СТРАННИЧЕСТВО

— один из важнейших мотивов, как творчества Л., так и его времени. О «странническом» состоянии поколения эпохи Л. и ей предшествующей отмечал П. Я. Чаадаев: «Мы все имеем вид путешественников, ни у кого нет определенной сферы существования <…>. Нет даже домашнего очага <…>, ничего прочного, ничего постоянного, все протекает, все уходит, не оставляя следа ни вне, ни внутри нас. В своих домах мы как будто на постое, в семье имеем вид чужестранцев, в городах кажемся кочевниками» [6; 323–324].

Странничество Л. связано в определенной мере, с существующей романтической традицией, культивировавшей исключительного, непонятого миром героя. «Скитальцы» Жуковского («Абадонна»), Грибоедова, Пушкина предваряют собой мятущихся Арбенина, Демона, странствующего Печорина.

«Гонимый миром странник» [II; 33], разочарованный миром, задает траекторию своего пути, близкому романтической традиции. Сам Л. ощущал связь своего художественного мира с «Горем от ума», что отразилось в «Странном человеке» и «Маскараде» [8; 188–189]. Образ Чацкого, задавшего последующему поколению определенный тип пути («Вон из Москвы»), корреспондирует с лирическим «я» поэта там, где он ориентирует себя на романтическую традицию странничества, характеристика которой дана в письме Чаадаева.

«странника» свойственна часто замкнутая, кольцевая траектория, отражающая «путь без цели» («Дума») целого поколения, что характерно для романа «Герой нашего времени». Идеалами романтических скитальцев становятся Байрон, Наполеон («Нет, я не Байрон, я другой…», «Воздушный корабль» и др.). Они притягательны для романтического восприятия Л. своим избранничеством. Одинокий и великий, так он запечатлен в юношеском ст. «Наполеон» (1829).

Путь странника часто имеет направление «из России» («Вон из Москвы!»).

Россия воспринимается юношей Л., ориентированным на романтическую традицию, не как Дом. В 1829 году в «К Д…ву» поэт пишет: «Я пробегал страны России / как бедный странник меж людей» [I; 14]. Россия видится здесь как некое географическое место, имеющее свои стороны, «страны», что сигнализирует об отчуждении от нее и делает психологически мотивированной следующую строку.

Странность «странных», непонятных миру людей, с одной стороны, ведет к культу романтической исключительности и рождает романтическое странничество.

«странный» имеет широкий спектр значений, один из которых восходит к национальному духовному укладу, отражает ее важнейшую составляющую. Это «странные люди», странники, имеющее цель своего пути — встречу со святыми местами, паломничество к ним. Их движение и траектория их пути, прежде всего, связаны с внутренним стремлением к встрече со святостью, с миром Божьим здесь на земле и Отечеством Небесным, Царствием Божиим.

Отсюда рождается тот тип странничества, который описан в духовных текстах: «Все мы странника и пришельцы есмы на земли» (Пс. 118. 19) «не имамы бо где пребывающаго града, но грядущаго взыскуем» (Евр. 13, 14).

«странный» («Кто в утро зимнее, когда валит…», «Колокол», «Ветка Палестины», «Мой дом», «Крест на скале», «Тебе, Кавказ, суровый царь земли…») показывает путь странника, имеющий не замкнутую траекторию скитаний, но направленный в Вечность. Этот путь обретается Л. через постижение национального уклада с его паломничеством по святым местам, через чистоту природы, не искаженной человеческим злом и ведущей к небу (в «Синих горах Кавказа» поэт прямо говорит о том, что горная природа «приучила» его к «небу», [II; 26]). Странник Л. стремится к Дому, где «чувство правды в сердце человека, святое вечности зерно…» созвучно небесному своду и обретает там свой покой («Мой дом», [I; 291]).

Лит.: 1) Асмус В. Ф. Круг идей Лермонтова // М. Ю. Лермонтов. ЛН. — М.: Изд-во АН СССР. — 1941. — Т. 43–44. — С. 83–128; 2) Афанасьев В. В. Лермонтов. — М.: Мол. Гвардия. — 1991. — 558 с.; 3) Дурылин С. Н. Судьба Лермонтова // Русская мысль. — 1941. — № 10. — С. 1–30; 4) Константин (Зайцев), архим. Лермонтов // Чудо русской истории. — М.: МТК «Форум» 5) Киселева И. А. Творчество М. Ю. Лермонтова как религиознофилософская система. — М.: МГОУ, 2011. — 224 с.; 6) Лермонтов М. Ю. Собр. соч.: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР. — 1954–1957. Т. 2. — С. 33; 7) Радомская Т. И. Дом и Отечество в русской классической литературе первой трети XIX века. — М.: Совпадение. — 2006. — 239с. ; 8) Чаадаев П. Я. Полн. собр. соч. и избр. письма: В 2 т. — М.: Наука. — т. 1. — 1991. — С. 323–324; 9) Эйхенбаум Б. М. Стать Лермонтова. М., Л.: Изд-во АН СССР. — 1961. — С. 188–189.