КУПЕР

(Cooper) Джеймс Фенимор (1789–1851),

американский романист, классик приключенческой литературы.

К. был одним из родоначальников американского романтизма [2], на родине в нем видят не только занимательного писателя, но и создателя одной их первых теорий художественного творчества [7]. В России К. узнали еще в 1820-е гг., а в конце 1830-х — начале 40-х гг. его романы были уже весьма популярны в России. В «Отечественных записках» публиковался роман «Следопыт», пользовавшийся большим успехом у публики. Роман получил высокую оценку Белинского, назвавшего его шекспировской драмой в форме романа. Во второй половине века вышло обширное 25-томное издание произведений К., сразу же переизданное [3], популярность писателя сохраняется и в сегодняшней России [4;5].

Будущий писатель родился в семье богатого землевладельца, основавшего в штате Нью-Йорк поселок Куперстаун. Высшее образование К. получал в Йельском университете, но до окончания учебы его позвала романтика морских путешествий, и он поступил на морскую службу, которая длилась без малого пять лет. Первый роман К. «Предосторожность» (1820) был посвящен Англии, но в силу плохого знакомства автора с нюансами английской жизни имел плохие отзывы в печати. Вторым, более удачным романом К. стал «Шпион, или Повесть о нейтральной территории» (1821), который получил читательскую поддержку и в Америке, и в Европе.

«пенталогию о Кожаном Чулке», которая стала «визитной карточкой» К. в мировой литературе: «Пионеры» (1823), «Последний из могикан» (1826), «Прерия» (1827), «Следопыт» (1840), «Зверобой» (1841). Ее сквозным героем стал «бледнолицый» охотник Натанаэль Бумпо, играющий роль своего рода «доброго самаритянина» по отношению к индейцам, коренным жителям Америки. Выходя из лесной чащи, Натти Бумпо по прозвищу Кожаный Чулок в очередной раз вступается за несправедливо обиженных (чаще всего, индейцев), приводит чашу весов справедливости в равновесие и снова уходит в лес, чтобы слиться с природой, которая и является его родным и истинным домом. Благодаря широкой популярности этой серии романов К. получил прозвище «американского Вальтер Скотта».

Значительны достижения К. и в жанре «морского» романа, в которых романтическая живописность путешествий сочетается с широтой и убедительностью жизненных мужественных характеров («Лоцман», 1823; «Красный корсар», 1827).

Важной вехой в биографии К. стало путешествие в Европу, где он провел несколько лет. Результатом поездки стали романы, созданные на основе европейского материала: «Браво» (1831), «Генденмауэр» (1832), «Палач» (1833). Возвращение в Америку сопровождалось чувством глубокого разочарования, поскольку, сбитый с толку иллюзиями демократии, он явственно увидел на родине дух стяжательства, всевластие «интереса» под названием доллар. Результатом творческих раздумий автора стал роман «Моникины» — нелицеприятная сатира на современное автору американское общество. Многие почувствовали в тексте произведения благотворное влияние, которое оказала на творчество К. европейская сатирическая традиция и, в частности, Дж. Свифт. К нему примыкает роман «Сатанстоу» (1845) и ряд других прозаических произведений из американской жизни. С большим интересом до сих пор читаются и обширные путевые заметки К. (1836–1838).

[6]. В письме В. П. Боткину Белинский писал, что был чрезвычайно рад услышать такое мнение Л. о К. [1]. Рецензируя роман «Герой нашего времени» после смерти Л., Белинский сообщал, ссылаясь на Л., что в его творческие планы входила трилогия о трех периодах русской истории — Екатерины, Александра I и о современной Белинскому и Л. жизни по примеру серии романов К., начинающейся «Последним из Могикан»[1].

Лит.: 1) Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. — М. — Л.: Издательство Академии наук СССР, 1953–1959, Т. XI. — С. 509; Т. V. — С. 455; 2) Боброва М. Н. Романтизм в американской литературе XIX века. — М.: Наука, 1972. — 286 с.; 3) Купер Ф. Сочинения: В 25 т. — СПб.: М. О. Вольф, 1865–1880; 2 изд., 1880–1882. — 211 с.; 4) Купер Дж. Ф. Собрание сочинений: В 9 т. (17 кн.). — М.: Терра, 1997. — 848 с; 5) Купер Дж. Ф. Собрание сочинений: В 9 т. — СПб.: Логос, 2004. — 381 с.; 6) М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников / 2 изд. — М.: Худ. лит., 1972. — С. 242–245; 7) Shulenberger A. Cooper’s theory of fi ction. Lawrence: University of Kansas Press, 1955.