ПОСМЕРТНЫЕ ПОТРЕТЫ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА.

Портреты, выполненные во второй половине XIX в., связаны с изданием произведений Л., а также открытием музея поэта при Николаевском кавалерийском училище.

В книжные издания часто включалась литография с автопортрета поэта (литография подготовлена в мастерской Ф. А. Брокгауза в Лейпциге). Так, П. А. Висковатов приложил литографию к своему изданию «Сочинения М. Ю. Лермонтова, под редакцией П. А. Висковатова» (размещена в т. III, М., 1891), отмечая при этом: «Далее прилагается нами портрет весьма любопытный, сделанный на Кавказе в 1837 году самим поэтом акварелью (см. Биографию, гл. XIV, стр. 290). Этот портрет очень схож, но поражал знавших Л. лично необыкновенной прической и длинными волосами. А. А. Краевскому я показывал его во время посещения с ним Лермонтовского музея [3; 239–240].

«Русская старина». Художественные достоинства копии отмечены П. А. Висковатовым: «… можно признать ныне впервые изданный ред. «Русской старины» портрет поэта Лермонтова за весьма схожий. Он исполнен по снятой на дерево фотографии гравером-художником Ив. Ив. Матюшиным и исполнен весьма старательно. Сравнивая его снимок-гравюру с карандашным оригиналом, я с своей стороны должен признать безукоризненность исполнения» [3; 240]. В 1887 г. с акварели А. И. Клюндера (или с гравюры) был выполнен в портрет маслом художником Г. Ф. Крыловым.

«С. З.». П. Корнилов, исследователь изобразительного наследия Л., отмечает, что «по своей живописи портрет близок к академическим приемам сороковых годов и может быть приписан С. Зарянко. Если он действительно исполнен этим художником и к тому же с натуры, то мы имеем замечательный памятник иконографии Л.» [4; 201]. Интересные работы создал для музея Л. при Николавеском кавалерийском училище А. А. Бильдерлинг: «Лермонтов в юнкерской форме» (сепия; ИРЛИ; воспроизведен в каталоге: «Лермонтовский музей Николаевского кавалерийкого училища», 1883) и «Лермонтов в бурке» (литография с рис. Б.; ИРЛИ). Еще один портрет поэта работы Бильдерлинга представляет собой перерисовку с литографии В. Ф. Тимма 1862 г. «Лермонтов на смертном одре» (по оригиналу Р. К. Шведе, 1841).

И все же лучшей среди написанных в эти годы портретов поэта по праву считается работа К. А. Горбунова. В 1883 г. художник написал посмертный портрет Л., ориентируясь на свою же акварель, выполненную в 1841 г. Две эти работы близки между собой, отличие лишь в том, что на втором портрете поэт запечатлен в форме лейб-гвардии гусарского полка, как у П. Е. Заболотского в 1837 г. К портрету Горбунова восходят многие созданные в это время гравюры и литографии с изображением Л.

Лит.: — М.: Худ. лит., 1977. — 650с.; 2) Вейс А. Ю., Ковалевская Е. А., Чернецкая Н. М. Портреты Лермонтова // Живописное наследие Лермонтова — М; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. — С. 37–76; 3) Висковатов П. А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Вновь найденный и впервые изданный его портрет. 1840. — «Русская старина», 1884. — Т. XLI. — Кн. 1. — С. 230–246; 4) Корнилов П. Лермонтов и изобразительное искусство. // Журнал «Нева». — М. -Л.: Худ. лит. 1964. — №10. — С. 198–202.

К. А. Поташова