ГАГАРИН

Григорий Григорьевич (1810–1893),

князь, художник. Его отец — Григорий Иванович Гагарин — учился в Московском университетском благородном пансионе вместе с В. А Жуковским. Впоследствии стал дипломатом и с 1822 г. служил в Риме. Г. жил с отцом в Риме, был там знаком с многими русскими художниками, пенсионерами Академии художеств. Наибольшее значение имела для него дружба с Сильвестром Щедриным и Карлом Брюлловым. В 1826 г. Г. учился в Сиенском художественном колледже, затем — вместе с братом Евгением — отправился в Париж, где служил по дипломатической части, слушал университетские лекции и занимался рисунком и живописью. В 1832-м вернулся в Россию. В следующем году познакомился с А. С. Пушкиным, который предложил ему иллюстрировать его ст. Г. действительно и с большой охотой занимался этим: он сделал рисунки к «Пиковой даме», сказкам, «Руслану и Людмиле», балладе «Гусар» и другим произведениям Пушкина.

В 1830-х гг. Г. совершил путешествие в Константинополь на бриге «Фемистокл» вместе с К. Брюлловым. С 1837 по 1839 год служил при русской миссии в Мюнхене. В 1839 г. возвратился в Петербург, и вот в это время он и познакомился с Л., который ввел его в свой кружок «Шестнадцати».

несколько рисунков, над которыми они работали вдвоем, например — акварель «Валерик». Г. был как художник подготовлен гораздо более профессионально, чем Л., и во время рисования поэт пользовался иногда его практическими указаниями. Со своей стороны Л. подсказывал Гагарину подробности, относящиеся к сюжету изображаемого, так как Г. еще не приходилось бывать в тех местах, которые они изображали. На Кавказе Г. делал жанровые наброски — рисовал группы людей, близких к Л. (Столыпина-Монго, Трубецкого, Васильчикова и других), казаков, солдат, горцев, генералов. Зарисовывал окрестности Пятигорска, виды Военно-Грузинской дороги, позднее — те аулы, где сражался Л., и многие из тех мест, где поэт проезжал. Таким образом, до нас дошло множество рисунков Г., так или иначе связанных с жизнью Л. на Кавказе.

Г. принял участие в одной из военных экспедиций 1841 году. В самом средоточии боя он не бросал карандаша. Однажды так увлекся, что не заметил отхода своих войск. На него устремились горцы, и он едва успел закрыть альбом и выхватить шашку. Когда этот случай рассказали Николаю I, он пожаловал художнику офицерский чин, не причисляя его ни к какому полку.

С июня 1841 г. Г. работает в Петербурге: пишет картины на кавказские темы, иллюстрирует ст. теперь уже покойного Л. Деятельность его в сороковые и пятидесятые годы удивительно разнообразна: он делает большую серию иллюстраций к повести В. А. Соллогуба «Тарантас», по поводу которых Белинский сказал, что художник (он не знал его имени, так как иллюстрации не были подписаны) — «великий» и «знает Россию». Г. несколько лет провел в Тифлисе, где занимался реставрационными работами в древних храмах, построил — вместе с архитектором Скюдери — театр, завел фабрику папье-маше, хлопотал об открытии «Особенной художественной школы». Он путешествует по Грузии и Закавказью, собирая материалы по старокавказскому искусству, изучая быт разных горских народов. В 1850-х гг. художник несколько раз принимал участие в походах против горцев и турок. В 1856-м уехал в Париж, где занялся печатанием большого литографированного альбома своих кавказских работ. В этом замечательном альбоме Кавказ лермонтовского времени и следующего десятилетия представлен во всем своем разнообразии: тут природа, одежда разных народов, танцы, обычаи, джигитовка, памятники старины. С 1859 по 1872 год Г. был вице-президентом петербургской Академии художеств. В конце жизни он особенно много путешествовал. Умер во Франции.

–46. М. Ю. Лермонтов. — М.: Изд-во АН СССР, 1948. — С. 55, 64, 67; 2) Найдич Э. Э. Пушкин и художник Г. Г. Гагарин // ЛН, Т. 45–46. М. Ю. Лермонтов. — М.: Изд-во АН СССР, 1948. — С. 269–278; 3) Мануйлов В. А. Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом); Отв. ред. Б. П. Городецкий, М.—Л.: «Наука», 1964. — С. 61, 137.

Мон. Лазарь (Афанасьев)