Коровин В. Л.: Лермонтов (Большая российская энциклопедия)

ЛЕ́РМОНТОВ Михаил Юрьевич [3(15).10.1814, Москва – 15(27).7.1841, гора Машук близ Пятигорска; похоронен в с. Тарханы Пензенской губ.], рус. поэт, прозаик, драматург. Из старинного дворянского рода. Сын отставного армейского капитана. После смерти матери воспитание Л. взяла на себя бабушка Е. А. Арсеньева (урождённая Столыпина). Детство провёл в Тарханах, бабушкином имении; в 1820 и 1825 выезжал с ней на кавказские минеральные воды. В 1828–30 учился в Благородном пансионе при Моск. ун-те; в 1830–32 студент нравственно-политич. отделения ун-та. К 1828 Л. относил начало своего лит. творчества, отличавшегося в ранний период исключительной интенсивностью: в 1828–32 он сочинил св. 300 стихотворений, 16 поэм («Черкесы», «Кавказский пленник», «Джюлио», «Последний сын вольности», «Исповедь», «Измаил-Бей», «Литвинка» и др.), трагедию в стихах «Испанцы» и две драмы в прозе [«Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти»), «Странный человек»].

В июле – авг. 1832 Л. переехал в С. -Петербург, где, не сумев оформить перевод в С. -Петерб. ун-т, в ноябре поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Здесь, в неблагоприятной для лит. занятий обстановке, он почти не писал стихотворений, но работал над своим первым прозаич. сочинением – романом из времён Пугачёвского бунта «Вадим» (1832–34, не окончен). В нояб. 1834 Л. произведён в корнеты л. -гв. Гусарского полка, расквартированного в Царском Селе. В 1835 вышла поэма «Хаджи Абрек» – первое выступление Л. в печати за полной подписью [состоявшееся, вероятно, без ведома автора; до этого было опубликовано лишь одно стих. Л. – «Весна» (за подписью «L», альм. «Атеней», ч. 4, 1830)]. В 1835–36 Л. трижды безуспешно подавал в драматич. цензуру стихотв. драму «Маскарад», дважды её переделывая (2-я, осн. ред. «Маскарада» в 4 действиях опубл. с искажениями в 1842, полностью – в 1873; 3-я ред. под загл. «Арбенин» в 5 действиях опубл. в 1875), сочинял поэму на нац. -историч. материале «Боярин Орша» (опубл. в 1842) и сатирич. повесть в стихах «Сашка» (опубл. в 1882, не окончена). В 1836 Л. работал над социально-бытовым романом из совр. жизни «Княгиня Лиговская» (опубл. в 1882, не окончен).

Началом зрелого этапа творчества Л. стал 1837. В созданном сразу после гибели А. С. Пушкина «Смерть поэта» (опубл. в 1858) Л. подверг обвинению правящие круги, «жадною толпой стоящие у трона», чуждые России и равнодушные к её славе, олицетворённой в убитом поэте. Стихотворение быстро разошлось в списках, сделало имя Л. широко известным и навлекло на него политич. преследования. В февр. 1837 Л. был арестован и переведён из гвардии прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ, куда выехал уже в марте (через Москву). Стих. «Бородино», появившееся в майском номере ж. «Современник» за 1837, стало выражением патриотич. умонастроения Л., его увлечения героич. прошлым России, противопоставленным измельчавшей современности.

По пути к месту ссылки Л. побывал в Кизляре, Тамани, Ставрополе, Тифлисе и др., общался со ссыльными декабристами (А. И. Одоевский), с деятелями груз. культуры (А. Чавчавадзе). Интерес к быту и нравам кавказских народностей, к их поэзии отразился в записи тур. сказки «Ашик-Кериб», в поэме «Беглец» (обе опубл. в 1846), основанной на «горской легенде». В творчестве Л. как одна из ведущих окончательно утвердилась кавказская тема, разнообразно представленная в его поздних произведениях.

В окт. 1837 благодаря хлопотам Е. А. Арсеньевой вышел Высочайший указ о переводе Л. в л. -гв. Гродненский гусарский полк (в Новгородской губ.). В янв. 1838 он возвратился в С. -Петербург, в феврале прибыл в расположение полка, в апреле вновь определён к первому месту службы – в л. -гв. Гусарский полк (в Царском Селе). В 1838 опубликованы поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и «Тамбовская казначейша» (под назв. «Казначейша», с купюрами). Л. был принят в аристократич. и лит. кругах столицы, посещал Карамзиных, салоны В. Ф. Одоевского, А. О. Смирновой-Россет и др., пользовался вниманием пушкинского круга писателей (В. А. Жуковский, П. А. Плетнёв, П. А. Вяземский и др.). С нач. 1839, сблизившись с издателем А. А. Краевским, постоянно печатался в ж. «Отечественные записки». В февр. 1839 при дворе состоялось чтение 8-й, окончат. редакции поэмы «Демон» [по специально подготовленному списку, опубл. частично в 1842; все 8 редакций (или 7, по мнению некоторых исследователей) были реконструированы к 1964], над которой Л. работал с 1829. Высочайшим приказом в дек. 1839 Л. произведён из корнетов в поручики. Не позднее весны 1840, в пародийном ключе переосмысляя мотивы «Демона», Л. сочинил поэму «Сказка для детей» (опубл. в 1842; не окончена). В апр. 1840 издан роман «Герой нашего времени» (входящие в него повести «Тамань», «Бэла» и «Фаталист» впервые появились в журнальных публикациях как самостоят. произведения), а в окт. 1840 – единственный прижизненный сб. «Стихотворения М. Лермонтова», включавший 26 стихотворений, поэмы «Песня про …купца Калашникова» и «Мцыри». Издания вызвали многочисл. отклики критиков (в т. ч. В. Г. , С. П. Шевырёва).

армию на Кавказ, в Тенгинский пехотный полк. Летом и осенью 1840 в составе Чеченского отряда левого фланга Кавказской линии Л. принимал участие в экспедициях в Большую и Малую Чечню, походе в Темир-Хан-Шуру, в сражении на р. Валерик (описано в стих. «Я к вам пишу случайно, право…», 1840). За проявленную храбрость дважды представлялся к награде и дважды был вычеркнут из наградных списков лично имп. Николаем I.

В февр. 1841, получив двухмесячный отпуск, Л. прибыл в С. -Петербург, участвовал в подготовке 2-го изд. романа «Герой нашего времени» (дополненного предисловием автора). В конце марта, намереваясь полностью посвятить себя лит. деятельности и изданию собств. журнала, Л. попытался выйти в отставку, но получил отказ. В начале апреля ему было предписано в 48 часов покинуть столицу и отбыть на Кавказ. По дороге к месту службы Л. для поправки здоровья задержался в Пятигорске, где на дуэли со своим однокашником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым, случившейся по неясным личным причинам, был убит.

В центре поэзии Л. – образ лирич. героя, обладающего ярко выраженной индивидуальностью. В юношеской лирике 1828–32, представляющей собой род лирич. дневника, это романтич. личность с трагич. мироощущением – избранник, обречённый на одиночество, стремящийся к действию и подвигу, не приемлющий покоя и забвения и предчувствующий свою раннюю гибель (в осн. чертах этот образ заимствован у Дж. Байрона). Конфликт с миром и людьми мотивируется высокими идеалами героя, не довольствующегося компромиссами и устремлённого к иному порядку бытия, к небесной отчизне (отсюда мотивы изгнанничества, вечного странничества и др.). Характерные особенности поэзии Л. – мышление антитезами (земля и небо, забвение и память, человек и природа, и др.), принципиально оценочный подход ко всему окружающему, сосредоточенность в определённом кругу подчёркнуто субъективных эмоций и оценок. Эгоцентричность юношеской лирики в зрелом творчестве Л. преодолевается благодаря стремлению уйти от прямого выражения своего «я», высказаться от имени «другого» («Бородино», 1837; «Казачья колыбельная песня», 1840; «Завещание», 1841), увеличению доли символич. и аллегорич. стихотворений обобщённо-философского содержания («Три пальмы», 1839; «Тучи», 1840). В сб-к 1840 Л. включил именно такие стихотворения, в которых личность автора, не исчезая совсем и не теряя своей индивидуальности, отодвинута на второй план. Соответственно в зрелых поэмах герой Л. объективирован в символич. образе Демона, в фигуре Мцыри – послушника в груз. мон., в противопоставленных, но взаимодополняющих образах Кирибеевича и купца Калашникова. Стилистич. своеобразие поэзии Л. определяется взаимодействием и взаимопроникновением разнородных поэтич. традиций – «элегической школы» В. А. Жуковского, гражд. и филос. лирики 1820–30-х гг., восходящей к торжественной и духовной оде 18 в., а также поэзии А. С. Пушкина, с которой творчество Л. находилось в сложных отношениях притяжения и отталкивания. В свою очередь, Л. оказал влияние на таких разных поэтов, как Н. А. Некрасов, В. С. Соловьёв, В. В. Маяковский, А. А. Блок и др.

– драма в стихах «Маскарад». Сатирич. картина нравов совр. общества, напоминающая «Горе от ума» А. С. Грибоедова, здесь – лишь обстановка для разыгрывающейся романтич. «драмы страстей», в которой каждый образ приобретает обобщённо-символич. значение. Суровый нравственный приговор, выносимый личности, восстающей против миропорядка, свидетельствует о кризисе романтич. индивидуализма на пороге зрелого творчества Л. Впервые полностью поставленный на сцене Малого театра в 1862, «Маскарад» остаётся единственной рус. романтич. драмой в репертуаре отеч. театров (значит. событием явилась постановка в Александринском театре в Петрограде в 1917, осуществлённая В. Э. Мейерхольдом, который дал «мистико-символистскую» трактовку драмы Л.).

«Герой нашего времени» – первый опыт филос. и психологич. романа, в котором на конкретном совр. материале, на примере судьбы «героя времени», человека лермонтовского поколения, совершается ревизия осн. романтич. ценностей (любовь, дружба, свобода), поставлены кардинальные религ. -филос. вопросы (предопределение и свобода воли, вера и неверие, отношение человека к Творцу и др.), не получающие однозначного решения. Социальные, национальные и историч. вопросы в романе оказываются лишь внешним выражением глубинных проблем личности и бытия человека в мире. Этим обусловлено своеобразное построение романа, ставшего новаторским и в жанровом отношении. Он составлен из пяти сюжетно самостоят. повестей («Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»), объединённых вокруг фигуры главного героя, Печорина, причём расположены они не в хронологич. последовательности (тем самым игнорируются происходящие с ним внутренние изменения, «история» его души), а так, что образ «героя нашего времени» постепенно «приближается» к читателю благодаря смене повествователей с разными точками зрения (Максим Максимыч – странствующий офицер – сам Печорин) и в итоге всё-таки остаётся неразгаданным. Разные стороны проблематики и поэтики романа Л. оказались актуальны для И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова 

С детства увлекавшийся живописью, Л. создал многочисл. акварели, картины маслом, рисунки (пейзажи, портреты, жанровые сцены и др.), многие из которых связаны с кавказской тематикой.