Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь.
Восприятие творчества Лермонтова.
Серов Валентин Александрович

СЕРОВ

Валентин Александрович (1865 – 1911),

крупнейший русский живописец рубежа XIX – XX вв. Его творчество определило пути развития реалистической школы русского изобразительного искусства. Портреты, пейзажи, исторические композиции, жанровые картины – таковы многообразные виды его работ. В творческое наследие Серова органично вплетены иллюстрации к произведениям русской литературы.

Из бумаг Е. Г. Мамонтовой (неизданное письмо Е. Г. Мамонтовой, ноябрь – декабрь 1884, ЦГАЛИ) известно, что первая работа В. А. Серова, выполненная на сюжет произведений Лермонтова, – работа «Морская царевна». Однако других упоминаний об этой иллюстрации нет. Поэтому принято считать, что впервые художник обратился к творчеству Лермонтова в 1890 г.

– 1918) познакомился с П. П. Кончаловским (1839 – 1904). В это время П. П. Кончаловский принимал активное участие в подготовке двухтомного юбилейного (к 50-летию со дня смерти поэта) издания сочинений М. Ю. Лермонтова (М. Ю. Лермонтов. Сочи-нения. Изд-во товарищества И. Н. Кушнерёва и Ко и книжного магазина П. К. Прянишникова. М., 1891). Над иллюстрациями к произведениям для этого издания трудились лучшие ху-дожники России конца XIX в., среди которых были И. Е. Репин, И. К. Айвазовский, В. И. Суриков, М. А. Врубель, К. А. Коровин. Заручившись их поддержкой, П. П. Кончаловский пригласил для работы В. А. Серова. Работу художника в издании Кушне-рёва описал И. Э. Грабарь (1871 – 1960) в своей монографии «Валентин Александрович Се-ров: его жизнь и творчество» (1914): «Серов охотно согласился и усердно засел за рисунки, но вскоре убедился, что ему не хватает того специфического таланта, который необходим иллюстратору, но отсутствие которого нисколько не вредит хорошему портретисту» [1; 157].

Известно, что для издания Кушнерёва в 1890 г. Серов подготовил несколько иллюстраций – к роману «Герой нашего времени» и к поэме «Демон». Серов выполнил две иллюстрации к «Бэле» – «Первое знакомство Печорина с Бэлой» (чёрная акварель, белила, Государственный Русский музей), «Бэла – пленница Печорина» (чёрная акварель, белила, музей Лермонтова в Пятигорске), и две иллюстрации к «Княжне Мэри» – «Переезд через Подкумок» (местонахо-ждение неизвестно), «Прощание Печорина с княжной Мери» (чёрная акварель, Государст-венная Третьяковская галерея).

К поэме «Демон» Серов подготовил также четыре иллюстрации – «Не плачь, дитя…»(чёрная акварель), «Пляска Тамары» (цветная акварель, Государственный Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), «Демон у стен монастыря» (чёрная акварель, музей ИРЛИ), «Несётся конь» (эскиз, музей Лермонтова в Пятигорске). По справедливому замечанию И. Э. Грабаря, Серов в этих работах не обладал «определённым взглядом на иллюстрацию и не знал, каких приёмов держаться» [1; 157]. Сам Серов был недоволен иллюстрациями, и ха-рактеризовал их как «помесь Репина и Врубеля» [1; 158]. Действительно, при детальном анализе иллюстраций художника к произведениям Лермонтова становится заметно некоторое влияние М. А. Врубеля и И. Е. Репина на изобразительную манеру В. А. Серова-иллюстратора. Влияние М. А. Врубеля особенно заметно в своеобразии ракурсов, изломов линий, орнамен-тальности в иллюстрациях к «Демону».

Ещё с десятилетнего возраста Серов учился у И. Е. Репина, под его наставничеством писал первые картины, наблюдал за его процессом работы. Во многих ранних работах художника проявилось влияние учителя – следуя школе Репина, Серов добивался точности и правдиво-сти психологических характеристик. Близость изобразительной манеры Серова-иллюстратора к Репину определил И. Э. Грабарь: «В работах художника неожиданно воскре-сает старая московская “рваная” манера, идущая от Репина» [1; 157].

Серов – художник-реалист, поэтому более удачными его иллюстрациями следует считать ра-боты к «Герою нашего времени». Несмотря на критические оценки мастерства Серова-иллюстратора, художнику удалось создать цельный и запоминающийся образ Бэлы, который прочно вошёл в основной фонд иллюстраций к роману «Герой нашего времени».

«сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит: пуглива, как дикая серна» [VI. C. 219]. Особенно выразительно художник сумел передать взгляд Бэлы, заставляющий вспомнить слова Максима Максимыча: "Что за глаза! Они так и сверкали, будто два угля» [VI. C. 219].

Издатели с трудом уговорили художника оставить несколько рисунков, которые и были на-печатаны. Во втором томе юбилейном издании были воспроизведены пять иллюстраций Се-рова – четыре иллюстрации к «Герою нашего времени» и одна иллюстрация к «Демону».

– иллюстрировал Пушкина, Гоголя, Лескова, Л. Н. Толстого. На протяжении пятнадцати лет работал над иллю-страциями к басням Крылова. Но к иллюстрациям произведений Лермонтова Серов больше не приступал.

В. А. Серов рос в музыкальной семье: отец – композитор, выдающийся деятель музыкальной культуры, мать – пианистка. Семья была в дружеских отношениях с композитором П. И. Бларамбергом (1841 – 1907), большим ценителем творчества Лермонтова. В 1907 г. Бларамберг задумал создать ряд музыкальных картин по мотивам поэмы «Демон».

В 1907 г. спектакль на музыку П. И. Бларамберга был поставлен дирижёром А. Б. Хессиным (1869 – 1955) в Большом зале консерватории, Серов в эту постановку был приглашён для ра-боты над декорациями. Из воспоминаний А. Б. Хессина известно, что к этому спектаклю Се-ровым были подготовлены три декорации: «первая изображала Кавказское ущелье, вторая – дом Гудала, на крыше которого происходили танцы, а третья – комната монастыря со свода-ми, обращавшимися в последней картине в крылья Демона» [4. 128]. К сожалению, до сего-дняшних дней не сохранились ни сами декорации, ни эскизы художника, а постановка не была сфотографирована. Поэтому говорить о работе Серова над спектаклем можно только по воспоминаниям А. Б. Хессина.

– глубокие, но подчёркнуто сжа-тые новеллы, обнажающие характер человека.

– М.: И. Кнебель, 1914. – 300с. 2). Кудря А. И. Валентин Серов. – М.: Молодая гвардия, 2008 – 400с. 3). Лебедев Г. Е. Русская книжная иллюстрация XIX века. – М.: Искусство, 1952. – 210с. 4). Пахомов Н. П. М. Ю. Лермонтов в изобразительном искусстве. – М., Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1940. – С. 128. 5). Эрнст С. Р. В. А. Серов: очерк жизни и творчества. – Петроград: Ком. популяризации худ. изд. при Рос. акад. истории материальной культуры, 1921. – 115с.

К. А. Поташова

Разделы сайта: