МИКЕШИН

Борис Михайлович (1873–1937).

Скульптор, сын живописца и графика М. О. Микешина. Работал в станковой и монументальной скульптуре, занимался декоративным искусством. Среди его произведений следует отметить фигуры Петра I, Л. Н. Толстого, И. В. Ершова.

В 1913 г. М. принял участие в конкурсе проектов памятника Л. к 100-летию со дня рождения поэта. Проект М. представлял собой изображение сидящего на скамье Л. в гусарском ментике и накинутой шинели. К гранитному пьедесталу примыкали полукруглые скамьи, на тыльной стороне пьедестала перечислялись основные произведения Л. («Демон», «Ангел», «Бородино», «Герой нашего времени», «Песня про купца Калашникова», «Пророк», «Отчизна», «Валерик», «Мцыри», «Спор»). Рядом с поэтом находилась фигура Музы.

— Б. Микешину, третье — А. Малашкину. Указом Николая II к установке был принят проект Б. Микешина. Средства на установку памятника были собраны бывшими воспитанниками училища, правительством и частными лицами.

Закладка памятника напротив Николаевского Кавалерийского училища состоялась в 1913 г. Сначала был установлен макет памятника, затем сам бронзовый отлив скульптуры (выполнен на Литейном заводе К. Робекки в Санкт-Петербурге).

Окончательный вид памятника отличается от конкурсного макета — скульптор отказался от замысла изображения Музы.

Комитет по сооружению памятника назначил открытие на 1 октября 1914 г. Из-за начавшейся Первой мировой войны торжества были отложены, освящение и открытие состоялось только 9 мая 1916 г. и было приурочено к 75-летней годовщине со дня смерти поэта. В том же году было принято решение о переименовании Ново-Петергофского проспекта в Лермонтовский, который и сегодня украшен сквером с памятником поэту.

К 100-летию со дня рождения поэта М. работал над еще одним памятником — по заказу Управления Кавказскими Минеральными Водами выполнил обелиск на месте дуэли Л.

«указующего перста». В нише пьедестала помещен бронзовый барельеф — портрет поэта в форме поручика Тенгинского пехотного полка. Вместо запланированного 1914 г. памятник был готов только к 1915 г. Комитет по созданию памятника при Управлении КМВ был недоволен полученным результатом — на постаменте обнаружились дефекты, вокруг памятника не было ограды. Не согласившись с полученными замечаниями, М. уехал из Пятигорска, а работа над обелиском была поручена петербургским скульпторами Л. А. Дитриху и В. В. Козлову, осуществлявшим в то время отделку лечебниц в Ессентуках.

Без особых торжеств из-за военных действий готовый монумент был открыт 15 июля 1915 г. Увидев фотографии памятника, М. выступил с протестом, обвиняя Дитриха и Козлова в искажении первоначальной идеи проекта. Несмотря на протест скульптора, обелиск был сохранен в новом виде.

Лит.: 1) Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX вв. — СПб.: ГРМ, Palace Editions, 2006. — 120 с; 2) Лисаевич И. И., Бехтер-Остеренко И. Ю. Скульптура Ленинграда. — Л., М.: Искусство, 1963. — 208 с; 3) Модзалевский Б. Л. Дневник, 1908 г. [ред. Т. И. Краснобородько]. — М.: Рос. архив, 1999. — 465 с.

К. А. Поташова