ОВСЯНИКО-КУЛИКОВСКИЙ
Дмитрий Николаевич (1852 – 1920),
литературовед, критик, крупнейший представитель культурно-психологической школы в русском литературоведении.
Рассматривая творчество поэта с учётом основных разновидностей человеческой психологии, Овсянико-Куликовский относит Л. к числу «эгоцентрических натур». Важнейшим признаком таких натур является их «склонность противопоставлять себя всему прочему», вслед-ствие чего структурной основой их произведений оказывается антитеза: «я и общество», «я и отечество», «я и человечество».
«субъективизм», что в свою очередь определяет и характер его «исповеди», его души, «обречённой томиться под игом прирождённого эгоцентризма» [1].
Но «гипертрофия» человеческого «я» не всегда, по справедливому замечанию учёного, ведёт к «себялюбию и самолюбованию». Она может привести к настроениям, «совершенно противоположным». И тогда из эгоцентрических натур выходят «подвижники, проповедники, <…> способные к самоотречению» [1] во имя высоких целей. Овсянико-Куликовский относит Л. именно к таким натурам.
Однако в конкретном разборе произведений Л. исследователю не удалось раскрыть до конца намеченные линии подвижничества поэта, который говорил о себе: «я грудью шёл вперёд, я жертвовал собой». Помешало этому слишком явное отождествление личности Л. с персона-жами его произведений, в данном случае с Печориным, в котором, по мнению Овсянико-Куликовского, Л. «изобразил патологию своей собственной души». Это ошибочное заключение, своего рода «шаг назад» в изучении творчества Л., поскольку ещё в 40-е годы Белин-ский предложил рассматривать «субъективизм» поэта как исключительное внимание к «внутреннему» состоянию изображаемых персонажей. Установки Овсянико-Куликовского, авторитетного учёного, способствовали впоследствии (30-е годы XX века) закреплению не-верной методологии, при которой многие лермонтовские образы напрямую отождествлялись с их автором.
– Спб.: Прометей, 1914. – С. 4; 2) Горнфельд А. Г. Боевые отклики на мирные темы. – Л.: Ко-лос, 1924. – 282с.
И. П. Щеблыкин