Наши партнеры
Полезные статьи по различным тематикам.

Мануйлов В. А. - Летопись жизни и творчества Лермонтова

Предисловие
Условные сокращения
Года: 1814-1816 1817 1818-1824
1825-1826 1827 1828 1829
1830 1831 1832 1833 1834
1835 1836 1837 1838 1839
1840 1841 1842
Указатель имен

АКАДЕМИЯ НАУК СССР

ИНСТИТУТ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(ПУШКИНСКИЙ ДОМ)

ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

ПРЕДИСЛОВИЕ

Жанр летописи жизни и творчества писателя, композитора, художника, актера, возникший еще в дореволюционные годы, получил в советское время широкое распространение и прочно вошел как вспомогательный био-библиографический свод материалов в практику нашего литературоведения и искусствоведения. Летопись жизни и творчества представляет собою погодную и поденную хронику, в которой каждая запись библиографически документирована, а все даты расположены в строго хронологическом порядке.

Принципы построения летописи и отбора материала за последние десятилетия четко определились. Составители подобных работ обычно ставят своей целью "зарегистрировать события жизни писателя, проследить историю его произведений ( как законченных, так и незаконченных, как изданных, так и неизданных): зарождение замысла, первые наброски, дальнейшие стадии работы, окончательные редакции, первые, а иногда и последующие публикации и т. д. Даются сведения о публикациях произведений писателя, о постановках их на сцене, о переводах на иностранные языки. Учитываются редакторская и издательская деятельность писателя, его высказывания и отзывы о явлениях политической и культурной жизни страны того периода, о современниках. Особое внимание обращается на факты жизни и творчества, которые характеризуют политические и общественные взгляды писателя. Широко освещается революционная и общественная деятельность писателя. Все факты жизни и творчества писателя даются в тесной связи с основными политическими и литературными событиями его времени".1

По словам П. Н. Беркова, "в отличие от кратких дореволюционных и ранних советских работ такого рода, для подтверждения той или иной даты опиравшихся только на печатные источники, последние из вышедших в наше время летописей представляют большие научные исследования, широко использующие рукописные источники и как литературный материал, порою даже публикуя попутно неизданные документы, и как документацию".2

Летопись жизни и творчества не может заменить научной биографии, хотя в самой подробной биографии не может быть столько фактического материала, сколько содержится его в полной летописи. Без обстоятельной, добросовестной летописи в наше время нользя создать научной биографии, поэтому наличие летописи - одна из предпосылок для дальнейшего более глубокого и обобщенного изучения и осмысления биографии.

Составитель летописи, так же как и биограф, находится в зависимости от наличия сохранившихся, дошедших до нас биографических материалов, документов, дневниковых записей, автобиографических признаний, литературного и эпистолярного наследия, воспоминаний современников и т. д. Часто бывает так, что случайные, второстепенные материалы до нас доходят, а важнейшие источники бесследно исчезают. Из этого хаоса случайно сохранившегося материала биограф отбирает все существенное, характерное, типическое и, сопоставляя различные свидетельства и источники, строит научную историю жизни и деятельности своего героя.

По сравнению с биографом составитель летописи поставлен в более затруднительное положение при отборе материала. Биограф располагает четким принципом отбора этого материала. Составитель летописи не всегда может предвидеть, что окажется для будущего исследователя существенным, а что останется маловажным. Некоторые факты и документы, кажущиеся нам второстепенными, при обнаружении новых материалов могут вдруг приобрести новый смысл и в сопоставлении с этими новыми материалами неожиданно оказаться в поле внимания исследователя. Поэтому летопись приходится строить с некоторым запасом и вводить в нее рядом с фактами первостепенной важности и факты второстепенные, на первый взгляд мало значительные.

Жанр летописи приближается к регистрационной библиографии, составитель такого справочника вынужден стремиться к полноте регистрируемого материала. Именно поэтому летопись жизни и творчества всегда имеет итоговый характер и опирается на труды многих исследователей и разыскателей, суммируя и критически сопоставляя все, что было ими обнаружено в архивных и печатных источниках за многие годы.

Составление летописи жизни и творчества М. Ю. Лермонтова представляет свои трудности и имеет свою специфику.

Еще при жизни поэта начали проникать в печать отрывочные, часто случайные упоминания о нем не только литературно-критического, но и чисто биографического характера. Таково упоминание имени одиннадцатилетнего Михайлы Лермонтова в "Списке посетителей и посетительниц Кавказских вод в 1825 году по июль" в № 64 "Отечественных записок" П. П. Свиньина; таковы отчеты о публичных экзаменах в Московском университетском пансионе, где среди отличившихся и награжденных воспитанников не раз назван Лермонтов (эти отчеты помещались в "Московских ведомостях", "Дамском журнале" и специальных пансионских изданиях); таковы краткие сообщения в "Русском инвалиде" и "Петербургских" и "Московских ведомостях" о лицах, прибывших или выехавших из города; таковы тексты высочайших приказов, заметки о пребывании Лермонтова в Петербурге в "Отечественных записках" и т. п.

Любопытно, что большая часть этих прижизненных биографических упоминаний о Лермонтове замечена и введена в научный обиход только в последние три десятилетия.

Несмотря на то, что в николаевское царствование многое, связанное с именем Лермонтова, считалось неудобным для печати (это в особенности относилось к обстоятельствам его трагической гибели), биографические сведения о поэте все же начали появляться в газетах и журналах уже в середине прошлого века. Во второй половине 50-х годов пензенский учитель В. X. Хохряков (1828-1916) начал собирать материалы для биографии Лермонтова, которые потом иопользовал в двухтомном издании сочинений поэта в 1860 г. С. С. Дудышкин,3 4

Вслед за "Материалами для биографии и литературной оценки Лермонтова", опубликованными С. С. Дудышкиным, с биографическим очерком о Лермонтове выступил А. Н. Пыпин в 1873 г,5 а в 1891 г., к 50-летию со дня смерти Лермонтова, вышла в свет первая его биография, написанная П. А. Висковатым.6 Неутомимый исследователь П. А. Висковатый (1842-1905) много лет посвятил изучению жизни и творчества Лермонтова, и его книга для своего времени была капитальным трудом. Если в наше время это исследование несколько устарело и представляется нам методологически наивным, то все же следует отметить, что многие материалы, впервыо опубликованные Висковатым, известны нам только по его книге, и поэтому она никогда не потеряет значения ценного биографического первоисточника, который давно стал библиографической редкостью и ждет своего переиздания.

Итог дореволюционного изучения биографии Лермонтова был подведен Д. И. Абрамовичем в пятом томе "Полного собрания сочинений" поэта, вышедшем в 1913 г. в серии "Академическая библиотека русских писателей". Здесь были помещены: "Обзор источников для биографии", "Материалы для биографии и литературной характеристики" и "Хронологическая канва для биографии Лермонтова", представляющая собою по существу первый опыт летописи жизни и творчества Лермонтова. Д. И. Абрамович предложил читателю свод материалов и документов, для своего времени почти исчерпывающий, но избегал обобщений, оценок и выводов. Даже обзор литературы о Лермонтове он свел к перечислению работ в хронологическом порядке без аннотаций и каких-либо рубрик. В результате, например, и В. Г. Белинский, и Ф. В. Булгарин представлены в равной мере "ревностными почитателями" романа "Герой нашего времени". Кропотливым, но описательно-регистрационным и лишенным обобщений трудом Д. И. Абрамовича завершилось дореволюционное изучение жизни и творчества Лермонтова.

Болезни роста, которые пережили наши филологические дисциплины в советские годы, были характерны и для изучения биографии Лермонтова. В течение 20-x и в начале 30-х годов в лермонтоведении сказались пороки как формалистической, так и вульгарно-социологической методологии. Наряду с игнорированием изучения биографии писателя и формалистами, и в известной мере вульгарными социологами, некоторые исследователи, наоборот, были склонны преувеличивать значение биографического метода, сильно укоренившегося в те годы в пушкиноведении (П. Е. Щеголев, Н. О. Лернер, Б. Л. Модзалевский), и вообще сводить изучение писателя только к его биографии.

Во второй половине 20-x - начале 30-х годов получили широкое распространение работы особого жанра - биографические монтажи, книги-мозаики, которые знакомили широкие круги читателей с жизнью того или иного писателя-классика по первоисточникам, расположенным в хронологическом порядке. Наибольшую известность из подобных работ получила книга В. В. Вересаева "Пушкин в жизни"; в эту книгу составитель включил почти все, без отбора, что было известно к тому времени о Пушкине.

В 1929 г. вышла "Книга о Лермонтове" в двух выпусках, составленная П. Е. Щеголевым при участии В. А. Мануйлова. В противоположность В. В. Вересаеву составители "Книги о Лермонтове" стремились критически подойти к отбору материалов, чтобы восстановить подлинный облик поэта. В "Книгу о Лермонтове" вошли отрывки из воспоминаний, дневников и писем современников, подлинные официальные дела и документы, письма поэта и письма к нему, записи Лермонтова, носящие автобиографический характер, отрывки из его произведений, причем некоторые из этих материалов, особенно документы, были опубликованы впервые. "Книга о Лермонтове" уже устарела методологически, но к различным материалам, включенным в нее, исследователи будут обращаться до тех пор, пока не будет издан сборник официальных документов о Лермонтове.

В 1935-1937 гг. издательством "Academia" было предприняю издание пятитомного "Полного собрания сочинений Лермонтова" под редакцией Б. М. Эйхенбаума. Это издание снабжено обширным текстологическим, историко-литературным и реальным комментарием. Большое место отведено биографическим материалам. В этом издании впервые опубликованы новые семейные материалы Е. А. Арсеньевой, обнаруженные в Пензенском областном архиве; сообщены документы, характеризующие имущественное положение М. Ю. Лермонтова и Е. А. Арсеньевой, касающиеся раздела недвижимого имущества после смерти Юрия Петровича Лермонтова между Лермонтовым и его тетками, и др. Новые факты, почерпнутые из этих и других документов и материалов, были введены в комментарий и в летопись жизни и творчества Лермонтова, заново составленную В. А. Мануйловым.

С конца 30-х годов до настоящего времени дружным коллективом советских исследователей сделано в области изучения жизни и творчества Лермонтова немало нового. Интересные статьи и публикации появились в содержательных томах "Литературного наследства"7, в 1945 г. вышел в свет первый том биографии Лермонтова, написанной Н. Л. Бродским,8 весьма обогатили наши представления о Лормонтове и его окружении талантливые разыскания И. Л. Андроникова,9 жизни поэта в Москве и в Подмосковье посвятила несколько своих книг Т. А. Иванова,10 пребывание Лермонтова на Кавказе освещено в ряде работ Л. П. Семенова,11 И. К. Ениколопова,12 А. В. Попова13 и других исследователей. Плодотворны архивные работы и новые биографические публикации А. Н. Михайловой, Ф. Ф. Майского, Э. Э. Найдича, Э. Г. Герштейн, Т. Г. Динесман, И. А. Гладыш, И. П. Стамболи и многих других лермонтоведов. Достаточно сравнить объем летописи жизни и творчества Лермонтова в пятом томе "Собрания сочинений" поэта в издании "Academia" с летописью, вошедшей в шестой том в издании Академии наук СССР (1957), чтобы убедиться, насколько расширились наши знания за эти двадцать лет.

После выхода в свет шестого тома академического издания сочинений Лермонтова прошло семь лет. За эти годы появились в печати новые материалы, выпущены два специальных лермонтовских сборника - в Ставрополе (1960) и в Орджоникидзе (1963).14 Опубликована интересная статья Ф. Ф. Майского "М. Ю. Лермонтов и Карамзины",15 в "Записках отдела рукописей" Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина появились сообщения о лермонтовских материалах в архиве А. М. Верещагиной-Хюгель, поступившем в 1062 г. из Западной Германии.16 материалами летописи жизни и творчества поэта

В отличие от предыдущих вариантов настоящее отдельное издание летописи является самым полным и распространенным. Летопись строится из следующих элементов: после даты, выделенной шрифтом, следует сжатое описание события, отразившегося в творчестве поэта, или факта его жизни и литературной деятельности, а затем ниже перечисляются в хронологичеоком порядке важнейшие архивные и печатные источники, из которых извлечены дата и описание события. Некоторые даты после ссылок на архивные и печатные источники снабжены краткими аннотациями, а также более пространными выдержками из автобиографических заметок и писем Лермонтова, писем к нему, воспоминаний, дневниковых записей и переписки современников, а также официальных документов, имеющих значение первоисточника.

В настоящем иадании "Летописи" впервые публикуются некоторыо архивные материалы из фондов ЦГАЛИ и ЦГВИА (в этих случаях дается ссылка только на архивные источники). Часть из этих материалов была предоставлена для публикации в "Летописи" покойным С. И. Недумовым (материалы о Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в 1833 и в 1834 гг. из фондов ЦГВИА и выдержки из писем П. А. Вяземского к жене В. Ф. Вяземской 1840 г. из фондов ЦГИАЛ). В рукописи книги С. И. Недумова "Лермонтовский Пятигорск" имеются ценные неопубликованные материалы, но до издания этого труда составитель "Летописи" не считал возможным его частичное использование.

М. И. Гиллельсон, подготовивший к печати "Дневники" А. И. Тургенева, любезно предоставил для нашей работы несколько неизвестных еще записей Тургенева с упоминанием Лермонтова. Эти записи относятся к 1839 году и уточняют круг петербургских знакомств поэта.

Э. В. Данилова сверила по подлинникам письма С. Н. Карамзиной к ее сестре Е. Н. Мещерской, хранящиеся в Крымском областном архиве, и в нескольких случаях уточнила публикацию Ф. Ф. Майского.

В "Летопись" включены исторические, политические и литературные события, мимо которых не мог пройти Лермонтов. Факты творческой и личной жизни поэта даны по возможности с наибольшей полнотой.

Часто встречающиеся важнейшие архивные фонды и книжные источники обозначены в "Летописи" условными сокращениями (см. ниже список условных сокращений). Архивные источники и первые публикации для текстов, цитируемых по Академическому изданию сочинений Лермонтова в шести томах (1953-1957), не указываются, так как они обозначены в Академическом издании, на соответствующий том и страницы которого в "Летописи" имеются ссылки. Полное перечисление всех архивных источников и первых публикаций, имеющихся в Академическом издании, увеличило бы объем "Летописи" и неоправданно загромоздило бы ее библиографический аппарат.

Все даты событий, происходивших в России, даны по старому стилю, даты событий зарубежной жизни приведены в двойном обозначении: по новому и по старому стилю. Не следует забывать, что в прошлом столетии разница между старым и новым стилем была 12 дней.

За редкими исключениями, представляющими особый интерес, орфография подлинника в цитируемых документах не сохраняется.

Текст "Летописи" заново сверен с источниками и расширен при ближайшем участии О. В. Миллер и Г. Г. Старобинец. Все указатели составлены О. В. Миллер.

Сноски

1 Б. Я. Бухштаб, В. А. , А. К. Ильина, К. Д. Муратова

2 П. Н. Берков. Введение в технику литературоведческого исследования Источниковедение. Библиография. Разыскание. Учпедгиз, Л., 1955, с. 102.

3 С. Дудышкин

4 В отличие от Дудышкина Висковатый неоднократно ссылался на тетради Хохрякова. Об этом подробнее см.: И. Андроников. Пензенский учитель Хохряков. В кн.: И. Андроников

5 Сочинения Лермонтова с портретом его, двумя снимками с почерка и статьею о Лермонтове А. Пыпина, издание третье, под редакцией П. Ефремова, СПб., 1873.

6 П. А. Висковатый. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1891, 454 с. + 24 с.

7 «Литературного наследства»: 19-21, 1935; 43-44, 1941; 45-46, 1948; 58, 1952.

8 Н. Л. Бродский. М. Ю. Лермонтов. Биография. Гослитиздат, М., 1945.

9 И. Андроников«Советский писатель», М., 1951; 2) Лермонтов в Грузии в 1837 году. Изд. «Советский писатель», М., 1955; ср. издание «Зари Востока» (Тбилиси, 1958).

10 Т. А. Иванова. 1) Москва в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Изд. «Московский рабочий», 1950; 2) Четыре лета. Лермонтов в Середникове. Детгиз, М., 1959.

11 Л. П. . Лермонтов на Кавказе. Пятигорск, 1939.

12 И. К. Ениколопов. Лермонтов на Кавказе. Изд. «Заря Востока», Тбилиси, 1940.

13 Попов. 1) М. Ю. Лермонтов в первой ссылке. «Труды Ставропольского государственного педагогического института», вып. III, 1949, с. 3-110; 2) Лермонтов на Кавказе. Ставропольск. кн. изд., 1954.

14 Михаил Юрьевич Лермонтов. Сборник статей и материалов. Ставропольск. книжн. изд., 1960; М. Ю. Лермонтов. Вопросы жизни и творчества. Под редакцией А. Н. Соколова и Д. А. Гиреева. Северо-Осетинск. кн. изд., Орджоникидзе, 1963.

15 См.: Михаил Юрьевич Лермонтов. Сборник статей и материалов, с. 123-164.

16 И. Л. . Рукописи из Фельдафинга. «Записки Отдела рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина», вып. 26, М., 1963, с. 5-33; И. А. Гладыш, Т. Г. Динесман

Предисловие
Условные сокращения
Года: 1814-1816 1817 1818-1824
1825-1826 1827 1828 1829
1830 1831 1832 1833 1834
1835 1836 1837 1838 1839
1840 1841 1842
Указатель имен
Раздел сайта: