Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь.
Культурные связи и влияния. Писатели, деятели церкви и культуры.
Цветаева Марина Ивановна

ЦВЕТАЕВА

Марина Ивановна (1892 – 1941),

русский поэт, драматург, прозаик, критик. В русскую литературу вошла как поэт. Позже ее перу принадлежали пьесы (например, «Метель»), проза («Кирилловны», «Дом у Старого Пимена», «Мать и музыка», «Повесть о Сонечке» и др.), критические работы («Световой ливень», посвященная кн. Б. Л. Пастернака «Сестра моя жизнь»; «Герой труда» (о В. Я. Брюсове) и ряд других).

Известно, что с детства любимые стихотворения Ц. Были «К морю» и «Свидание» Л. Исследователи творчества Ц. отмечают, что она сама осознавала в свою близость к Л. Говоря о взаимосвязи Пушкина и Л., она пишет о «братственности двух сил, двух вершин» («Герой труда»), противопоставлении толпе («Мой Пушкин»). Культ Наполеона (у юной Цветаевой) близок культу Наполеона у Л., отношение к которому у поэта постепенно менялось [1]. Близость художественных миров Ц. и Л. связана и с ранним сиротством («покойная мать и музыка» [1]), и с местом, которое оба поэта называли своей Родиной (Москва). Москва эстетически и этически осмысляется в творчестве Ц. и Л. («Кто видел Кремль в час утра золотой» [I]). В письме к М. А. Лопухиной от 2 сентября 1832 г. он напишет: «Москва моя родина и всегда ею останется. Там я родился, там много страдал и там был слишком счастлив!» [IV, 553]. В «Панораме Москвы» намечены основные темы русской истории, переживаемой как историю своей Родины. Эпоха Ивана Грозного, Отечественная война 1812 г., Кремль — алтарь России [IV, 503] — все это прошлое переживается Л. как настоящее. У Ц. в «Лебедином стане» запечатлено переживаемое настоящее революционных лет Москвы, которое постоянно осмысливается поэтом через прошлое (Смутным временем, Французской революцией, эпохой Петра I) [«Лебединый стан» 2; 18, 20]. И у Л., и у Ц. историческое видение России особое. Так, в «Панораме Москвы» Л. постигает свою Родину с «вершины Ивана Великого», с высоты «ангелического полета души» [1].

— низкое, материальное показано как суетное [IV; 506].

Похоже видение Москвы, Родины и у Ц. Это сакрализация земного, сочетающаяся с сакральностью его описания. Так, в «Стихах о Москве»:

И Спасские — с цветами — ворота,
Где шапка православного снята;
Где вытертый — от поцелуев — пол [4; т. 2, 10]

«Стихов о Москве…»: «Да, я в 1916 г. первая так сказала Москву <…> ибо это была Москва последнего часа и раза. На прощанье». «Там Иверское сердце — Червонное горит». И будет гореть вечно. Эти стихи были пророческие» [2].

И Л., и Ц. объединяет видение мира, Москвы, России из Вечности, и отсюда их умение увидеть настоящее и почувствовать будущее. Пророческие «Сон», «Настанет год, России год», «Стихи и Москве» становятся пророческими именно потому, что Л. и Ц. воспринимают жизнь России близко к небу и Богу. Для Ц. это место — страна, которая — одна «Из всех звалась Господней» [2].

В программном стихотворении «Новогоднее», написанное на смерть Р. -М. Рильке, она пишет про Россию:

Ни высот тому, ни спусков,
На орлах летал заправских русских —
— кровная у нас с тем светом:
На Руси бывал — тот свет на этом

Последние две приводимые здесь строки афористично выражают суть творчества и жизни Ц.: «зреть» «тот свет на этом», стремится прозреть в дольнем горнее, в земном — небесное, что так характерно и для Л. Отсюда и общий, проходящий через все творчество Л. и Ц. образ звезды:

До последнего часа
Обращенных к звезде.

Это обращение Ц. — не абстрактное обращение к уходящему поколению, но и к конкретному адресату — Л., который в реальной России «зрел» «тот свет на этом» и для которого образ звезды нес отблеск Вечности в «Звезде»:

Светись, светись, далекая звезда,
Чтоб я в ночи встречал тебя всегда,
Твой слабый луч, сражаясь с темнотой,

Так и в стихотворениях Л. «Земля и небо» [1], «Выхожу один я на дорогу» [1] образ звезды символизирует горнее, куда душа поэта стремится и одновременно страшится полного отрыва от дольнего.

Лит.: 1) Лукаш Ив. «По небу полуночи…» // Фаталист. Из наследия первой эмиграции. — М.: Русскiй мiр, 1999. — 288 с.; 2) Марина Цветаева: «Берегите Гнездо и Дом…». Страницы русского лихолетья в творчестве поэта /Автор-состовитель Т. И. Радомская. — М.: Совпадение, 2005. — 240 с.; 3) Хамчук Н. И. Цветаева Марина Ивановна // ЛЭ. — С. 606; 4) Цветаева М. И. Собр. стихотворений, поэм и романтических произведений: В 3 т. — М.: ПТО Центр, 1995. Т. 2. —944 с.

Т. И. Радомская

Разделы сайта: