ГОЛОВИН

Александр Яковлевич (1863–1930),

русский художник, театральный декоратор, график эпохи модерна. В 1917 г. в содружестве с В. Мейерхольдом работал над театральными постановками «Грозы» Островского, «Каменного гостя» Пушкина и «Маскарада» Л. Выбор для постановки этих пьес не случаен — ощущая надвигающиеся революционные события, художники остановились на произведениях, обращающих на себя внимание темой рока, преступления, возмездия.

«Маскарада» для Александринского театра. Спектакль справедливо можно назвать феерией цвета, красок — чередовались торжественные интерьеры, костюмы по сложности не уступали маскарадным нарядам XIX в. В первую очередь художественный замысел Г. был направлен на создание занавесов, которые самостоятельно могли служить декорациями к действию на сцене. Художник подготовил пять занавесов. Главный занавес отличается от остальных своей сложностью: он состоит из отдельных элементов, с изображением арлекинов, обшитых кистями, и многочисленных драпировок. Кроме этих деталей, главный занавес украшен эмблемой карточной игры. По задумке художника он висел перед спектаклем и заканчивал каждую из двенадцати картин спектакля. Картинам маскарада, бала, спальне Нины и финальной сцене предшествовали особые занавесы, которые являлись и самостоятельными декорациями к происходящей сцене, и, в то же время, выполняли функцию своеобразного введения в действие спектакля. Вся система декораций была основана на чередовании перечисленных занавесов: трагическая тема всего произведения намечена в главном занавесе, отличающемся от других контрастом черного и красного цветов, и достигает кульминации в траурном, черном занавесе в конце спектакля. Придуманный Головиным художественный прием оказывал эмоциональное воздействие на зрителей, кроме того, сами декорации языком линий и красок вели свое повествование, созвучное сюжету драмы. Ярким занавесам вторит и убранство самой сцены. Каждой картине спектакля соответствует своя меблировка. Так, сцене карточной игры соответствует мрачная обстановка — темно-лиловый ковер, стол из красного дерева, покрытый зеленой суконной скатертью, на которой разбросаны ассигнации, золото, игральные карты. Сцене маскарада соответствует более пышное убранство — зал с темно-синими стенами, лепными с позолотой рамами, большими люстрами. Лживость происходящего подчеркивает спускающийся арлекин, отделанный серебром и золотом. Красочностью поражают и созданные Г. костюмы героев — художником было разработано около 200 самых разных костюмов, которые подбирались не просто к персонажу, а разрабатывались под определенного актера с учетом его физических данных. Под костюм подбирался и определенный грим. Как и череда декораций, занавесов костюмы также характеризовались целостностью и законченностью. Особенно это ощущается в сцене маскарада — представлено необычайное и бесконечное разнообразие масок, среди которых итальянский Пьеро, герои «Тысячи и одной ночи», национальные костюмы, действующие лица из опер, маркизы, амуры, венецианские дамы и пр.

— художника упрекали в том, что оформление подавило собственно действие драмы и игру актеров. Сам же художник объяснял свою идею — нелогичная и неоправданная роскошь, окружающая героев драмы, подчеркивала зыбкость их существования, неискренность общества, трагичность действительности. Созданные декорации и костюмы стали результатом долгого изучения Г. быта эпохи, в которую Л. написал «Маскарад», в бумагах художника сохранились и зарисовки предметов интерьера, мелких безделушек, костюмов, словесные описания этих предметов. В течение пяти лет Г. сумел создать более 4000 декораций к спектаклю. Сейчас эскизы, костюмы, бутафории, подготовленные к спектаклю, хранятся в фондах ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства, в собрании Александринского театра._

«Маскарад» Мейерхольда-Головина. Буклет к выставке. — М.: ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2007 — 16 с; 2) Бассехес А. И. Театр и живопись Головина. — М.: Изобразительное искусство, 1970. — 156 с.; 3) Онуфриева С. А. Александр Яковлевич Головин. — Л.: Искусство, 1977. — 136 с.; 4) Пожарская М. Н. Александр Головин: Путь художника. Художник и его время. — М.: Советский художник, 1990 — 246 с.; 5) «Маскарад» Лермонтова в театральных эскизах А. Я. Головина / под ред. Е. Е. Лансере, сост. Беляев М. Д., Головин А. Я., Берман Е. М. — М.: ВТО, 1941. — 110 с._