КЮИ

Цезарь Антонович (1835–1918),

русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки» и Беляевского кружка, профессор фортификации. Родился 6 (18) января 1835 г. в Вильне. Творчество Л. было особенно близко К. Композитор написал 22 романса на стихи Л., которые составили важную часть творческого наследия. Цикл романсов на тексты Л., условно обозначенный как «Лермонтовская сюита» [3], создавался К. на протяжении всей жизни. Ранние романсы: «Любовь мертвеца» (СПб, 1858), «Она поет и — звуки тают» (СПб, 1879), «Как небеса твой взор блистает» (СПб, 1879), «Звезда» («Вверху одна горит звезда») (СПб, 1881), «Тучи» (СПб, 1881), «Чаша жизни» (СПб, 1881) — отмечены салонным стилем, позднее, в романсах начинает проступать дух романтики. К оперному стилю композитора «Пленный рыцарь» (Лейпциг, 1897), «Пророк» (Лейпциг, 1897), «Когда волнуется желтеющая нива» (СПб, 1911). В виде драматизированных монологов, насыщенных риторическим пафосом, Кюи пишет «Нищий» («У врат обители святой») (СПб, 1884), «Кинжал» («Люблю тебя…») (прилож. к журн. «Артист», 1894, № 2). На этом фоне выделяется «музыкальное стихотворение» «Метель шумит» (СПб, 1886), проникнутое подлинным трагизмом. Этому способствуют концентрированность и динамичность развития единого музыкального образа, который складывается из широко распетой начальной фразы, и выразительного фортепианного сопровождения, заданного во вступлении. В плавной мелодии романса слышны траурное звучание пассакалии (плавно нисходящей линии баса), колокольность (глубокие остинатные басы), тревожное напряжение (тремоло в среднем регистре).

К столетию со дня рождения Л. композитор сочинил кантату для смешанного хора и оркестра «Твой стих» (на слова И. Л. Гриневской) (М., 1914).

–2, СПб, [1911]; 2) Корженьянц Т. В. Кюи/ История русской музыки в десяти томах. Том 7: 70–80-е годы XIX в.. Часть 1. — М.: Музыка, 1994. — 479 с. 3) Розенфельд Б. М. Кюи. // ЛЭ — С. 237–238.