МУСОРГСКИЙ

Модест Петрович (1839–1881).

Русский композитор, член «Могучей кучки». Родился 9 (21) марта 1839, с. Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. В 1852–1858 гг. учился в той же Школе юнкеров, что и Л. Но композитору, в отличие от поэта, служба давалась нелегко. В. В. Стасов рассказывал: «Помню я, как летом и осенью 1858 г. во время наших прогулок я усердно отговаривал его от решимости выйти в отставку: я ему говорил, что мог же Лермонтов оставаться гусарским офицером и быть великим поэтом, невзирая ни на какие разводы и парады. М. отвечал, что “то был Л., а то я; он, может быть, умел сладить и с тем и с другим, а я — нет; мне служба мешает заниматься как мне надо”» [6; 221]. Позднее, в 1872 г., М., подчеркивая мировое значение русских композиторов, писал Стасову из Петербурга: «Глинка и Даргомыжский, Пушкин и Л., Гоголь… все большие генералы и вели свои художественные армии к завоеванию хороших стран» [1; 222].

«Молитва» («Я, Матерь Божия»), написанный зимой 1865 г., сразу по приезде из Торопца от тяжело больной матери. Романс он посвятил матери, Юлии Ивановне Мусоргской (Чириковой), немного изменив стихи Л.: «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою / Пред твоим образом, ярким сиянием…» — последние две строчки «Не о спасении…» композитором опущены. Во второй строфе вместо «Но я вручить хочу деву невинную» М. меняет на «душу невинную». Последнюю строфу композитор опускает, вместо нее добавляет «О, Матерь Божия, тебя молю», и в сопровождении повторяется еще раз «молю». Произведение овеяно сердечной теплотой и глубиной высказывания. В этом вокальном сочинении, по словам Н. Туманиной, М. «впервые почувствовал все огромное горе невозвратной потери милого и близкого человека и свое одиночество» [3; 68].

«Молитве» М. продолжает традиции редкого в русской музыке жанра романса-молитвы, заложенные А. Даргомыжским. В романсе примечателен налет импровизационности, гибкое перетекание элементов различной жанровой природы: ариозно-романсовых ячеек («Я, Матерь Божия», «но я вручить хочу»), восходящих к знаменному распеву («ныне с молитвою», «ярким сиянием» и т. д.), и полуречитативых «говорных» (над заключительной репликой «тебя молю!» стоит ремарка «говорком») [4; 60]. В «Молитве» слышны звуки старинных, строгих и чистых песнопений православной церковной службы. М. постиг уже тогда какую-то из тайн этой древней музыки. В плавных и модально-ладовых гармонических оборотах, в преобладании плавного движения, вызывающего ассоциации со знаменным распевом, угадывается стиль возвышенно-отрешенных православных образов Мусоргского, таких как песня Юродивого или темы Пимена из оперы «Борис Годунов». Заканчивается пьеса на аккорде доминанты — «голос никнет, не досказав молитвы» [4; 60].

«Как небеса твой взор блистает», относящийся также к 1865 г. В 1874 г. М. обработал романс С. И. Танеева «Казачья колыбельная».

— Рига: Лиесма, 1986. — С. 205–223; 2) Стасов В. В. Избранные статьи о Мусоргском. М., Музгиз, 1952; 3) Туманина Н. М. П. Мусоргский. Жизнь и творчество / Н. Туманина. — М.—Л.: Музгиз, 1939. — 242 с.; 4) Дурандина Е. Е. Вокальное творчество Мусоргского / Е. Е. Дурандина. — М.: Музыка, 1985. — 200 с.