ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ.

Под повествователем в современной филологической науке понимается «тот, кто сообщает о событиях и поступках персонажей, фиксирует ход времени, изображает облик действующих лиц и обстановку действия, анализирует внутреннее состояние героя и мотивы его поведения, характеризует его человеческий тип (душевный склад, темперамент, отношение к нравственным нормам)» [1; 295]. Выбор типа повествователя, которым м. б. автор или рассказчикперсонаж, реализующие собственную определенную «точку зрения» по отношению к миру и человеку в их взаимосвязях, «обусловлен коммуникативно-творческой стратегией автора, который создаст текст» [2; 30].

При этом структура деятельности повествователя, его отношения к изображаемому противоречива: он «одновременно и голос создаваемого мира и тот, кто может рассуждать об этом мире и судить его со стороны» [2; 30].

«Мцыри» открывается своеобразным прологом, в котором проявляется в полной мере сосредоточенность бесстрастного повествователя на объективной действительности в ее разнообразных проявлениях. Объективность повествования достигается путем совмещения в прологе позиции внешнего наблюдателя («И ныне видит пешеход…») [4; 148] и повествователя, размышляющего о судьбе Грузии и рассказывающего историю героя. Следующий за прологом монолог Мцыри, состоящий из собственно исповеди (главы 3–8) и рассказа о днях, проведенных на воле (главы 9–26), становится средством раскрытия внутреннего мира героя, его духовной биографии. При этом в тексте поэмы на речевом уровне повествователь и герой не дифференцированы, выражая тождественные точки зрения по отношению к миру и человеку.

«Демон», обладая всеобъемлющим знанием прошлого и будущего, земного и небесного, занимает позицию бесстрастного созерцателя. Повествование, сосредоточенное в первой части поэмы на изображении действительности в ее разнообразных проявлениях с обилием ярких картин земного мира, во второй части поэмы сменяется повествованием, в котором представлены две точки зрения — повествователя и героя — почти «равновеликие» и «противопоставленные друг другу» [3; 30], реализующие каждый собственное отношение к миру.

Реализуя в поэме точку зрения, противоположную точке зрения героя, более широкую и многогранную, повествователь выступает защитником краткой, «минутной» [4; 209] человеческой жизни с ее «пустыми и тягостными трудами» [4; 209] от уничижительной оценки героя. Демон смотрит на мир земной «презрительным <…> оком» [4; 185], но иначе видит мир повествователь, восхищаясь «твореньем бога своего» [4; 185], утверждая авторский взгляд на мир и человеческое бытие.

В незавершенных романах «Вадим», «Княгиня Лиговская» границы, отделяющие сферы сознания повествователя и героя, условны, благодаря чему внутренняя жизнь героя, отраженная в его монологах, показывается изнутри. Разделяя позицию героя, повествователь отказывается от роли беспристрастного созерцателя, открыто выражая собственную точку зрения по отношению к происходящему, включается в ход действия, прерывая его вторжением эмоционально насыщенных авторских высказываний — вопросами, восклицаниями, развернутыми комментариями событий, продолжающими и дополняющими речь героя.

«Герой нашего времени» присутствует множество точек зрения на изображаемые события, смена которых, маркированная сменой повествователя, поддерживается композицией произведения.

«Герой нашего времени» означало введение прямого слова автора, его прямого суждения о герое. Но непосредственно голос автора явственно выражен только в Предисловии от автора, в двух первых повестях — «Бэла» и «Максим Максимыч» — рассказ ведется от имени вымышленного повествователя — странствующего офицера, которому формально передано авторство романа. Его роль — наблюдателя и слушателя — исключает его из фабулы романа. Именно повествователю принадлежат зарисовки горных пейзажей Кавказа, описание встреченных людей и героев повестей, но о событиях, происходящих с героями романа, рассказывает Максим Максимыч. Так появляется в романе третья точка зрения на героя и события его жизни.

В «Журнале Печорина», предисловие к которому содержит сообщение о смерти Печорина, позволившее вымышленному повествователю опубликовать его записи, повествование о событиях передается самому герою. Но «Журнал Печорина» неоднороден: «Тамань» и «Фаталист» — это воспоминания, рассказ о событиях и переживаниях, имевших место в прошлом, а «Княжна Мери» — собственно дневник, в котором герой рассказывает о событиях своей жизни и своих размышлениях, где он не исповедуется, но анализирует свой внутренний мир. Не случайно в Предисловии к «Журналу Печорина» повествователь пишет: «Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки» [VI; 249].

1) Тамарченко Н. Д. Повествование // Чернец Л. В., Хализев В. Е., Брайтман C. H. и др. Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины. — М.: Высшая школа, 1999. — С. 295; 2) Шмид В. Нарратология. — М.: Языки славянской культуры, 2008. — 266 с.; 3) Недосекина Т. А. Автор в поэме Лермонтова «Демон’84Š» // Проблема автора в художественной литературе. Воронеж, Изв. Воронежского гос. пед. ин-та, 1967. —— Т. 79. Вып. I. —— С. 24––39.

Е. В. Краснова