МИТРОХИН

Дмитрий Исидорович (1888–1973).

Русский художник, мастер книжной и станковой графики. Иллюстрирование книг считал основным направлениям своего творчества. Главную идею книжной графики Д. И. Митрохин определил в статье «О рисунке»: «Я пытаюсь найти и донести до восприятия зрителя поэтическую и философскую сущность изображаемого» [4; 9].

— в издательстве И. И. Кнебель вышло отдельной книгой стихотворение «Спор», оформленной художником (М., 1913). Для этого издания М. была выполнена обложка, фронтиспис с портретом поэта, серия заставок и концовок, несколько постраничных иллюстраций. Серия работ хранится в фондах музея Л. в Пятигорске. В 1914 г. для юбилейного издания произведений Л. в типографии «Печатник» художник иллюстрировал поэмы Л. «Азраил», «Ангел смерти», «Джулио». К первой выполнил заставку «Стая ворон на скелете лошади» (бумага, акварель, тушь, перо; 21,9.17,5). К поэме «Ангел смерти» выполнил две постраничные иллюстрации акварелью, тушью и пером на бумаге — «Ада и Зораим» (21,9.15,2), «Зораим и Ада в пещере» (21,9.15,2), и заставку.

«Печатник» художник иллюстрировал поэмы Л. «Азраил», «Ангел смерти», «Джулио». К первой выполнил заставку «Стая ворон на скелете лошади» (бумага, акварель, тушь, перо; 21,9.17,5). К поэме «Ангел смерти» выполнил две постраничные иллюстрации акварелью, тушью и пером на бумаге — «Ада и Зораим» (21,9.15,2), «Зораим и Ада в пещере» (21,9.15,2), и заставку «Летящий ангел» (бумага, акварель; 22,2.15,6). К поэме «Джулио» выполнена постраничная иллюстрация «Недвижна, как мертвая бледна, Мне преграждает путь» в той же технике. Кроме иллюстраций к поэмам М. выполнил серию заставок и концовок в разной технике к стихотворениям «Утро на Кавказе» (акварель, ИРЛИ), «Гроб Оссиана» (акварель, музей Л. в Пятигорске), «Булевар» (тушь, перо, ИРЛИ), «Пир Асмодея» (тушь, перо, ИРЛИ), «Дары Терека» (акварель, ИРЛИ), Воздушный корабль» (акварель, ИРЛИ), «Листок» (акварель, ИРЛИ), «Азраил» (акварель, ИРЛИ), «Ангел смерти» (акварель, ИРЛИ), «Три пальмы» (акварель; ИРЛИ).

Иллюстрации М. отличаются умелым сочетанием приемов нескольких техник — литографии, гравюры на дереве, работы сухой иглой, резцом. На изобразительную манеру художника оказало влияние увлечение японской гравюрой. Сочетание перечисленных приемов позволили художнику придать особую отчетливость формы при небольшом размере самой иллюстрации, достичь легкости и проникновенности штриха.

М. работал над иллюстрированием романа «Герой нашего времени». Известно, что художник выполнил эскиз заставки к повести «Бэла» (бумага, карандаш, акварель; 9.11) и застав- ку к «Тамани» — «Лодка с гребцом в море» (бумага, акварель, тушь; 18,9.14,1). Иллюстрации были подготовлены для серии изданий произведений русской классики «Народная библиотека», но воспроизведены так и не были.

«Баллады Л.». Для издания художник оформил обложку, создал серию заставок тушью и пером к стихотворениям «Тамара», «Три пальмы», «Воздушный корабль», «Сон», «Ветка Палестины», «Бородино», «Русалка», «Спор».

— М.: Советский художник, 1968. — 12 с; 2) Иллюстрации к произведениям Лермонтова // Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома. Вып. II // Сост. А. Ю. Вейк, Е. А. Ковалевская, Л. Б. Модзалевский. — М., Л.: АН СССР, 1953. — С. 241–1— 312; 3) Митрохин Д. И.: к 90-летию со дня рождения и 70-летию творческой деятельности. — М.: Советский художник, 1973. — 61 с. 4) Митрохин Д. И. Рисунок, акварель, гравюра: коллекция Ю. А. Русанова. — М.: Галеев-Галерея, 2011. — 271 с.