«ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ».

Ежемесячный журнал (первоначально, в 1818–1819 гг. – сборник), издаваемый чиновником и литератором П. П. Свиньиным. В 1830 г. журнал был прекращен за недостатком подписчиков. В конце 1838 г. Свиньин получил разрешение на возобновление «ОЗ» и передал их на пять лет в аренду А. А. Краевскому. После смерти Свиньина в апреле 1839 г. Краевский становится хозяином журнала. Обладая организаторскими способностями, новый издатель сумел привлечь к участию в «ОЗ» широкий круг авторов и создать журнал, интересный образованному, мыслящему читателю.

Первоначальный успех нового издания был обусловлен тем, что «ОЗ» задумывались как противопоставление «журнальному триумвирату» — Ф. В. Булгарину, Н. И. Гречу с их журналом «Сын отечества» и газетой «Северная пчела» и О. И. Сенковскому, редактору смирдинского журнала «Библиотека для чтения». «Северная пчела» и «Сын отечества» порой публиковали непроверенные факты, чем заслужили славу «желтых изданий», а в «Северной пчеле», кроме того, печатались коммерческие объявления, что вызывало недовольство читающей публики. Отталкивал читателей и официозный характер этих изданий. «Библиотека для чтения», хотя и претендовала на роль «энциклопедического» журнала, была, по наблюдению В. Г. Белинского, слишком провинциальна (недаром большинство ее подписчиков составляли провинциальные помещики и чиновники). Литераторы, недовольные издательской политикой «триумвирата», перешли в «ОЗ».

Краевский стремился, по собственному признанию, делать «энциклопедический» журнал, сообщающий сведения по самым различным вопросам, формирующий общественное мнение. Примечательно, что каждый номер журнала открывался разделом «Современная хроника России». Кроме того, в «ОЗ» были следующие рубрики: «Науки», «Словесность», «Художества», «Домоводство, сельское хозяйство и промышленность вообще», «Критика», «Современная библиографическая хроника», причем эти разделы были гораздо более содержательными, чем в «Библиотеке для чтения» («ОЗ» превосходили смирдинский журнал даже по объему). В 30–40-е гг. XIX в. в журнале сотрудничали Л., А. И. Герцен, В. Ф. Одоевский, В. И. Даль, И. И. Панаев, В. А. Соллогуб. Печатались переводные произведения известных современных авторов — Виктора Гюго, Жорж Санд, Фенимора Купера и др. Отдел критики и библиографии с 1840 по 1846 гг. вел В. Г. Белинский. Благодаря его годовым обзорам новинок литературы «ОЗ» выгодно отличались от других журналов, публиковавших литературные обзоры не систематически, от случая к случаю.

«ОЗ» и, по наблюдению В. И. Кулешова, «главной и самой ценной литературно-художественной силой» [2; 39] журнала. В «ОЗ» было напечатано около 30 ст. Л., среди них такие шедевры, как «Дума», «Ветка Палестины», «Поэт», «Три пальмы», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Казачья колыбельная песня», «Журналист, читатель и писатель» и др. Следует отметить, что Л. был очень строг к себе, отбирая ст. для публикации. При жизни поэта практически ничего из его ранних произведений не было опубликовано в «ОЗ» (единственное юношеское ст., увидевшее свет при жизни Л., «Ангел», было напечатано в «Одесском альманахе»). Уже после смерти поэта, в №10 «ОЗ» за 1841 г. был опубликован «Парус».

Кроме того, в журнале Краевского печатались повести, впоследствии вошедшие в роман «Герой нашего времени»: «Бэла», «Фаталист», «Тамань». Краевскому же Л. доверил издание своего первого поэтического сборника.

Исследователи отмечают, что и журнал «ОЗ», и его издатель, и другие поэты и писатели, принимавшие в нем участие, были близки Л. по своему кругу интересов, идеям. И. З. Серман пишет: «Л. и Краевского объединяло единодушие по отношению к важнейшим политическим проблемам… Их связывало убеждение, что задача честно мыслящих литераторов — пробуждать общественное мнение, будить сознание, призывать мыслить» [4; 110]. В. И. Кулешов замечает, что интерес Л. к Востоку не расходился с общими интересами «ОЗ»: в журнале печатались кавказские повести, очерки о быте, нравах, истории восточных народов, статьи И. Я. Бичурина о Китае, переводы из «Махабхараты».

«Герое нашего времени» В. Г. Белинский дает высокую оценку творчества поэта и возражает против несправедливых суждений о нем, которые были высказаны в других журналах (в частности, в «Маяке» С. О. Бурачека). Критик видит у Л. «могущество вдохновения, глубину и силу чувства, роскошь фантазии, полноту жизни и резко-ощутительное присутствие мысли в художественной форме» [1; 82].

После смерти поэта журнал продолжает публиковать его произведения. В 1859 г. на страницах журнала появляется значительная по объему работа С. Дудышкина «Ученические тетради Л.», а всего с 1841 по 1859 гг. было напечатано 120 ранее не известных произведений Л.

«ОЗ» становится Н. А. Некрасов, который также привлекает к руководству журналом М. Е. Салтыкова-Щедрина и Г. З. Елисеева. «ОЗ» приобретают народнический характер, продолжая революционно-демокрактическую линию «Современника». В 1884г. журнал был закрыт правительством.

Лит.: — М.: Худ. лит., 1978. — С. 78–150; 2) Есин Б. И., Кузнецов И. В. Триста лет отечественной журналистики (1702–2002). — М.: Издательство Московского университета, 2002. — 208 с.; 3) Кулешов В. И. «Отечественные записки» и литература 40-х годов XIX века. — М.: Издательство Московского университета, 1958. — 183 с.; 4) Резник Н. А. М. Ю. Лермонтов и его спутники: жизненные и творческие связи. — Ханты-Мансийск, Информационно-издательский центр, 2004. — 443 с.; 5) Серман И. З. Михаил Лермонтов: Жизнь в литературе: 1836–1841. 2-е изд. — М.: РГГУ, 2003. — 288 с.

Т. С. Милованова