БЕХТЕЕВ

Владимир Георгиевич (1878–1971),

русский живописец, график, сценограф. По количеству и мастерству книжные иллюстрации занимают в творчестве художника значительное место. В 1968 г. был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В первую очередь Б. снискал известность одного из самых талантливых иллюстраторов XX в. В качестве книжного и журнального графика художник начал работать с 1922 г. Наиболее экспрессивные, взволнованные и бурно-романтические иллюстрации Б. пришлись на второю половину 1930-х гг. Крупнейшие издательства Москвы приглашали его для работы — художник размещал свои рисунки в изданиях «Молодой гвардии», «Academia», «Мосполиграфе» и др. Бехтеевым были созданы иллюстрации к произведениям В. Гюго, О. Бальзака, Г. Бичер-Стоу, Т. Готье, Г. Мопассана. Особое место в его творчестве занимали иллюстрации к русской классике —Пушкину, Л, Л. Н. Толстому, А. Н. Толстому.

–1945 гг. Б. иллюстрировал роман «Герой нашего времени», подготовил для него двадцать иллюстраций, выполненных акварелью и тушью: «Максим Максимыч и Печорин» (акварель, Гос. Литературный музей), «Бэла и Печорин» (акварель, Гос. Литературный музей), «Карагез» (черная акварель, Гос. Литературный музей), «Карагез и Казбич» (черная акварель, Гос. Литературный музей) и др.

Одна из наиболее удачных работ художника к роману — рисунок «Казбич и Бэла» (черная акварель, Гос. Литературный музей). Иллюстрация комментирует одну из самых драматических сцен повести «Бэла» — похищение Казбичем Бэлы: «Он что-то закричал там по-своему и занес над нею кинжал» [VI; 234]. На переднем плане изображена сопротивляющаяся Бэла и Казбич в черкесской мохнатой шапке. Композиция рисунка динамична, передает эмоциональное состояние героев. Художник не выступает в нем бесстрастным наблюдателем, он — взволнованный очевидец, пытающийся передать идеи самого поэта.

Работы Б. к роману «Герой нашего времени» экспонировались на юбилейной выставке лермонтовских фондов московских музеев в 1940 г. В 1947 г. роман Л. с иллюстрациями Б. был издан в Англии и Франции.

В 1939–1940 гг. Б. работал над иллюстрациями к «Княжне Лиговской», «Демону», «Мцыри», неоконченной повести «Штос». Иллюстрировал и стихотворения поэта — рисунок «Как часто пестрою толпою окружен».

В своих иллюстрациях Б. всегда верно передавал историческую эпоху: точно воссоздавал обстановку, костюмы. Художник уделял внимание изображению характеров и жестов героев. Иллюстрацию «Как часто пестрою толпою окружен» можно назвать одной из лучших работ Б. На рисунке представлен старинный бал. Среди шумной, наряженной толпы выделяется фигура самого Л. Однако поэт изображен так, что не сразу бросается в глаза, без особенной назойливости, внимательный зритель сам обнаруживает «средь шумного бала» его фигуру. В рисунке передан психологизм произведения Л. Вместе с тем работа Б. отличается от других иллюстраций к этому стихотворению строгим и гармоничным композиционным построением, тонкими переходами цвета.

«Лермонтов у Краевского». В 1953 г. выполнил иллюстрацию «М. Ю. Лермонтов и В. Г. Белинский» для биографической повести «Из пламя и света» М. И. Сизовой (1864– 1962) о судьбе и творчестве Л.

Для каждого произведения Б. сумел найти индивидуальное художественное решение. В понимании художника книжная иллюстрация — свободное, творческое переложение литературного произведения. По своей художественной ценности иллюстрации Б. к произведениям Л. выходят за пределы своего назначения: рисунки художника «способны жить самостоятельно, вне книги, они представляют, в сущности, произведения станковой графики» [2; 4].

сост. Н. И. Александровой, вступ. ст. А. Д. Чегева]. — М.: Советский художник, 1961. 25 с; 2) Заслуженный деятель искусств РСФСР Владимир Георгиевич Бехтеев: каталог выставки / Союз художников СССР, Московская орг. Союза художников РСФСР; [сост. Д. З. Коган]. — М.: Советский художник, 1970 — 54 с.; 3) Московская энциклопедия. Лица Москвы: в 2-х т. Под ред. С. О. Шмидта. — М.: фонд «Московские энциклопедии», 2012. — Т. 1. (А—З), 694 с.; 4) Пахомов Н. П. Выставка Лермонтовских фондов московских / Сост. Н. П. Пахомов, М. Д. Беляев. — М.: Гослитмузей, 1940 — 184 с.

К. А. Поташова