Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь.
Культурные связи и влияния. Писатели, деятели церкви и культуры.
Голубкина Анна Семеновна

ГОЛУБКИНА

Анна Семеновна (1864–1927)

Скульптор, автор книги «Несколько слов о ремесле скульптора». Г. выполнила немало произведений, ставших классикой народной скульптуры.

Основу творческого наследия Г. составляют скульптурные портреты русской интеллигенции — поэты-символисты, писатели, меценаты. Одним из первых ее работы были оценены В. В. Розановым, его статья о произведениях Г. появилась в 1901 г. Философ отметил, что Г. — скульптор, чьи работы «тесно связаны с литературой» [6. 111]. Скульптура была для нее «методом особого художественного узнавания людей» [2; 360]. Среди работ Г. выделяются портреты писателей и поэтов Л. Н. Толстого, А. Н. Толстого, А. Белого, А. М. Ремизова.

— после приезда в Россию из Парижа, где на протяжении двух лет Г. работала с Огюстом Роденом (1840–1917).

Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Культурные связи и влияния. Писатели, деятели церкви и культуры. Голубкина Анна Семеновна

Голубкина А. С. Скульптурное изображение Д. Щепочкина — подготовительная работа к бюсту М. Ю. Лермонтова, гипс. 1900. Музей-мастерская А. С. Голубкиной

Во дворе родного дома в Зарайске братьями скульптора была выстроена мастерская, в которой в течение г. создавался бюст Л. По воспоминаниям современников Г. собирала все снимки с портретов Л., какие она только могла достать. Кроме того, ей позировал племянник, студент Д. Щепочкин, имевший некоторое сходство с Л. [1;202]. Бюст Л. работы Г. — портрет, традиционный для искусства рубежа XIX — XX вв. Эта работа выполнена под влиянием развивающегося в то время импрессионизма. Черты этого направления проявлены в каждой детали: в скульптуре не была передана портретная точность, уделено внимание движению, воплощена идея пробуждения человеческого духа.

Для этой работы Г. характерна экспрессия, предельное напряжение, острейший психологизм. В скульптуре найдена такая художественно-пластическая форма, «которая отличается повышенной выразительностью лепки» [2; 360]. История этой скульптуры неразрывно связана с усадьбой Середниково. К началу XX в. усадьба стала крупным культурным центром — ее посещали художники В. А. Серов и К. Ф. Юон, давали концерты Ф. И. Шаляпин и С. В. Рахманинов. Ценившая творчество Л. хозяйка Середниково В. И. Фирсанова (1862–1934), известная покровительница искусств, заказала Г. бронзовый отлив с Л. Работа была выполнена в 1901 г. в Париже и экспонировалась вместе с произведениями М. А. Врубеля, В. М. Васнецова, А. П. Рябушкина и др. на выставке «Мир искусства» (СПб., 1901 г.). Гипсовый оригинал так и остался во Франции и на сегодняшний день считается утерянным.

Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Культурные связи и влияния. Писатели, деятели церкви и культуры. Голубкина Анна Семеновна

Голубкина А. С. Бюст М. Ю. Лермонтова. Бронзовый отлив. 1901. Усадьба Середниково

«Мцыри» (1925 г.) скульптура была установлена в парке. Авторство этого изображения на протяжении нескольких десятилетий считалось неизвестным, и только к середине XX века было опознано близкой знакомой Г., художницей-карикатуристкой А. А. Хотяинцевой (1865 — 1942).

К 1990-м гг. бюст Л. пришел в плачевное состояние — под ним разрушился пьедестал. Вред бронзе нанес цемент, которым пытались закрепить памятник. Благодаря кропотливой работе реставраторов бюст сохранился. В настоящее время он установлен на новом постаменте в Розовой комнате усадебного дома в Середниково — в комнате, где жил сам поэт.

По сведениям, предоставленным музеем-мастерской Г. (филиал Государственной Третьяковской галерее), в 1930-х гг. с бронзового отлива бюста были сделаны гипсовые копии. В 1938 г. А. П. Свирин выполнил одну из них для музея-мастерской Г.. С работы А. П. Свирина бронзовый экземпляр отлил В. В. Лукьянов (сейчас находится в собрании Государственной Третьяковской галерее). Уже с этого бронзового бюста А. П. Свириным были сделаны гипсовые отливы, которые экспонируются в Государственно русском музее, в Государственном музее «Домик М. Ю. Лермонтова» в Пятигорске, в Рязанском областном художественном музее, в Государственном музее-заповеднике «Тарханы», в Астраханской картинной галерее им. Б. М. Кустодиева, в Самарском областном художественном музее, в Ростовском областном музее изобразительных искусств.

С 1940 по 1964 гг. бронзовый бюст Л. работы Г. регулярно экспонировался на различных выставках: выставка лермонтовских фондов московских музеев (М., 1940), выставка к 80-летию со дня рождения А. С. Голубкиной (М., 1944), выставка к столетию со дня смерти Л. (М., 1945), юбилейная выставка со дня рождения поэта (М., 1964).

Следует отметить еще одно произведение Г., в котором просматриваются мотивы творчества Л. В 1904 г. скульптором была выполнена работа «Пророк» (гипс, Музей-мастерская Г.) — собирательный образ пророка в русской литературе.

— М.: Советский художник, 1983. — 245с; 2) Государственная Третьяковская галерея. Искусство XII — начала XX века: [альбом] / Третьяковская галерея. — М.: ООО «Издательство СканРус», 2009 — 368с; 3) Зайгер Н. Я. Музей-мастерская скульптора А. С. Голубкиной. — М.: Советский, 1983. — 47с; 4) Каменский А. А. А. С. Голубкина. Личность. Эпоха. Скульптура. — М.: Изобразительное искусство, 1990. — 461с; 5) Кон Ф. А. С. Голубкина [краткий очерк о творчестве А. С. Голубкиной]. — М.: Всекохудожник, 1935. — 37с; 6) Розанов В. В. Успехи нашей скульптуры // Мир искусства, 1901, №3. — С. 110–115._

К. А. Поташова

Разделы сайта: