ОССИАНИЗМ

— направление в искусстве, связанное с именем Оссиана (Ossian, Oisin), легендарного воина и барда, героя кельтского фольклора. Как художественное течение О. возник в западноевропейском искусстве конца XVIII в. после публикации Дж. Макферсоном «Сочинений Оссиана, сына Фингала» («Works of Ossian, the son of Fingal», 1765) — литературной обработки фольклорного материала в сентиментально-меланхолическом и таинственно-фантастическом духе преромантизма, выданной автором за подлинные поэмы Оссиана. О. отразился в творч. таких европейских писателей, как И. -В. Гете, Ф. Шиллер, И. Г. Гердер, поэты «Озерной школы», Дж. Байрон, Т. Мур, В. Скотт, Э. Д. Парни. Сильно было влияние О. и на русскую лит., присущие ему мотивы есть в произв. Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, К. Ф. Рылеева, Н. И. Гнедича, Е. А. Боратынского.

Характерная черта оссианизма — суровые северные пейзажи, созвучные настроению лирического героя и соучаствующие происходящему. Горный ландшафт (отвесные скалы, неприступные вершины), стихия воды (море, реки, озера), таинственное освещение (туман, сумерки, неровный свет луны) создают тревожную и напряженную атмосферу, передают ощущение иррациональности, непостижимости и величия бытия. В земной мир вторгается потустороннее, оживают тени прошлого, полузабытой легендарной старины, появляются образы отважных воинов и вдохновенных певцов, характерной деталью пейзажа становятся руины и могилы. Лирич. герой погружается в религиозно-философскую рефлексию, в размышления о смысле жизни и бренности бытия, о прошлом и умерших героях ушедших эпох. В русской лит. в образе таинственного северного края воедино сливаются представления о Финляндии, скандинавских и кельтских культурах.

О. отразился в раннем творч. Л. Юный поэт чувствовал не только духовное, но и кровное родство с Оссианом, сознавал себя преемником легендарного северного барда, чей прах покоился «в горах Шотландии» [I; 124] — родном месте для Л., имевшего и шотландские корни («Гроб Оссиана», «Желание» («Зачем я не птица, не ворон степной…»)). Л. впитывал дух О. присущий европ. и русской поэзии того времени в целом, осваивал художественные открытия О., позволяющие передать глубоко личные для поэта мотивы одиночества, тоски по родной душе, противостояния жестокой судьбе, свободы, творчества.

подхватывая традицию, он довольно быстро освобождается от нее. Характерный для О. образ паруса, в «Челноке» (1830) Л., еще обретаемый, еще напрямую связанный с поэтикой этого течения, станет полностью лермонтовским уже в «Желании» («Отворите мне темницу…» ) и в «Парусе» (1832).

О. мотивы появляются в ранней поэзии Л. при раскрытии темы смерти и связанной с ней темы памяти («Могила бойца»), героического прошлого, легендарных личностей («Наполеон» («Где бьет волна о брег высокой…»), «Наполеон (Дума)»). Л. использует художественные открытия О., обращаясь к осмыслению истории России, фольклора древней Руси («Олег», «Песнь барда», «Последний сын вольности»), к поиску национальной самоидентичности. В этих произв. появляется и характерный для О. образ певца с арфой, в изображение кот. примешивается анакреонтическая традиция. Но уже в ранней лирике внутреннее содержание типичного О. образа наполняется Л. особым драматизмом, появляются мотивы богоизбранности певца, его силы и одновременного бессилия («Песнь барда», «Арфа», «Жена Севера»), которые получат развитие в более поздних ст. Л., посвященных теме творчества («Поэт», «Пророк»).

Лит.: 1) Алилова Д. Г. Интертекстуальность оссиановской поэзии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. 2012. № 3. — С. 3–12; 2) Васютинский В. Оссиан // Литературная энциклопедия: В 11 т. Т. 8. — М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во «Сов. Энцикл.», 1934. — Стб. 342– 345; 3) Вацуро В. Э. Оссиан // ЛЭ. — С. 357; 4) Елепова М. Ю. Рецепция оссианизма в русской поэзии первой трети XIX века // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. — № 2. — С. 69–73; 5) Петров Б. М. О «второй волне» российского оссианизма // Мир романтизма. 2010. — № 15 (39). — С. 133–141.

Ю. Н. Сытина