ПОРТРЕТ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА В ШТАТСКОМ СЮРТУКЕ
(1839; худ. П. Е. Заболотский; холст, масло; ИРЛИ).

В 1839 г. П. Е. Заболотский создал второй портрет Л, запечатлев его на этот раз в штатском сюртуке. Этот портрет привлекает реалистичностью изображения и гармоничностью колорита: красные обшлага черного сюртука перекликаются с красной накидкой на спинке кресла и общим темным фоном полотна. От всего облика поэта веет спокойствием, сосредеточенностью. Л. словно бы углублен в свои творческие думы. Особенно выразительны его глаза. Не случайно в воспоминаниях современников так много внимания уделяется его глазам. Близкий друг А. С. Пушкина А. Н. Вульф, видевший Л. в 1841 г., отмечает: «Хотя вдохновение и не кладет тавра на челе, в котором гнездится, и мы часто при встрече с великими талантами слышим, как повторяют, что наружность такого-то великого писателя не соответствует тому, что мы от него ожидали (и со мною это случалось), но все, кажется, есть в лице некоторые черты, в которых проявляется гениальность человека. Так и у Лермонтова страсти пылкие отражались в больших, широко расставленных черных глазах, под широким нависшим лбом, и в остальных крупных (не знаю, как иначе выразить противоположность «тонких») очерках его лица» [1; 13].

духовного мира поэта, которые были открыты только его друзьям и единомышленникам.

1) М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. — М.: Худ. лит., 1979. — 672 с.; 2) Пахомов Н. П. Лермонтов в изобразительном искусстве. — М.;Л.: Издательство АН СССР, 1940. — 364с.

Е. Н. Колокольцев