Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь.
Восприятие творчества Лермонтова.
Фаворский Владимир Андреевич

ФАВОРСКИЙ

Владимир Андреевич (1886 – 1964),

русский художник и искусствовед, мастер ксилографии и книжной графики, сценограф, теоретик изобразительного искусства.

В 1931 г. Ф. получил заказы для юбилейной ЛЭ — гравюры с портретов Достоевского и Л. Гравированный портрет Достоевского был принят для издания, а портрет Л. был возвращен. Сам художник писал о работе над портретом поэта: «Его не приняли, не согласны были с моей трактовкой. Тогда в ходу было представление о Лермонтове как о смуглом юноше, большеглазом. А я представлял себе Лермонтова не так. Большие глаза, несомненно, у него были, но сам он был несколько тяжеловат, любил лежать на подоконниках в Университете, как сам он вспоминает. Поэтому я сделал его лежащим» [2; 156].

Ученики Ф. характеризовали гравера как отличного рисовальщика. Художественные приемы, которыми владел Ф., способствовали передаче в портрете Л. ясности и простоты, оттенков настроения поэта, лиризма.

Гравированный портрет Л. был выполнен в сложной технике, разработанной самим Ф., — гравюра на дереве. Художник характеризовал этот портрет: «Мне кажется, что удалось сделать портрет Лермонтова нешаблонным» [2; 156]. В настоящее время портрет поэта и копии с него хранятся в Литературном музее ИРЛИ РАН, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном музее-заповеднике «Тарханы», доме-музее Л. в Пятигорске.

На протяжении всего творчества Ф. главным образом работал над книжной иллюстрацией. С 1930 по 1934 гг. В. А. Фаворский состоял в должности профессора Полиграфического института. Именно с этого времени начинает складываться собственный стиль художника: «Я не иллюстрирую произведения, а создаю книгу» [2; 101]. В 1953 г. Ф. были выполнены небольшие иллюстрации-концовки к стихотворениям Л. «На севере диком…» и «Пророк».

Русские художественные традиции занимали ведущее значение в становлении мастерства Ф. Прежде всего художника интересовало древнерусское искусство, фольклорные мотивы. Приемы и методы, основные принципы, которыми руководствовался Ф. в работе над книгами, проявились в полной мере при создании иллюстраций к поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого

купца Калашникова» (1837).

«Эта “Песня” очень всегда мне нравилась, в ней соблюден напевный древний ритм, но этот ритм звучит по-современному, и в этом заключается красота вещи» [2; 157].

Работа над иллюстрированием этого произведения велась Ф. на протяжении 1954 — 1955 гг. для сборника поэм Л., подготовленного издательством «Детская литература» (1956 г.). Художник описал свою работу на этим изданием: «Я сделал всю книжку с заставками и концовками, полосными иллюстрациями. Но награвировать не успел, награвировал только один разворот, антет и концовку, так как книга издавалась очень спешно» [3;64].

Центральным эпизодом в иллюстрациях Ф. к поэме стала сцена кулачного боя. Работа художника занимает книжный разворот. Эту композицию Ф. считал наиболее удачной, так как при таком расположении «иллюстрации имеют удлиненную форму, что способствует передаче эпического характера всей вещи» [2. 180].

В изображении кулачного боя художнику удалось реконструировать сцену из жизни древнего московского княжества, воплотить черты национального характера, передать художественный стиль самой поэмы. Художник об иллюстрации кулачного боя писал: «Бой Калашникова с опричником у меня вышел, но я не доволен Грозным, который смотрит на бой (на левой стороне разворота) недостаточно энергично» [4; 10].

Иллюстрации и к стихотворениям, и к поэме Л. были выполнены в первичной для Ф. манере — гравюра на дереве. В настоящее время подлинные работы художника хранятся в музее ИРЛИ РАН.

— М.: Книга, 1991. — 384 с.; 2) Фаворский В. А. Об искусстве, о книге, о гравюре. — М.: Книга, 1986. — 238с; 3) Фаворский В. А. Рассказы художника-гравера. — М.: Детская литература, 1976. — 104с; 4) Холодовская М. З. Фаворский В. А. — М.: Советский художник, 1965. — 15с.

К. А. Поташова

Разделы сайта: