ПОРТРЕТЫ ЛЕРМОНТОВА В ЖИВОПИСИ И ГРАФИКЕ XX В.

Художниками ХХ в. было выполнено немало удачных портретов поэта. В иконографии Л. этого времени следует выделить ряд особенностей. Самой частой композицией портрета стало изображение поэта в военном мундире (традиция изображения восходит к автопортрету Л., акварелям К. А. Горбунова и А. И. Клюндера) на фоне кавказской природы. Образ поэта стал частым в книжной графике — как при издании произведений самого Л., так и в иллюстрации художественных произведений, посвященных его жизни. Еще одной характерной чертой портретов этого времени является стремление художников воссоздать различные события жизни поэта (так, особенно частыми оказываются портреты Л. в окружении современников) или создать его образ в бытовых сценах. Традиция создания таких изображений восходит к концу XIX в. — для юбилейного собрания сочинений (изд. Кушнерева, 1871) Л. О. Пастернак выполнил портрет Л., сидящим за письменным столом, символичен интерьер комнаты — поэт изображен на фоне книг. Для этого же издания М. А. Врубель подготовил иллюстрацию к ст. «Журналист, читатель и писатель», придав персонажам явное портретное сходство с Л., В. Г. Белинским и И. И. Панаевым. Художник изображает Л. на гауптвахте Ордонанс-Гаузе, беседующим с критиком. Пастернак изменяет указанный самим Л. в примечании к ст. интерьер, вероятно вспоминая о посещении поэта Белинским.

Представители художественного объединения «Мир искусства» также не раз обращались к осмыслению образа поэта, создавая оригинальные портреты. Изящный силуэтный портрет поэта был выполнен для юбилейного собрания сочинений («Печатник», 1914) А. Г. Якимченко. Для этого же издания М. А. Дурновым и Д. И. Митрохиным были подготовлены поясные портреты Л. в военном мундире на фоне кавказских пейзажей.

Обращают на себя внимание и воспроизведенные в юбилейном издании несколько неудачных жанровых сцен из жизни поэта. Работы художника нельзя назвать удачными, портретное сходство их сомнительно. Нельзя считать удавшейся и работу М. Зайцева, выполнившего рисунок «М. Ю. Лермонтов ребенком на Кавказе» (1914). Поэт изображен вместе с бабушкой на балконе дома, с которого открывается поэтический вид на кавказскую природу. Искусствоведы критически оценивают это изображение — так, Н. П. Пахомов, отмечая, что Зайцев не ориентировался на известные детские портреты поэта, указал на «деревянность поз, рисунок ярко свидетельствует об ограниченных художественных возможностях Зайцева» [2; 137]. Аналогичны жанровые сцены, выполненные в 1915 г. Е. Бектабеговым в графике — «Лермонтов в Школе гвардейских подпрапорщиков» и «Лермонтов на вечере у Верзилиных». На первом изображении художником сделана подпись: «Лермонтов в Школе: 1834 г. Преподав<атель> рус<ской> словесн<ости> Плаксин приветствует будущего поэта России, прочитав его сочинение в стихах «Хаджи-Абрек». Товарищи Лермонтова: 1) Поливанов, 2) К. Чернов, 3) Волоцкой, 4) кн. Шаховской, 5) А. Чернов, 6) Хомутов, 7) Бенкендорф». Вероятно, навеянный опубликованными воспоминаниями В. Т. Плаксина, учителя словеснсти в Школе гвардейских подпрапорщиков, рисунок передает силу впечатлений, которые произвела поэма Л. «Хаджи-Абрек» при своем появлении в печати.

«М. Ю. Лермонтов в Середникове» (бумага, сепия, тушь, перо, кисть; ИРЛИ). На рисунке изображен Л. юношей. Он стоит в парке на берегу пруда, облокотясь на постамент с вазой, держит открытую книгу. Рисунок точно отражает воспоминния Е. А. Сушковой: «Лермонтов декламировал нам Пушкина, Ламартина и был неразлучен с огромным Байроном. Бродит, бывало, по тенистым аллеям и притворяется углубленным в размышления, хотя ни малейшее наше движение не ускользало от его зоркого взгляда» [5; 111].

Более удачные жанровые сцены из жизни поэта были выполнены В. А. Фаворским. Работы художника отличаются глубиной раскрытия образа Л., стремлением к воссозданию драматической жизни поэта, чем, несомненно, значительно обогатили иконографию поэта. В этом отношении особенно интересен гравированный портрет Л., выполненный В. А. Фаворским. Оригинальна и сложна техника его исполнения — гравюра на дереве. Сам художник ставил перед собой цель создать портрет поэта нешаблонным — и это в полной мере ему удалось. Поэт традиционно изображен в военном мундире на фоне кавказской природы, однако, в отличие от предыдущих художников, Фаворскому удалось передать внутреннее настроение Л.– одиночество, лиричность тонко подчеркнуты образами природы, характерными для самого поэта (горы, одинокое дерево, плывущее облако).

В иконографии Л. 1930-х гг. следует отдельно выделить книжную иллюстрацию — в это время друг за другом появлялись произведения, связанные с жизнью поэта. Оригинальны работы, созданные Н. В. Кузьминым и Т. А. Мавриной. Их рисунки были созданы в качестве постраничных иллюстраций к художественным произведениям, повествующим о жизни Л. (повесть К. Большакова «Бегство пленных, или История страданий и гибели поручика Тенгинского полка» и роману С. Н. Сергеева-Ценского «Мишель Лермонтов»), в связи с чем рисунки отличаются стремительность линий, динамизмом, меткой характеристикой образа.

Не менее интересны работы Р. Барто — «Встреча Лермонтова с Омер-Гелль» и «Лермонтов на берегу моря» — выполненные к «13-ой повести о Лермонтове» П. Павленко. В юбилейный 1941 и последующие за ним годы в связи с активно издательской работой было выполнено немало удачных работ, как собственно портретов поэта или жанровых сцен, так и иллюстраций к его произведениям. К юбилейным торжествам велась работа по подготовке альбома «М. Ю. Лермонтов». Для этого издания было выполнено значительное количество изображений поэта в разных жизненных ситуациях: «Проводы Л. у Карамзиных» (худ. В. И. Ладягин), «Л. в аудитории Московского университета» (худ. В. А. Милашевский), «Л. и Одоевский на Кавказе» (худ. Б. А. Дехтерев), «Л. -юноша в парке Середникова» (худ. А. И. Кравченко), «Л. у Краевского в редакции» (худ. В. Г. Бехтеев), «Л. читает Раевскому 16 заключительных строк “Смерти поэта”» (худ. Н. Е. Давыдов), «Свидание Л. с Белинским в заключении» (худ. В. Г. Биргер).

Из перечисленных работ следует выделить акварели В. Г. Бехтеева. Работая над иллюстрациями к произведениям Л., художник выполнил акварель к ст. «Как часто пестрою толпою окружен» — среди толпы выделяется фигура самого Л. Поэт изображен так, что не сразу бросается в глаза, внимательный зритель сам обнаруживает «средь шумного бала» его фигуру. В рисунке передан психологизм произведения Л. Работа Бехтеева отличается от других иллюстраций к этому ст. строгим и гармоничным композиционным построением, тонкими переходами цвета.

— к 100-летию со дня гибели Л. Работу прервала Великая Отечественная война – портрет был закончен уже в эвакуации в Средней Азии. В это же время над графическим портретом поэта (станковый рисунок, уголь; ГЛМ) работал И. М. Тоидзе. В портрете художнику удалось достичь внутренней выразительности. Стиль портрета, характер позы и жестов направлены на раскрытие образа, воплощающего, по мнению искусствоведов, «сильные человеческие чувства — борьбу, страдание, любовь» [1; 12].

В 1940 г. акварельный портрет Л. в интерьере выполнил К. И. Рудаков — поэт изображен стоящим у открытого окна, скрестив руки. Этот портрет выполнен в 3-х вариантах, которые хранятся в личном собрании П. Е. Корнилова и музее Л. в Пятигорске. Портрет воспроизведен в издании «М. Ю. Лермонтов в портретах, иллюстрациях и документах» (М., 1959).

— в военном мундире на фоне кавказского пейзажа. Работа художника в меньшей степени передает внутренний мир поэта, обращают на себя внимание историко-бытовые детали портрета — костюм и реквизиты Л., точно соответствующие николаевскому времени, кавказский вид, открывающийся в левой части картины.

Во второй половине ХХ в. работ, посвященных осмыслению образа Л., было выполнено значительно меньше, можно привести лишь несколько графических и акварельных рисунков — «Подарок крестьян» (худ. А. Плесков, 1954), эскиз тушью В. М. Оленева, портрет Л. работы Ф. Д. Константинова для иллюстрированного им издания «Героя нашего времени» (начало 1960-х), «Лермонтов среди солдат у костра» (худ. А. Кроль и Н. Сидоров, 1964), «Лермонтов и Белинский» (худ. Н. Николаев, 1960-е), линогравюры Ю. В. Иванова (1964), миниатюры Н. И. Калиты (1978).

В современной живописи также можно выделить обращения художников к образу Л. Творчество поэта стало частым на картинах И. С. Глазунова. Первый известный портрет Л., созданный им, относится к 1964 г. — работа убедительно раскрывает глубину внутреннего мира поэта. Среди современных работ художника можно назвать его картину «Вечная Россия», запечатлевающей тысячелетнюю историю государства — образ Л. запечатлен в группе писателей вместе с Ломоносовым, Пушкиным и Гоголем.

«Л. и Кавказ», в которой нашло отражение впечатлений от поездок по местам, связанным с жизнью и творчеством поэта. Особенно выделяются тематические картины, связанные с изображением возможных сцен из жизни поэта — «Л. на Бермамыте», «Л. в Кисловодске», «Л. -художник, «Л. на горе Машук». В этих работах проявилось трепетное и взволнованное отношение художника к поэту, тонкое, лиричное восприятие его творчества.

1) Кравченко К. С. И. М. Тоидзе. — М., Л.: Искусство, 1949– 32 с.; 2) Пахомов Н. П. М. Ю. Лермонтов в изобразительном искусстве. — М., Л.: АН СССР, 1940. — 364 с.; 3) Сидоров А. А. Рисунок старых русских мастеров (вторая половина XIX в.). — М.: АН СССР, 1960. — 556 с.; 4) Сушкова Е. А. Записки. — Л.: Aсademia, 1928. — 468с. (Серия «Памятники литературного быта»). 5) Тер-Габриэлянц И. Г. Портреты Лермонтова // ЛЭ. — С. 428–434.

К. А. Поташова