ВАСНЕЦОВ

Виктор Михайлович (1848–1926),

русский живописец, мастер эпико-героической живописи, создатель картин на сюжеты народных сказок и былин, ученик И. Н. Крамского, выпускник Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок.

Художественная манера В. была ярко определена А. Н. Бенуа: «Он первым отказался от изображения обыденной действительности и обратился к дивному миру народной фантастики» [1; 190]. В фольклоре, образе исконной Руси В. находил источник идеала, единство внешнего и внутреннего, нравственную сторону красоты, что сам художник не раз подчеркивал: «Красота для нас не была сама по себе, а служила отражением и выражением высшей духовной красоты». Вместе с пословицами и поговорками, сказками и азбуками источником вдохновения для художника являлись и произведения русской классики — сосредоточение «красоты русского языка» [2; 36].

образы, навеянные путешествием, вызвали в памяти В. его поэтические произведения: «Л. во всем прав; он лучший путеводитель»,— писал художник А. В. Васнецовой, своей матери [2; 174].

Иллюстрированием книг В. начал заниматься еще в годы учебы в Академии художеств, обращался к произведениям Пушкина, Гоголя, Тургенева.

Первое обращение художника к творческому наследию Л. было связано с Абрамцевским кружком. В 1880 г. С. И. Мамонов предложил В. написать картину по мотивам стихотворения Л. «Желание» («Зачем я не птица, не ворон степной…»).

В 1882 г. картина, выполненная маслом в героико-романтическом стиле, экспонировалась на X Передвижной выставке, где была приобретена В. Д. Поленовым и находилась в его усадьбе Бехово. В том же 1882 г. К. А. Фишерем, владельцем фототипографии на Кузнецком мосту, была выполнена фотография с картины для прижизненного альбома работ художника «Виктор Васнецов. Картины». Сегодня картина В. представлена в экспозиции Государственного музея-усадьбы В. Д. Поленова.

В 1890 г. В. работал над подготовкой иллюстраций к юбилейному художественному изданию собраний сочинений Л., подготовленного в типографии Кушнерева и Ко. Вместе с братом, А. П. Васнецовым, художник был приглашен для оформления «Песни про купца Калашникова». В технике итальянского карандаша В. для издания были подготовлены следующие работы: «Киребеевич и Алена Дмитриевна» (местонахождение неизвестно), «Пир у Ивана Грозного» (местонахождения неизвестно), «Кулачный бой» (ГРМ), «Прощание Калашникова с братьями перед казнью» (ГРМ). Особенно удачно в иллюстрациях художником передан колорит эпохи, архитектура старой, белокаменной Москвы. В искусствоведении отмечают удачный выбор эпизодов произведения для иллюстрирования, «дающие достаточно полное представление о содержании поэмы и напряженности драматического действия» [5; 61]. Однако психологию действующих лиц художнику в полной мере передать не удалось — очевидна театрализация, излишня декоративность подготовленных иллюстраций. Неслучайно, сам В. предлагал использовать свои работы в качестве декораций к опере А. Г. Рубинштейна «Песня о купце Калашникове», поставленной в 1900 г. в домашнем театре С. И. Мамонтова, о чем писал: «Если рисунки мои к “Купцу Калашникову”, напечатанные в издании Л., могут послужить постановке оперы, то, конечно, они к вашим услугам» [2; 165]. Художником был получен отказ — вместо эпических рисунков Васнецова в качестве декораций были использованы работы М. А. Врубеля. Все же, рисунки В., несомненно, занимают достойное место в истории иллюстрирования произведений Л. и часто воспроизводятся в отдельных изданиях «Песни про купца Калашникова».

— М.: Республика, 1995. — 448с; 2) В. М. Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. / Сост. Н. А. Ярославцева. — М.: Искусство, 1987. — 496 с; 3) Евстратова Е. Н. Репин, Суриков, Васнецов. Летописцы русской жизни. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. — 299с; 4) История русского искусства: В 2-х т. — Т. 2: Искусство второй половины XIX—XX вв. — М.: Искусство, 1960. — 456с; 5) Лебедев Г. Е. Русская книжная иллюстрация XIX в. — М.: Искусство, 1952. — 350 с.

К. А. Поташова