ПОРТРЕТ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА В СЮРТУКЕ ЛЕЙБ-ГВАРДИИ ГУСАРСКОГО ПОЛКА
(1838; худ. А. И. Клюндер; бумага, акварель; 1838; ИРЛИ).

Художник Александр Иванович Клюндер (1802–1875) известен как автор четырех портретов Л. Один из них датирован точно: в правом нижнем углу портрета рядом с подписью художника «А. Klunder» отчетливо читается дата — 38. XI. В это время художник создает серию портретов офицеров лейб-гвардии Гусарского полка, в том числе и портрет Л. Портрет получил противоречивые оценки современников. Но он интересен как документ эпохи.

В поясном портрете, написанном с натуры, Л. изображен в черном расстегнутом офицерском сюртуке с красным высоким воротником на голубой подкладке, в золотых эполетах корнета с одной звездочкой. Лицо, окаймленное темными волосами, изображено в повороте на три четверти влево. Нейтральный фон портрета невольно заставляет зрителя вглядеться в лицо Л. и особенно в его «глубокие, умные и пронзительные черные глаза, невольно приводившие в смущение того, на кого он смотрел долго» [2; 232]. Этот характерный для Л. взгляд «умных и пронзительных глаз» хорошо удалось передать художнику. Нет сомнения, что художник проявлял интерес к личности Л. Через год он практически без изменений повторил портрет 1838 г. (ИРЛИ).

–40 гг., черный офицерский сюртук Л. украшают эполеты с тремя звездочками (поручик). Голова поэта развернута на три четверти вправо. Есть основания предположить, что и этот портрет был написан с натуры. Портрет в безупречной светотеневой моделировке лица подчеркивает высокие духовно-нравственные начала поэта, в нем словно бы запечатлелся «духовный взор» поэта («На буйном пиршестве задумчив он сидел…, 1839).

Известен и неоконченный портрет работы Клюндера, написанный на обороте портрета Н. Ф. Плаутина (ГЛМ). Портреты Л., выполненные Клюндером, занимают видное место в иконографии поэта.

Лит.: 1). М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. — М.: Худ. лит., 1979. — 672 с.; 2). Пахомов Н. П. Лермонтов в изобразительном искусстве. — М.–Л.: Издательство АН СССР, 1940. — 364 с.

Е. Н. Колокольцев