Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь.
Поэмы М. Ю. Лермонтова.
"Две невольницы" (1830)

«ДВЕ НЕВОЛЬНИЦЫ» (1830).

Автограф неизв. Авторизов. копия хранится в ЛБ, М. 8228.45, лл. 1–2. Название поэмы и эпиграф приписаны рукой Л. При жизни Л. не печаталось.

Впервые опубликовано в газете «Русск. слово». 1910. № 66, (21 марта) и одновременно в Соч. изд. Академической библиотеки. 1910. Т. 1. — С. 186–188.

«Бахчисарайский фонтан», текст которого Л. переписывал для себя и, по свидетельству Е. А. Сушковой, нередко цитировал наизусть. Поэме Л. предпослал эпиграф из «Отелло» В. Шекспира: «Beware, my Lord, of jealousy» («Избави, о Боже, от ревности»). Однако сюжет пушкинской поэмы Л. переосмыслил и сильно сократил, выдвинув на первый план тему ревности и мести.

— диалог султана Ахмета и его невольницы Заиры: страстное признание в любви: «Все звуки трепетной гитары, / Всех роз восточных аромат, / Топазы, жемчуг и рубины / Султан Ахмет оставить рад / За поцелуя звук единый, / И за один твой страстный взгляд!» [III; 64]. Но страстные речи султана не находят отклика в душе невольницы — гречанки Заиры. Во второй части поэмы рассказывается о гибели Заиры от рук ревнивой испанки Гюльнары: «Чу! томный крик… волной плеснуло..,/ И на кристалле той волны / Заколебалась тень стены / И что-то белое мелькнуло — / И скрылось… — Снова тишина» [III; 65]. Имена героинь поэмы традиционные в европейской литературе, связанной с восточной тематикой — Заира — так звали героиню одноименной трагедии Вольтера; Гюльнара — имя героини поэмы Д. Г. Байрона («Корсар»). Поэма написана 4-стопным ямбом с использованием разнообразных типов рифмы: перекрестной (женской и мужской), парной (женской и мужской), а также одиночными рифмами. Свободное сочетание различных вариантов рифмовки воспринимается в поэме как сознательный авторский прием.

Поэму Л. неоднократно иллюстрировали русские художники. Известны иллюстрации С. Ю. Судейкина, М. В. Ушакова-Поскочина.

Лит.: 1) Алексеев М. П. Этюды по истории испано-русских литературных отношений // Культура Испании. — М.: Искусство, 1940. — С. 424; 2) Миллер О. В. «Две невольницы» // ЛЭ. — С. 128; 3) Нейман Б. В. Влияние Пушкина на творчество Лермонтова. — Киев: Тип. Н. Я. Оглоблина, 1914. — С. 94–95; 4) Сушкова Е. А. Записки. — Л.: Academia, 1928. — 468 с.

Разделы сайта: