ДАВЫДОВ

Денис Васильевич (1784–1839),

русский поэт, военный писатель, герой Отечественной войны 1812 г.

«Лермонтов и Д. Давыдов» распадается на две ветви: исследования о возможности личного знакомства поэтов и творческая преемственность. Наиболее разработана первая проблема: сохранившиеся письма Д. к П. А. Вяземскому (от 30 декабря 1829 и 29 января 1830 гг.) свидетельствуют, что поэт был в Саратове на свадьбе своего дальнего родственника, Афанасия Алексеевича Столыпина, куда, по свидетельству П. М. Медведева, приезжала и «сестра Афанасия Столыпина Елизавета Алексеевна с внуком Лермонтовым» (цит. из мемуаров П. М. Медведева «Шестьдесят лет на сценических подмостках» [13; 166]. Л. Прокопенко также полагает, что стихотворение Л. «Поле Бородина», датируемое нач. 1830 г., могло быть своеобразной реакцией юного поэта на, без сомнения, звучавшие во время семейного торжества рассказы как самого Д., так и многих гостей — боевых товарищей, в том числе самого двоюродного дяди Л., Н. В. Арсеньева, троюродного брата поэта П. П. Арсеньева, А. А. Столыпина и др. Примечательно, что элегия самого Д. «Бородинское поле», согласно помете автора, была завершена в Саратове, 19 января 1830 г. (т. е. непосредственно после посещения семейного праздника Столыпиных).

«гусарской лирики» Д. на Л. было обусловлено в первую очередь общностью тематики тех стих., где также появляется особый тип «старого гусара» — мужественного, внутренне цельного человека, чуждого светской толпе и противостоящего молодому поколению, по сравнению с которым он кажется гораздо более молод — душой (см. «Гусар» (1832); «К портрету старого гусара» («Смотрите, как летит, отвагою пыля»; 1838); «К Н. И. Бухарову» (1838)). По-видимому, сходная оценка оказалась в основе поэтического видения времени в стих. «Бородино», где героическое прошлое противопоставлено жалкому и лишенному истинного величия настоящему («Да, были люди в наше время, / Могучее, лихое племя, / Богатыри, не вы…»).

из произведений Д. позволяет более подробно представить генезис художественной системы поэта, а также проясняет важные аспекты его мировоззрения — проблему преемственности поколений, мифологизации героического прошлого России, поиска истинно героической и цельной личности, одним из олицетворений которой для Л. становится образ «старого гусара» Д.

Лит.: 1) Андроников И. Л. Портеры выходят из рам // Огонек. 1964. № 42; 2) Владимиров П. В. Исторические и народно-бытовые сюжеты в поэзии М. Ю. Лермонтова. — Киев, 1892. — С. 28–29; 3) Герштейн Э. Г. Судьба Лермонтова. — М: Худ. лит., 1967. — С. 285–293; 4) Гиллельсон М. И. От арзамасского братства к пушкинскому кругу писателей. — Л.: Наука, 1977. — С. 56–60; 5) Ильин-Томич А. А. Д. В. Давыдов // Русские писатели 1800–1917: биографический словарь. — М.: БРЭ, 1992. Т. 2. — С. 68–72; 6) Сочинения в стихах и прозе: 2-е изд. — СПб., 1840. Ч. 1–2; 7) Сочинения: 4-е изд. — М., 1860. Ч. 1–3; 8) Сочинения. — СПб., 1893. Т. 1–3; Полное собрание стихотворений / под ред. и с примеч. В. Н. Орлова; вступ. ст. В. СМ. Саянова и Б. М. Эйхенбаума. — Л., 1933; Стихотворения / вступ. ст., коммент. и подгот. текста В. Э. Вацуро — Л., 1984. 9) Прокопенко Л. Неизвестная страница биографии Лермонтова //«Земля родная» (Пенза), 1957, № 17. — С. 26; 10) Прокопенко Л. Встреча Лермонтова с Денисом Давыдовым // Подъем. — Воронеж, 1964. № 5. — С. 166–167; 11) Семенко И. И. Поэты пушкинской поры. — М.: Худ. лит., 1970. — С. 95–120; 12) Шевырев С. П. Стихотворения Лермонтова // Москвитянин. 1841. Ч. 2. № 4. — С. 525–540.