Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь.
Восприятие творчества Лермонтова.
Эйхенбаум Борис Михайлович

ЭЙХЕНБАУМ

Борис Михайлович (1886 – 1959),

историк литературы, один из основоположников «формальной школы» в литературоведении, автор трех монографий («Опыт историко-литературной оценки Лермонтова». — Л.: Гос. изд-во, 1924; «Мелодика русского стиха». — Пб.: ОПОЯЗ, 1922; «Статьи о Лермонтове». / АН СССР. Ин-т рус. лит. — М. —Л., Изд-во АН СССР, 1961), а также ряда статей о поэте, получивших признание научной общественности.

«новых жанров», Л. «нетерпеливо» переходил «от одних к другим, смешивая и сглаживая их традиционные особенности». В результате «конструктивность», т. е. слияние «материала и композиции», сменяется у поэта «напряженным лиризмом», заключенным, однако, в «неподвижных речевых формулах». При всей тонкости этих обозначений, фактически они отодвигали в сторону новаторское и уникальное по своему смыслу творчество Л. Он оставался «на границе двух эпох» (от Пушкина — к Некрасову), не создавая новых жанров, а «смешивая и сглаживая их традиционные особенности» [3]. Он подвел итог классическому периоду русской поэзии и подготовил переход к развитию прозы. Содержательная суть лермонтовской поэзии при такой системе анализа оставалась не «учтенной» в общей оценке роли Л.

–60-х годов XIX века Эйхенбаум отошел от формалистического метода и дал обстоятельные анализы общественной и литературной значимости крупнейших произведений Л. («Драмы Лермонтова», «Герой нашего времени» и др.).

Как историк литературы Эйхенбаум принимал активное участие в редактировании и комментировании самых авторитетных изданий Л. (Собр. соч. Т. 1–5, 1935–1937 гг., изд. «Academia» и др.).

Лит.: 1) Андроников И. Л. Путь Эйхенбаума // Изб. произведения, Т. 2. — М.: Сов. писатель, 1970; 2) Михаил Лермонтов. Pro et contra. — СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2002. — 1080с; 3) Эйхенбаум Б. М. Лермонтов: Опыт историко-литературной оценки. — Л.: Гос. изд-во, 1924. — С. 20.

Разделы сайта: