БОРОДИН

Леонид Иванович (1938–2011),

русский писатель, публицист, общественный деятель. В 1956 г. был исключен из ВЛКСМ и университета за участие в неофициальной студенческой студии «Свободное слово». Осваивал рабочие специальности, был директором нескольких школ, преподавал историю. С 1967 по 1973 гг. попал в заключение за участие деятельности нелегальной политической организации «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа». Отбывая срок, начал писать первые серьезные произведения, которые позже через самиздат были опубликованы за рубежом в журналах «Грани» и «Посев». Сотрудничал с самиздатским журналом «Вече», издавал национально-православный журнал «Московский сборник». В 1982 г. Б. был повторно арестован за публикацию произведений на Западе и приговорен к десяти годам заключения и пяти годам ссылки. В 1987 г. освобожден по амнистии. С 1992 по 2008 г. — главный редактор журнала «Москва», с 2008 г. — его генеральный директор, с 2010 г. — вновь главный редактор.

Наиболее известны повести Б. «Правила игры» (1973), «Третья правда» (1981), «Женщина в море» (1988), «Божеполье» (1993), «Царица смуты» (1996), роман «Расставание» (1987), автобиографическое повествование «Без выбора» (2003).

Повесть Б. «Женщина в море» во многом сопоставима с лермонтовской «Таманью» и по уровню художественного мастерства, глобальности поднимаемых философских вопросов, и по сходству проблематики, сюжета, образов главных героев.

В повести нет прямых отсылок к «Герою нашего времени» Л., однако некоторые реминисценции прочитываются в подтексте, например, в автохарактеристике философствующего героя Б.: «…Сегодня я точно не фаталист, а самый что ни на есть реалист».== 1==

Две неподвластные рациональному началу стихии, издавна служащие источником вдохновения для художников слова — море и красивая женщина, которую и Л. и Б. сравнивают с Афродитой, — вступают в поединок с главными героями, только в повести Б. море представлено как чуждый герою мир, с которым можно вступить лишь в осторожное знакомство.

Оба героя — лермонтовский и бородинский — в определенной ситуации оказываются в открытом море, оба — один на один с героиней, соединяющей в себе красоту и порочность одновременно, только в лермонтовской «Тамани» Печорин выбрасывает в море «свою ундину», а герой Бородина — спасает одну и сбрасывает в воду другую женщину (героиня Б., в отличие от лермонтовской, дана в двух ипостасях — матери и дочери, что служит подтверждением типичности данного образа, сохраняющего свои качества на протяжении двух поколений).

«нечистыми людьми» из воровского мира, которые ловко обводят его вокруг пальца, невзирая ни на опыт, ни на сложность натуры. «Она все рассчитала правильно, моя Афродита, я уверен, это она инициатор и вдохновитель, это она просчитала меня, как компьютер…», [1] — пишет Б. от лица своего автобиографического персонажа.

Как и Печорина, героя Б. можно уверенно причислить к категории «лишних людей» — это осознанная позиция автора и самого героя, выстраивающего свое бытие в рамках парадигмы «лишний» — «не лишний»: «…Я никак не могу вспомнить, что именно я собирался познавать, увязавшись третьим лишним… Я вопиюще лишний на катерке, я лишний в море… А до этого… Что было до этого? До этого была жизнь, в которой я более всего боялся оказаться лишним и всем, что мне было отпущено природой, упрямо доказывал обратное».

«нечистой» таманской хате на берегу моря, герой Б., хорошо разбирающийся в христианской догматике, отвергает основные православные постулаты, в том числе о ценности человеческой жизни, о греховности самоубийства, и оказывается в ловушке — он чудом остается в живых, подпадая под обаяние красоты, разъединенной с духовно-нравственным источником: «И если существует сатанинское начало в эстетике, то именно им мы умиляемся пуще прочего. И разве в том не голос смерти?» [1].

Лит.: 1) Бородин Л. И. Женщина в море // Юность, 1990, № 1. — С. 6–32; 2) Гречаник И. В. Игры «доброй неволи» или Философия духовного бытия в прозе Леонида Бородина // Русская и русскоязычная литература XX века: К вопросу о художественной концепции личности: Монография, Армавир, 2000. — С. 185–199; 3) Павлов Ю. М. Леонид Бородин: «наказанный» любовью к России // Павлов Ю. М. Человек и время в поэзии, прозе, публицистике XX—XXI веков. М., Литературная Россия, 2011. — С. 112–131; 4) Федченко Н. Л. Проза Л. И. Бородина 1990-х — 2000-х годов (идейно-содержательный и стилистический аспект): Научно-методическое пособие. — Армавир, 2009. — 102 с.

И. В. Гречаник