ИВАНОВ

Сергей Васильевич (1864–1910),

русский художник, мастер исторической живописи, выпускник петербургской Академии художеств, ученик И. М. Прянишникова.

В 1890 г. художник был приглашен П. П. Кончаловским для работы над оформлением двухтомного издания сочинений Л. Для этого издания в основном в технике белил и туши художник подготовил 15 иллюстраций (в издание вошло 13 работ) — к стихотворениям «Желание», «Узник», «Сосед», «Соседка», «Я к вам пишу: случайно! право», «Атаман», поэме «Боярин Орша». Выполненные к стихотворениям иллюстрации напрямую связаны с творчеством художника — они перекликаются с картинами И. на темы о жизни арестантов и переселенцев, отражают тяжелую жизнь крестьянства, трагедию человека.

«Сосед». Художник долго не мог найти верное решение в передаче образа, показать человека, у которого «и полон ум желаний и страстей», «и кровь кипит» [II; 91]. Убедительности в воплощении психологии лирического героя И. удалось достигнуть путем изображения со спины, с помощью усиления контура художник подчеркивает напряженность, обостренную выразительность фигуры. Остальные иллюстрации художника представляются менее удачными, что отмечено и в критике: «Удивительный курьез представляет иллюстрация С. Иванова к стихотворению “Соседка”. Нет возможности определить, какой момент стихотворения изображает художник — он недостаточно внимательно изучил произведение, какое взялся иллюстрировать» [2; 90]. Действительно, многие работы художника по оформлению книжного издания скорее не иллюстрируют произведения Л., а передают реальную атмосферу, связанную с жизнью узников. Работая над подготовкой рисунков, художник много работал с натуры. Так, иллюстрацию к стихотворению «Желание» И. выполнил в макарьевском остроге, для оформления стихотворения «Соседка» сделал карандашный эскиз с сестры, специально одетой и поставленной в нужную позу.

Талант художника проявился в иллюстрациях, связанных с передачей национального колорита Кавказа. Такова иллюстрация к стихотворению «Я к вам пишу: случайно! право», в карандашной технике художник мастерски сумел передать впечатления от Кавказа, увиденного во время путешествия в 1888 г.

В поэзии Л. привлекательным для И. был образ бунтаря. Художником выполнен рисунок «Атаман», не вошедший в издание и в дальнейшем положенный в основу картины «Сарынь на кичку», а также работ о Разине и Пугачеве. Интерес к передаче исторической атмосферы в полной мере отражен и в иллюстрациях к поэме «Боярин Орша» — обращение к поэме стало первыми попытками в создании историко-эпических полотен, продолжением традиций В. М. Васнецова.

Лит.: 1) Грановский И. Н. С. В. Иванов. Каталог юбилейной выставки. — М.: Советский художник, 1964. — 118 с.; 2) Грановский И. Н. С. В. Иванов. Жизнь и творчество. 1864–1910. — М.: Искусство, 1962.— 491 с.; 3) Сидоров А. А. Рисунок старых русских мастеров (вторая половина XIXв.). — М.: АН СССР, 1960. — 556 с; 4) Соловьев В. М. Образы русской истории С. Иванова. — М.: Даръ, 2013. — 48 с.