. Ю. Лермонтова. Лист набросков, 1832-1834 гг.

Расстались мы; но твой портрет

Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
И новым преданный страстям
Я разлюбить его не мог:
— всё храм,
— всё Бог!
Автор: М. Ю. Лермонтов, 1837 г.

МОЛИТВА

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою

Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;

Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную.
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.

Стихотворение «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») было написано Лермонтовым в Москве перед отъездом в ссылку на Кавказ. После ссылки он написал к Марии, сестре Вареньки: «... посылаю вам стихотворение, которое случайно нашел в моих дорожных бумагах, оно мне довольно нравится, а до этого я совсем забыл о нем — впрочем, это ровно ничего не доказывает...»

Видимо, что не доказывало того, что Лермонтов забыл Вареньку, которой эта «Молитва» посвящена.