ПОРТРЕТ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА В МЕНТИКЕ ЛЕЙБ-ГВАРДИИ ГУСАРСКОГО ПОЛКА
(1837; худ. П. Е. Заболотский; холст, масло; ГТГ).

Кисти русского художника Петра Ефимовича Заболотского (1803–1866) принадлежит два портрета Л., один из которых был написан перед первой ссылкой поэта на Кавказ. Полотно Заболотского 1837 г. заслуженно считается одним из лучших прижизненных изображений Л. и относится к выдающимся работам мастера, дарование которого было отмечено присвоением художнику в 1857 г. звания академика живописи. В немалой степени успеху художника способствовало то, что он близко знал поэта. Заболотский познакомился с ним в Петербурге, когда Л. был произведен в офицеры, и в течение двух лет давал ему уроки живописи.

Успех Заболотского был тем более знаменателен, что писать Л. было трудно. Об этом свидетельствует, например, художник М. Е. Меликов, знавший поэта с 1827 г.: «Я никогда не в состоянии был бы написать портрета Лермонтова при виде неправильностей в очертании его лица, и, по моему мнению, один только К. П. Брюллов совладал бы с такой задачей, так как он писал не портреты, а взгляды (по его выражению, вставить огонь глаз)» [1; 70]. Почти все современники Л., оставившие описание его внешности, обращают внимание на быстрые, умные, выразительные, печально сверкающие глаза поэта, которые «производили чарующее впечатление» и «сила обаяния» [1; 70] которых для многих оставалась загадкой. Взгляд этих глаз характеризуется близко знавшими Л. как «насквозь пронизывающий», «сосредоточенный», а порой и «тяжелый». Впрочем, Л. «мог быть кроток и нежен, как ребенок, и вообще в его характере преобладало задумчивое, часто грустное настроение» [1; 291].

«Серьезная мысль была главной чертой его благородного лица, как и всех значительнейших его произведений, к которым его легкие, шутливые стихотворения относятся, как насмешливое выражение его тонко очерченных губ к его большим, полным думы глазам» [1; 291]. От портрета Л., написанного Заболотским, веет поэтическим обаянием, светлой печалью, одухотворенностью, непосредственностью. Привлекает внимание и колористическая выразительность полотна, которой живописец достигает мастерским сочетанием красного, коричневого и золотого тонов.

Портрет датирован 1837 г. когда имя Л. стало известно не только широким литературным кругам, но и всем передовым людям России. В ст. «Смерть поэта», явившемся откликом на трагическую гибель Пушкина, «Лермонтов в жгучем поэтическом ямбе первый оплакал поэта, первый кинул железный стих в лицо тем, которые ругались над памятью великого человека» [1; 376].

Копия с портрета была выполнена В. Г. Перовым и несколько отличается от оригинала: левая рука не положена на спинку стула, как это изображено Заболотским, а прижата к туловищу. Копия с портрета выдержана в более ярких и светлых тонах. Все детали проработаны более тщательно. Размер копии 28 × 23 см, и написана маслом на холсте. И копия, и оригинал находятся в настоящее время в фондах Государственной Третьяковской галлереи.

Известна и копия с портрета, выполненная А. П. Шан-Гиреем в 1841 г. для А. И. Арнольди. Портрет маслом на холсте, поясной с поворот вправо. Л. изображен сидящем на стуле в красном лейб-гусарском мундире, левая рука чуть откинута, опирается на спинку стула. Портрет хранится в ИРЛИ.

Лит.: — М.: Худ. лит., 1979. — 672 с.; 2). Пахомов Н. П. Лермонтов в изобразительном искусстве. — М. -Л.: Издательство АН СССР, 1940. — 364с.

Е. Н. Колокольцев