АВТОПОРТРЕТ В ФОРМЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ДРАГУНСКОГО ПОЛКА
(1837; бумага, акварель; 11×9,5; местонахождение неизвестно).

Л. изобразил себя в форме Нижегородского драгунского полка, с красным воротником, газырями на груди, в накинутой на левое плечо бурке, на фоне кавказских гор. Правая рука лежит на эфесе шашки; портрет поколенный, поворот в ¾ влево.

находился не с привычной стороны. Подробное описание автопортрета представил П. А. Висковатов: «Портрет очень схож, но поражал знавших Лермонтова лично необыкновенной прической с длинными волосами. А. А. Краевскому я показывал его во время посещения им Лермонтовского музея: „Похож! — сказал он, — но волос Лермонтов так не носил, и в то время офицеры так носить волос не смели; впрочем на Кавказе они себе позволяли отступления от формы, и Михаил Юрьевич ходил там охотно в расстегнутом сюртуке, без эполет, с отогнутым воротником…“» [1; 453]. Почти теми же словами говорит Висковатов в своем сопроводительном письме при передаче копии этого портрета в Лермонтовский музей: «Портрет этот представляет копию с собственноручного портрета, сделанного поэтом для Варвары Александровны Лопухиной. Копия удачна, немного разве усилены бугры лба над бровями. Портрет можно считать одним из самых схожих по уверению Шан-Гирея и Краевского, хотя последний заметил, что в Петербурге Лермонтов не носил столь длинные волосы и чесался иначе. Портрет сделан на Кавказе» [1; 453]. Скульптор А. М. Опекушин в опубликованном в журнале «Новое время» письме по поводу памятника поэту отметил: «Портрет рисован самим поэтом акварелью в бурке — в армейском мундире. Это весьма любопытный портрет, должно быть очень похожий. Выражение глаз, все черты представляют один характер с вышеозначенными, только волосы подлиннее и не так правильно зачесаны, как требовало этого в то время предписание для всех служащих. Портрет рисован на Кавказе, где позволялись некоторые отступления от строгих правил формы» [2; 2].

— датировка подтверждается тем фактом, что Л. изобразил себя в форме Нижегородского драгунского полка, в котором находился на службе с весны до конца 1837 г. Известно, что эта форма отличалась от формы других драгунских полков наличием газырей (футляр для пороха цилиндрической формы), эта деталь обмундирования изображена на автопортрете справа. Дата создания автопортрета подтверждается и формулярным списком: известно, что приказ о переводе Л. из Лейб-гвардии гусарского полка в Нижегородский драгунский полк датируется 27 / II 1837 г., а приказ о переводе в Лейб-гвардии Гродненский гусарский полк помечен 11 / X 1837 г. Соответственно автопортрет был создан в промежутке между февралем и октябрем 1837 г.

Весной 1838 г. портрет был подарен поэтом В. А. Лопухиной во время ее пребывания Петербурге перед отъездом за границу. По требованию мужа Лопухина вынуждена была расстаться с портретом и передать его двоюродной сестре А. М. Верещагиной, жившей в Штутгарте. П. А. Висковатов в заметке о лермонтовских материалах, полученных им в 1882 г. из Штутгарта, упомянул и акварельный автопортрет: «Баронессе Гюгель, рожденной Верещагиной, достались, между прочим, два портрета Вареньки, рисованные Л. и портрет самого поэта, рисованный им акварелью в зеркало, в 1837 году на Кавказе» [1; 401]

Получив среди других лермонтовских материалов из Штутгарта акварельный автопортрет Л., Висковатов заказал О. А. Кочетовой акварельную копию, а оригинал, по его словам, послал в Лейпциг к Брокгаузу для выполнения с него гравюры на стали, исполнением которой остался недоволен, находя, что «портрет хоть и хорошо выполнен, но не похож и, по моему мнению, выражение лица немецкое. Это немец-офицер в бурке пушистой и расчесанной, каких на Кавказе я не видал». Гравюра с портрета была воспроизведена во II и III томам Сочинений Лермонтова, выходивших в Москве в 1890–1891 гг. под редакцией Висковатова. Копия, сделанная по поручению Висковатова, хранится в ИРЛИ, на портрете имеется его подпись: «Портрет этот представляет копию с собственноручного портрета, сделанного поэтом для Варвары Александровны Лопухиной. Копия удачна вполне, немного разве усилены бугры лба над бровями. Портрет можно считать из самых схожих по уверению Шан-Гирея и Краевского, хотя последний заметил, что в Петербурге Л. не носил столь длинных волос и чесался иначе. Сделан на Кавказе. Пав. Висковатый» [3]. Размер акварельной копии 4,8×3,5.

«Демон» с илл. Эберлинга, изд. Голике и Вильборг. СПБ., 1910 г.

В настоящее время местонахождение оригинала автопортрета неизвестно.

1) Висковатов П. А. М. Ю. Лермонтов: жизнь и творчество. — М.: В. Ф. Рихтер, 1891. — 470 с.; 2) Опекушин А. М. По поводу памятника Лермонтову (Письмо в редакцию) // Новое время, 1883. — 8 (20) марта, № 2523. — С. 2–3; 3) Пахомов Н. П. Живописное наследство Лермонтова // М. Ю. Лермонтов — М.: Изд-во АН СССР, 1948. — Кн. II. — С. 55– 222. (ЛН; Т. 45/46).