БУЛГАРИН

Фаддей (Тадеуш) Венедиктович (1789– 1859),

журналист, писатель, издатель (совместно с Н. И. Гречем) журналов «Северный архив» и «Сын отечества», газеты «Северная пчела». До восстания декабристов Б. придерживался либеральных взглядов, был близок с А. С. Грибоедовым, К. Ф. Рылеевым, бр. Бестужевыми, однако после 1825 г. занял проправительственную и консервативную позицию, сотрудничал с А. Х. Бенкендорфом и III отделением [7]. Автор нравственно-сатирических («Иван Выжигин») и исторических («Дмитрий Самозванец», «Мазепа») романов, нравоописательных очерков, сказок, драматических сцен. Л. был знаком с творч. Б., внутренняя полемика с его романами заметна в осмыслении Л. войны 1812 г. в стих. «Поле Бородина» и «Бородино» [8].

«торговому триумвирату» (вместе с Н. И. Гречем и О. И. Сенковским), против которого вели активную полемику А. С. Пушкин, В. Г. Белинский, С. П. Шевырев, В. Ф. Одоевский, А. А. Краевский. В стих. «Журналист, читатель и писатель» в это противостояние включился и Л., показав в образе журналиста циничное отношение представителей «торговой словесности» к литературе как к коммерческому предприятию. Б. стал предметом эпиграмм Л. «Россию продает Фадей…», возможно, против него направлена и эпиграмма «Под фирмой иностранной иноземец…».

«едкими эпиграммами» Л. в свой адрес [3], однако дал высокую оценку «Герою нашего времени» как «лучшему роману» на русском языке [2], представляющему собой образец нравоучительного сочинения и заключающему «полный курс анатомии сердца человеческого» [2]. Подобную благосклонность исследователи объясняют тем, что бабушка Л. послала Б. «Героя нашего времени» вместе с пятьюстами рублями [1], согласно другой т. з. с просьбой поддержать роман к Б. обратился издатель И. И. Глазунов [6]. Впоследствии Б. не раз будет приводить эту хвалебную статью в доказательство своей беспристрастности к лит. противникам и приписывать успех романа Л. у публики своему авторитетному отзыву. «Герой нашего времени» будет часто упоминаться Б. в активной полемике с идеологами натуральной школы (В. Г. Белинским, Н. Г. Чернышевским), как «образцовое творение», заключающее в себе «все высокие красоты истории, драмы и поэмы» [4] в отличие от «дагеротипной» литературы 1840–50-х гг. (Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского) [5]. Более того, именно на адрес натуральной школы Б. будет относить строки Л. «С кого они портреты пишут, / Где разговоры эти слышат?» (ст. «Журналист, читатель и писатель» [II; 147]).

— М.: Молодая гвардия, 1991. — 560 с.; 2) Булгарин Ф. В. «Герой нашего времени». Сочинение М. Лермонтова // Северная пчела, 1840, № 246; 3) Булгарин Ф. В. Журнальная всякая всячина // Северная пчела, 1844, № 258; 4) Булгарин Ф. В. Журнальная всякая всячина // Северная пчела, 1847, № 81; 5) Булгарин Ф. В. Журнальная всякая всячина // Северная пчела, 1855, № 244; 6) Вацуро В. Э. Булгарин // ЛЭ. —С. 71–72; 7) Видок Фиглярин: Письма и агентурные записки Ф. В. Булгарина в III отделение. Сост. А. И. Рейтблат. — М.: НЛО, 1998. — 722 с.; 8) Маркович В. М. Лермонтов и его интерпретаторы // М. Ю. Лермонтов: pro et contra. Личность и творчество Михаила Лермонтова в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. — СПб.: Изд-во Рус. христиан. гуманитар. ин-та, 2002. — С. 8–50; 9) Турбин В. Н. О литературно-полемическом аспекте стихотворения Лермонтова «Бородино» // М. Ю. Лермонтов: Исследования и материалы. —Л.: Наука, 1979. — С. 392–403.