Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь.
Лирика М. Ю. Лермонтова.
0 - 9

«10 ИЮЛЯ (1830)» («ОПЯТЬ, ГОРДЫЕ, ВОССТАЛИ…») (1830).

Автограф хранится в ИРЛИ, тетр. VII. Впервые опубликовано: «Стихотворения М. Ю. Лермонтова, не вошедшие в последнее издание его сочинений», Берлин, 1862, с. 118.

Наряду с другими, ст. представляет собой поэтический отклик Л. на события Июльской революции во Франции (см.: «30 июля – (Париж), 1830 года»). В автографе под текстом ст. рукой Л. были поставлены три звездочки, что позволило исследователям предполагать существование продолжения, позднее утраченного.

по ст. стилю) и закончились 30 июля победой восставшего народа, отречением короля Карла X; известия об этом были получены в Москве в начале августа 1830 г. Это дало Н. Л. Бродскому, а также Н. А. Любович предположить, что ст. было посвящено восстанию горцев либо восстанию Албании против турецкого ига [1; 228–229], [4; 378–386]. В итоге споров была принята трактовка Б. М. Эйхенбаума, по мнению которого, в заглавии ст. Л. допустил описку: не «10 июля», а «10 августа» – время, когда находившийся в Середникове юный поэт мог получить известия об Июльской революции в Париже и естественно контаминировать это сообщение с самими событиями [9; 458]. По мысли Э. Найдича, «при таком предположении каждая строка текста получает исчерпывающее объяснение, а самый отклик Л. на это крупное событие в европейской жизни становится в один ряд с откликами А. С. Пушкина и А. И. Герцена, писавшего в «Былом и думах», что известия об Июльской революции произвели сильнейшее впечатление на молодое поколение» [5]. Это объясняет и мотив защиты независимости страны – поскольку власть Бурбонов ассоциировалась в революционной публицистике того времени с чувством национальной ущемленности французов после разгрома в 1814 г. «Самодержавия сыны» (в черновом варианте – «тиранства низкие сыны» – поэтическое обозначение любой деспотической власти. Мотивы «кровавой вольности», воспоминания о прошедшей славе связывают поэтическое обращение Л. с мотивами воспоминаний о Великой французской революции; тема XVIII века поддерживается в ст. и упоминанием имени великого русского полководца А. В. Суворова.

«Полтавы»: «Знамя вольности кровавой». Относящаяся у Пушкина к Мазепе, эта строка обретала в контексте поэмы двойственное звучание: «вольность», ставшая знаменем для вероломного предателя, оказывается развенчана. Лермонтовская трактовка мотива в юношеском ст. не прояснена до конца, однако пушкинская реминисценция, как и воспоминание о Суворове, боровшемся против «трехцветного знамени» «вольности кровавой» Наполеона, позволяют говорить о более сложном историко-политическом подтексте ст., нежели просто восхищение революционными событиями во Франции.

– М., 1945. – С. 228; 2) Висковатый П. А. М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. – М., 1891. – С. 119; 3) Вольперт Л. И. Лермонтов и французская литературная традиция (сопоставление с Пушкиным) // Вольперт Л. И. Лермонтов и литература Франции. – Тарту: Тартурский университет, 2010. – С. 33–61; 4) Любович Н. «10 июля (1830) » // ЛН, т. 58, – C. 378–386; 5) Найдич Э. Э. «10 июля (1830) » // ЛЭ. – С. 139; 6) Обручев С. В. Над тетрадями Лермонтова. – М.: Наука, 1965, – С. 30–39; 7) Орлик О. В. Россия и французская революция 1830 года. – М.: Мысль, 1968, – С. 102; 8) Орлик О. В. Передовая Россия и революционная Франция. – М.: Мысль, 1973, – С. 133; 9) Эйхенбаум Б. М.<Комментарий> // Лермонтов М. Ю. Полное собрание сочинений. – М.; Л.: Academia, 1935. Т. 1. – С. 457–458.

Т. А. Алпатова

«11 ИЮЛЯ» (1830 или 1831).

— ИРЛИ, оп. 1, № 21, т. XX, л. 17. Впервые опубликовано в 1845 году в журнале «Библиотека для чтения» (Т. 68, № 1, отд. 1, С. 8–9).

«11 июля» (1830 или 1831) относится к любовно-медитативной лирике поэта. В 1830–1832 гг. Л. создает цикл ст., посвященный Наталье Федоровне Ивановой (1813–1875). О значении этой женщины в судьбе Л. писали В. Каллаш, Б. Нейман, И. Андронников, Б. Эйхенбаум. Разрыв отношений с Н. Ф. Ивановой исследователи относят к 1831 г. Это событие, видимо, получило отражение в ст. «Сон» («Я видел сон: прохладный гаснул день») (1830 или 1831) и «Видение» (1831), которые посвящены воспоминаниям о любви и начинаются с картины заката солнца. По тональности и системе образов близко ст. «Сон» («Я видел сон: прохладный гаснул день») [2].

В ст. «11 июля» сквозным символическим образом становится свет солнца. В первой части создается лирический пейзаж: образ заходящего за «лиловые облака» и «снежную цепь холмов» солнца соотносится с завершением отношений с «девой молодой», охлаждением ее чувств.

«бесценная голова» возлюбленной, трепет ее «милых уст». Вторая часть элегии обращает нас к лирическому образу поэта, «последним блеском озаренного». Исчезающее чувство девушки заставляет его задать себе вопрос, была ли прошлая любовь сном. Последняя часть ст. содержит ответ на этот вопрос: ослеплению счастьем поэт противопоставляет истинный свет, «искру страданья». Т. о., любовное страдание открывает духовному взору поэта истину, которая не является сном.

Лит.: 1)Андроников И. Л. Загадка Н. Ф. И. // Собр. соч.: В 2-х т. — М.: Правда, 1980. Т. 1. — С. 23–48; 2) Пейсахович М. А. Строфика Лермонтова // Творчество М. Ю. Лермонтова. — М.: Наука, 1964. – С. 433.

«30 ИЮЛЯ. — (ПАРИЖ) 1830 ГОДА» (1830)

Автограф — ИРЛИ, оп. 1, № 8, тетр. VIII, лл. 10 об.– 11. В копии (ИРЛИ, оп. 1, № 21, тетр. XX, лл. 3 об. -4.) ошибка в заглавии «30 июня 1830 года». Впервые опубликовано (с изменениями в тексте и пропуском 7 стиха): «Русская мысль» (1883. № 4. С. 54). По полож. в тетр. датируется авг. 1830 г., возможно, что написано в Середниково, где Л. провел лето 1830 г.

–29 июля 1830 г.) и отречение от престола Карла X. Входит в эсхатологический цикл ст. Л. По сопряжению мотивов суда истории и Божьего суда созвучно ст. «Предсказание», по обличению неправедной власти ст. «Новгород», по оценке Божьего Суда и ожиданию Судного Дня подготавливает содержание заключительных строк ст. «Смерть поэта». В этом ст. при изображении Судного Дня Л. наследует традицию литературы XVIII в. (ст. «Властителям и судиям» (1780) Г. Р. Державина (переложение Пс. 81), «Ода, выбранная из псалма 71» (1796– 1797) И. А. Крылова). В развитии темы особенно силен мотив Пс. 81 и ст. -я Г. Р. Державина, проникнутого апокалипсическими ожиданиями:

Цари! — Я мнил, вы боги властны,


И так же смертны, как и я.
<…>


Приди, суди, карай лукавых,

«Есть суд земной и для царей» ярко характеризует стиль Л., отличительной чертой которого является создание кратких словесных формул, отражающих законы бытия.

Представления Л. о Страшном Суде соответствует ортодоксальному христианству. Образная система ст. опирается на атрибуты Судного Дня, являющихся в Апокалипсисе: трубы Архистратига Михаила как образа пробуждения усопших («Когда последняя труба / Разрежет звуком синий свод»), образа весов как символа справедливости («Когда появятся весы, / И их подымет Судия…»). Важно и понимание Л. тайны воскрешения мертвых в единстве их души и тела («Когда откроются гроба, / И прах свой прежний вид возьмет»), явл. одним из важнейших утверждений христианства. [3; 194–197].

«эсхатологического цикла» является мотив безвинного страдания, за «праведную кровь» народа в этом ст. ответственен тиран, она является причиной его вечных мук, за «поэта праведную кровь» в ст. «Смерть поэта» ответственны «жадною толпой стоящие у трона». В обоих ст. Л. содержится аллюзия на евангельский стих, связанный с преданием Иисуса Христа страшной казни: «И отвечая весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27: 15).

Лит.: «30 июля. — (Париж) 1830 года» // ЛЭ. — С. 581; 2) Державин Г. Р. Властителям и судиям // Державин Г. Р. Стихотворения. — Л.: Советский писатель, 1957. ( Серия: Библиотека поэта). — 465 с.; 3) Киселева И. А. Религиозно-этический идеал: истоки формирования и художественное воплощение // Творчество М. Ю. Лермонтова как религиозно-философская система. — М.: МГОУ, 2011. — С. 171–20; 4) Киселева И. А. С. В. Гузина. Духовно-нравственный идеал русской поэзии 1820–30 годов // Вестник МГОУ. Серия: Русская филология. — М., 2010. № 3. — С. 132–137; 5) Крылов И. А. Ода, выбранная из псалма 71 / И. А. Крылов. Пол. собр. соч.: В 3-х т. — М.: Государственное издательство художественной литературы. 1945–1946. — Т. 3. С. 269; 6) Макарий (Оксиюк), митрополит. Эсхатология святого Григория Нисского. — М.: Паломник, 1999. — С. 73, 229, 232.

«1830 ГОД. ИЮЛЯ 15-ГО» (1830)

— ИРЛИ, оп. 1, № 7 (тетрадь VII), лл. 1 об.—2. Впервые опубликовано: «Отеч. зап.» (1859, т. 127, № 11, отд. I, стр. 246–247).

коллизия (столкновение светлых и чистых юношеских идеалов с «идеалами» светского общества, в котором царит «дружеский обман» [I; 139]), «не преображенная, по всей вероятности, личностными переживаниями, делает исповедь поэта в значительной мере книжной» [4]. Но у Л. такой безрадостный взгляд на жизнь сформировался очень рано, без приобретения жизненного опыта. Юный поэт вглядывается в окружающую действительность трезвым, проницательным взглядом зрелого человека и видит ее такой, какова она есть на самом деле: не согрета преданной, искренней дружбой, взаимной, постоянной любовью.

В ст. прослеживается тема одиночества и душевных терзаний. Сердце лирического героя есть «жертвенник, сгоревший от огня» [I; 140]. Разочарование в морали «света», в любви, в дружбе приводит к тому, что лир. герой, сбросив цепь, сковавшую его, обретает внутреннюю свободу ценой отчужденности от окружающего мира, от людей, которые «старалися <…> / Так отравить ребяческие дни» [I; 140]. Однако в душе героя против них «горит <…> / Не злоба, не презрение, не месть» [I; 140], но обида, горечь, боль. Лир. герой мучим своим одиночеством, но это «подвиг гордого одиночества» [3]. Мотив тоски и душевной муки отчетливо слышен в последних строках ст. («Что ж. — Ныне жалкий, грустный я живу/ / Без дружбы, без надежд, без дум, без сил…») [I; 140], звучащих резким диссонансом строкам первой строфы («Как я рвался на волю к облакам! / Готов лобзать уста друзей был я…») [I; 139].

Как отмечает в своем исследовании игумен Нестор (Кумыш), довольно рано поэт «познал ту горечь разлада, которая рождается в человеке от несоответствия запроса души с повсеместной скудостью жизни» [2]. Этот изначальный, высокий уровень требований к жизни поэт пронесет до конца своих дней. Белинский за год до гибели Л. удивлялся цельности его натуры: «Я с ним робок, меня давят такие целостные, полные натуры, я перед ним благоговею и смиряюсь в сознании своего ничтожества» [1]. «Самим строем своей уникальной личности Л. был обречен на отчужденное существование, на глубочайшее одиночество» [2], как древние пророки, которые «носили в своей душе глубокое огорчение и боль от созерцания несовершенного устройства своего общества» [2].

— М.: Захаров, 2003. — С. 364; 2) Игумен Нестор (Кумыш). Тайна Лермонтова. — СПб.: филологический ф-т СПБГУ, 2011. — С. 9–12; 3) Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова / Отв. ред. Г. М. Фридлендер. — М.; Л.: Наука, 1964. — С. 14; 4) Черный К. М. «1830 год. Июля 15-го» // ЛЭ. —С. 586.

А. А. Юрлова

«1830 МАЙЯ 16 ЧИСЛО». (1830).

Авт. хранится в ИРЛИ, оп. 1, № 6. (тетр. VI), л. 31 об. Копия — ИРЛИ, оп. 1, № 21 (тетр. XX), лл. 6 об. — 7, под загол.: «1830 года маия 16 дня». Вп. были опубл. нач. шесть стр. в Соч. под ред. П. А. Ефремова (т. 2., 1887, С. 89) под загл. «Предчувствие (Отрывок)». Полн. в Соч. под ред. П. А. Висковатова (т. 1, 1889, С. 112) и журн. «Сев. вестник» за 1889 г., (№ 8, С. 4–5).

«филос. медитац., предмет кот. — размышления о посмертн. судьбе поэтич. творч.» [1; 586]. Трагизм смерти, размышления о кот. у Л. «несут отпечаток религиозных концепций» [I; 132], рассм. поэт. как самостоят. существ. в потусторон. мире, где душа жажд. обрести «место к вечн. покою» [I; 132]. Страха перед неизбежн. смерти у Л. нет, он боится раств. в бесконечн. посмертн. бытия. Смерть остается таинствен. переходом в загробн. мир, но Л. волн. не св. посмертн. судьба, а таинство сам. жизни, осознан. себя как венцом Божьего творения, так и творцом поэтич. реальн. Жизнь в эт. контек. приобрет. особ. аксиол. значим. как путь духовно–нравств. и творч. самореализац. Творч. как причастие Божеств. жизни не должно «исчезнуть совершенно»: поэт хочет оставить в земн. бытии св. «труд вдохновенный». Обращ. к Творцу всего сущего с вопросами, на кот. поэт — «страдалец» не м. найти ответа, т. к. «нет в душе довольно власти», заверш. неизбежн. признанием чувств. обаяния страданий земн. бытия: «Люблю мучения земли» [I; 132]. Дихотомия неба и земли, реализуем. в индивид. опыте пережив. физич. смерти как онтологич. перехода из земн. мира в небесн., не порождают у поэта. страха богооставленности: «влечение к земн. страстям пережив. и осозн. Л. как одновр. право и слабость «высок. души», неспособн. отрешиться от земн. ценностей» [1; 586]. В фин. ст. христ. танатологич. семантика, кот. им. «раздумья Л. о посмертн. скитаниях», преобраз. «в мотив утвержд. земн. жизни» [1, 586]. Т. о., романт. антитеза неба и земли, явл. в ран. творч., приобр. форму лейтмотива.

«1830. Маия. 16 число» // ЛЭ. — С. 586; 2)Асмус В. Круг идей Лерм // ЛН. — М.: Изд. АН СССР, 1941. — Т. 43– 44. т. I — С. 83–128; 3)Абрамович Н. Я. Смерть и художники слова// Смерть. Альм. — СПб., 1910. — С. 209–284; 4)Бороздин А. К. Характерист. поэз. Лерм. — СПб.: Типогр. д-ра А. Л. Эбермана, 1891. — 17 с.; 5) Будущ. загр. жизнь на основ. Свящ. Писан. и уч. Св. отц. СвятоТроицк. С. Л., 1996. — 125 с.; 6) Зырянов О. В. Концепт «покой» в лир. М. Ю. Лерм.: (Фрагм. индив. поэтич. мифол.) //М. Ю. Лерм. Пробл. изуч. и препод.: Межвуз. сб. науч. тр. — Ставрополь, 1997. — С. 123–129; 7) Кедров К. А. Мотивы (Смерть) //ЛЭ. — С. 310–311; 8) Котельников В. А. «Покой» в религ. - филос. и худож. конт.//Рус. лит., 1994. — № 1. — С. 3–41; 9) Он же. Правосл. подвижн. и рус. лит. На пути к Оптиной. М., 2002. — 384 с.; 10)Косяков Г. В. Пробл. см. и бессм.. в лир. М. Ю. Л. Дис… канд. филол. н. Омск, 2000.– 197 с.; 11)Красильников Р. Л. Танатолог. мот. в худ лит. Автореф. д — ра филол. н. — М., 2011. — 54 с.; 12) Красильников Р. Л. Типол. танатологич. мотивов в лит. // Филол. науки. — 2009. — №6. — С. 11–20; 13)Он же. Танатологич. мотивы в худ. творч.: эстетич. аспект. М.; Вологда, 2010. — 160 с.; 14)Лотман Ю. М. Смерть. как пробл. сюжета // Лотм. Ю. М. и тарт. -моск. семиот. шк. — М., 1994 — С. 417–430; 15) илевская Н. И. Мотив «сна» «смерти» в ран. творч. М. Ю. Лерм. // М. Ю. Лерм.. Пробл. изуч. и препод.: Межвуз. сб. науч. тр. — Ставрополь, 1996. — С. 36–54; 16) Рашидов С. Ф. Смысл жизни и страх смерти как обнаруж. феном. самосознан // Фигуры Танатоса. Симв. смерти в культ. — СПб., 1991. — С. 39–46; 17) Смирнова Н. В. Мотив смерти в худ. сист. лир. М. Ю. Лерм.//Вестн. Удмуртск. ун-та, 1993. — № 4. — С. 75–77; 18) Трубников Н. Н. Пробл. см., врем. и цели чел. жизни//Филос. наук. — 1990. — № 2. — С. 104– 115; 19) Харт Ниббриг К. Л. Эстет. смерти. СПб.: Изд-во Ив. Лимбаха, 2005. — 424 с.; 20) Шапошникова В. В., Шишлова С. Н. Словообр. душа в лир. М. Ю. Лерм.//Рус. яз. в шк., 1997. — № 1. — С. 67–70.

О. В. Сахарова

«1831-ГО ИЮНЯ 11 ДНЯ» (1831).

Автограф не известен. Авторизованный список хранится в ИРЛИ, оп. 1, № 21 (тетр. XX), лл. 21 об. — 25. Впервые: Соч. под ред. С. С. Дудышкина (т. 2, 1860, С. 105–115). Датировка указана в названии ст. Стф. 1, 2, 5 вошли в драму «Странный человек» с небольш. изм. Ст. 101–112 в видоизмен. форме присутств. в поэме «Литвинка» (строки 513–520), а 194–195 в «Джюлио» (строки 292–293).

«суммирующее целый ряд … основных философско — романтических мотивов» [5; 586], имеет автобиографический характер, обращено к Н. Ф. Ивановой (с ее именем связан ряд ст. Л. 1830–1831 гг. — «ивановский цикл»), сост. из 32 строф (октав) и написано белым стихом, что «определило свободную форму ст., непроизвольность самовыражения (будто импровизация), к-рые подчеркнуто контрастны интеллектуальнному содержанию лирического высказывания». [5; 586]. Произв. можно отнести к психолого–аналитич. лирическим переживаниям, исследующим человеческую душу, тоскующую по небесной гармонии и земным нравственным идеалам. Доминирующий романтический субъективизм, кот. выражен в форме «дневниковой записи» [5; 586] репрезентируется в глубоко нравственную констатацию мук и страданий, вызванную абсолютным одиночеством лирического героя в жестоком и враждебном мире. Первые три строфы иллюстрируют страстн. «желание блаженства» и «жажду бытия», кот. возникли в душе поэта «с детских лет» [I; 178]: «Напряженная рефлексия, развернутая в ст., связана также с жаждой личного усовершенствования и с погружением в философский анализ душевной жизни» [5; 586]. Следующие одиннадцать октав наполнены раздумьями о недостижимости счастья в любви, о смерти и бессмертии, о трагическом одиночестве среди не понимающих поэта людей и привязанности к «обольщениям света». С юношеским максимализмом автор, «встревоженный печальной мечтой» об утраченной любви, не находит слов для выражения «пыла страстей возвышенных», говорит о своем мучительном одиночестве: «И я влачу мучительные дни / Без цели, оклеветан, одинок…» [I; 178]. Л. размышление о быстротечности жизни: «Есть всему конец; / Не много долголетней человек / Цветка; в сравненьи с вечностью их век / Равно ничтожен. Пережить одна / Душа лишь колыбель свою должна» [I; 178] есть библейская аллюзия, понятная в русле его христианского мировоззрения: «Человек, яко трава дние eго, яко цвет сельный, тако оцветет, яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает к тому места своего» (Пс. 102: 15–16). В Л. ст. «философскому анализу подвергается процесс внутренней жизни героя, в к-рой важнейшее место отведено восприятию и осмыслениию мира в аспекте трех высших романтических ценностей — иск-ва, любви, религии, составляющих для романтика подлинную реальность человеческого бытия. Элегические и гражданские поэтические формулы сочетаются с нравствствеными афоризмами и сентенциями, с философскими тезами (что приводит к заметн. «прозаизации» стиля)» [5; 586], а интимные признания сменяются маштабными филосовскими обобщениями. Ст. многотемно, и потому не вписывается в границы одного жанра, представляет собой синтез дневниковой записи, регигизно. — философской медитации и исповедального монолога. Развернутая система «романтической антитезы небесного и земного, «ангельского» и «демонического», «священного» и «порочного» мыслятся извечно существующими, но их смешенье в человеке»…вносит смятенье и трагизм» в Л. душу, обостренный масштабом ее высших потенций. [5; 586]: «Лишь в человеке встретиться могло / Священное с порочным» [I; 184]. Собств. душа оказыв. самой главн. загадкой бытия, кот. поэт не стремится открыть никому: «И как я мучусь, знает лишь Творец;/Но равнодушный мир не должен знать» [I; 185]. Временные ценности не важны для Л. так, как вечные, и потому его волнует посмертная судьба души, кот. в земной юдоли обречена на страдания ( «Душа сама собою стеснена» ): Грядущее тревожит грудь мою./Как жизнь я кончу, где душа моя/ Блуждать осуждена, в каком краю/Любезные предметы встречу я?» [I; 184]. Ощущение духовно целостного союза с вечностью помогают оценить «под ношей бытия» кажд. мгновение земной жизни и небесно возвышенного дара любви, кот. является потребностью души («Я не могу любовь определить,/ Но это страсть сильнейшая! — любить/Необходимость мне…»), не исчезающей из памяти со смертью тела: «Я смерти отдал все, что дар земной / Но для небесного могилы нет» [I; 178]. Здесь возникает мотив любви, возрожающей и одухотворяющей душу, кот. существует параллельно мотиву любви — страдания. В сознании лирического героя образ любви эволюционирует от земного переживания к духовному союзу любящих сердец:

…мой ангел, ты

Тебя отдаст бессмертной жизни вновь;

–179].

«живет сознанием своей внутр. значительности, испытывая острое желание запечатлеть свое пребывание на земле» [5; 587]. В контексте нравствственной философии поэта «лермонтовские устремления обретают макрокосмические масштабы [1; 119]: «Мне нужно действовать, я каждый день / Бессмертным сделать бы желал.» [I; 184].

«боренье дум»: «Поэтому он склонен возложить вину на самого себя ( «Находишь корень мук в себе самом»), а не на небесное предопределение ( «И небо обвинить нельзя ни в чем»). Вследствие этого «сумерки души» (т. е. смутное состояние души, обусловленное неочевидностью постоянно ускользающей истины и неотчетливостью причин душевного неблагополучия) становятся важным лирическим переживанием, окрашивающим все размышление». [5; 587]. В девятой строфе пейзажная зарисовка имеет первостепенное значение: «этот образ из мира природы — аналогия переживаний поэта» [4; 63]. В трех последующих строфах дается рассуждение о любви необыкновенного напряжения, которое порождает трагедию неразделенного чувства, и потому сравнивается с молодой березой «в трещине развалин». Лермоновскому человеку невозможно забыть «женский взор» — «причину стольких слез, безумств, тревог» [I; 179]. Л. герой «холоден и горд», потому что им «никто не дорожит…на земле», хотя поэт «любил всем напряжением душевных сил», но так и не нашел отклика в душе любимой (мотив поиска «души родной») [I; 181]: «желание бессмертия сосуществует в душе героя с жаждой любви» [5; 587]. Только на природе, кот. «входит в ст. как мир живой, движущийся, вольный» [4; 64], поэт находит отдохновение своей мятущейся душе; в шестнадцатой строфе появляется мотивированная семантикой духовного одиночества образ пустыни как места первозданной Божьей красоты, наполненной стремительного движения природной жизни. Для Л. локус пустыни становится частью его духовного мира, где его гордый ум пронзает «мысль о вечности», в кот. он стремится уловить «гармонию вселенной» и познать свободу от земных оков бытия [I; 182]:


Рассеивал толпу глубоких дум [I; 179].

«душевные переживания и терзающие поэта думы образуют устойчивый круг тем и мотивов, к-рые будут развиты в дальнейшей лирике» [5; 587]. В форме «философского монолога, где интеллектуальное содержание неотделимо от личностного типа лирического высказывания» [5; 587] Л. удалось «передать «объемность» человеческого мышления» [4; 65]: поэт будто стремиться вербально запечатлеть поток свойх мыслей, предваряя тем самым экзистенциальную технику «потока сознания» («мысль сильна, / Когда размером слов не стеснена» — [I; 186]). В общем контексте медитации и философской полифонии высказывания нет замкнутости героя в пределах внутреннего мира души. В тридцатой строфе поэт выражает св. пророческие предчувствия, кот. в контексте его биографии, получают трагическое звучание: «Кровавая меня могила ждет, / Могила без молитв и без креста» [I; 185]. Грусть рефлекирующего героя («И грусти ранняя на мне печать») становится знаком его неординарной личности, вмещающей в себя целый мир. Т. о., ст., «начатое как самоанализ… превращается в дневник одного дня» [4; 64]. Но, несмотря на глубокую насыщенность средствами романтической поэтики, лаконично выраженной афористичиской формулировки, развернутой символико — пейзажной зарисовки, наполненной целостными философскими обобщениями, произв. воспринимается как предельно откровенный монолог о времени и о себе.

Лит.: «желаний» в рус. лир. ХIХ века. (К постановке проблемы)// Вестник ТГПУ. — 2007. — Вып. 8 (71). — C. 119–125; 2)Гинзбург Л. Я. Творческий путь Лермонтова. — Л., 1940 — С. 64–65; 3)Дрыжакова Е. Оппозиция “добро–зло” в лирике Лермонтова //Михаил Лермонтов. 1814–1989. Норвичский симпозиум. — Нортфилд, Вермонт, 1992. — С. 53–68; 4)Журавлева А. И. Лерм. в рус. литературе. Пробл. поэтики. — М., 2002. — С. 61–68; 5) Коровин В. И. «1831-го июня 11 дня» // ЛЭ. — С. 586–587.; 6)Коровин В. И. Творческий путь М. Ю. Лермонтова. — М., 1973. — С. 39–41; 7) Котельников В. А. «Покой» в религ. -философских и художественых контекстах // Русская литература. — 1994.– №1.– С. 3–41; 8)Котельников В. А. Православные подвижники и русская литература. На пути к Оптиной. М., 2002. — 384 с.; 9) Котельников В. А. Святость, радость и творчество // Христианство и русская литература. — СПб.: Наука, 1999. — С. 59–66; 10) Моторин А. В. Жребий Лермонтова// Христианство и русская литература. Вып. 3. — СПб., 1999. — С. 151–163; 11)Пейсахович М. Строфика Лермонтова. // Творчество М. Ю. Лермонтова: 150 лет со дн. рожд., 1814–1964. — М.: Наука, 1964. — С. 472–473; 12) Панарин А. Завещание трагического романтика // Москва. — 2001. — №7. — С. 3–41; 13) Шенгели Г. Белый стих // Литературная энциклопедия.: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Издво Л. Д. Френкель, 1925. — Т. 1. А — П. — Стб. 101–104; 14) Эйхенбаум Б. М. Статьи о Лермонтове, М.–Л., 1961. — С. 48–49, 56–57, 61–62.

«1831-го ЯНВАРЯ» (1831).

«Сев. Вестник» за 1889г. (№ 1, отд. I, С. 15). Копия — ИРЛИ, оп. 1, № 21 (тетр. XX), л. 27. Вт. копия (сдел. А. Закревским 15-го авг. 1831г.) — ИРЛИ, ф, 244, оп. 1, № 124 (альб. Ю. Н. Бартенева), л. 180.

«стремлением к точному хронологическому определению описываемых событий или размышлений» [11; 588]. Лейтмотивом произ. является отрицание светской толпы, приобретающей «отчетливо выраженнный философский характер» [11; 587]. Л. герой трепетно вслушивается в «бытия земного звуки» с целью познания высших тайн бытия, вибрацию кот. он ощущает., видя перед собой «веков протекших великаны» [I; 175]. Романтическое противостояние героя, душа кот. полна «чувствами живыми» и светской толпы, обманчивой и лживой, принимает глубоко личный характер, что предельно обостряет трагическое звучание мотива одиночества среди людей в пустыне жизни. Однако значение произв. не сводится только к обличению светского общества. Тема творчества рассматривается глубоко и многозначно: поэт, размышляя «над бездной смерти роковой» о себе и своем месте в мире, в контексте человеческой судьбы не находит идеальных тем для своего творчества ни в настоящем, ни в прошлом. Нежелание вспоминать «людей и муки», жизнь в маскарадной изменчивости светской суеты, страх оглянуться назад («Страшуся поглядеть назад» [I; 175] ) становится знаком духовного борения личности с цинично лицемерным окружением: «мучительная для героя решимость разрыва с миром земли «наглядно» выражена в самой поэтической организации восьмистрочной 2-й строфы — усиленно трехкратным нагнетанием анафор («где» и «чтоб») и двукратное, тоже анафорическое отрицание («не замешались», «не вспомнил») [11; 587–588]. Лирический герой Л. уходит от толпы и замыкается в себе, и, не находя «счастья без обмана», тяготится своим мучительным одиночеством, кот. противопоставляет его обществу и даже всему миру, и вызывает страдания от невозможности разрешить этот романтический конфликт. Однако поэт полон решимости обрести утраченную цельность мировосприятия не в соединении со светом, «где носит все печать проклятья», а в рефлексирующем диалоге с собой. Т. о., тема поэта и поэзии, нашла свое глубокое философское отражение в лирике Л., у кот. ощущение трагического одиночества и духовно — нравственного разлада с миром соотносится с внутренней свободой поэтического творчества — выражением полноты жизни и счастья, где он стремится к обретению единства конечного и бесконечного.

Лит.: –1841 гг. (Проблемы поэтики). Автореф. дис…. канд. филол. наук. Самара, 2000. — 19 с.; 2)Богданович О. В. Эволюция темы творчества в русской лирике перв. трети XX века (В. Я. Брюсов, А. А. Ахматова, Б. Л. Пастернак). Автореф. дис… канд. филол. наук. Магнитогорск, 2008. — 21 с.; 3)Бельская Л. Л. Мотив одиночества в рус. поэзии.: от Лермонтова. до Маяковского// Русская речь, 2001. №5. — С. 47–53. Оконч.: Русс. речь. 2001. — №6. — С. 3–8; 4)Вацуро В. Э. Ранняя лирика Лермонтова и поэтическая традиция 20-х гг. // Русская литература. — 1964. — № 3. — С. 46–49; 5)Гуревич А. М. «Земное» и «небесное» в лирике Лермонтова //Известия АН СССР. Серия литература и язык. — 1981. — № 4. — С. 303–311; 6)Злочевская А. Загадки и парадоксы лирического «я» в поэзии М. Ю. Лермонтова// Литература. — Первое сентября. — 2008. — № 9. — С. 42–46; 7)Кузнецова А. В. Лирический универсум М. Ю. Лермонтова.: семант. и поэтика. Дис. д. — ра филол. наук — Ростов Н/Д, 2003. — 458 с.; 8)Кузнецова А. В. Концепт счастье в семантическом пространстве лирической поэзии М. Ю. Лермонтова.//Русская словесность. — 2003. — №7. — С. 28–32.; 9)Лебедев Ю. В. «Звезды и небо!– а я человек!» ==[К 190-летию со дня рожд. М. Ю. Лермонтова // Литература в школе. — 2004. — №3. — С. 2–9; 10)Липич В. В. Пушкинская и лермонтовская разновидности русского романтизма в их художественно — эстетическом своеобразии. Дис…. д-ра филол. н. — М., 2005 — 472 c. ; 11) «1831 — го января //ЛЭ. — С. 587–588.