ГОНЧАРОВ

Иван Александрович (1812–1891).

Родился 6 (18) июня 1812 г. В Симбирске, умер 15 (27) сентября 1891 г. в Санкт-Петербурге. Крупнейший представитель классической поры в развитии русской литературы, учился в Московском, университете, в те же годы, что и Л., встречал его на занятиях, не будучи лично знаком с ним.

«Воспоминаниях» (1887) дал описание внешности Л. -студента, которое можно считать наиболее точным в силу писательской наблюдательности автора. Интерес представляют и отзывы Г. о лермонтовском творчестве в статьях «Мильон терзаний (1872), «Лучше поздно, чем никогда» (1879). Писатель высоко оценил художественное мастерство Л. в характеристике Печорина как болезненного явления, порожденного нравами «отжившего века», сближая по этой линии, вслед за Белинским, лермонтовский персонаж с Онегиным. Недовольство Чацкого обывательским миром, по мнению Г., обусловлено искренностью его благородных порывов, импульсивностью характера, горячим желанием защитить высокие стремления человеческого духа. В этом он выгодно отличается от скучающих аристократов, ставших невольными заложниками светских условностей. К тому же Чацкий — типичный представитель всякого нового века, грядущего при смене исторических периодов, символ деятельного начала. В то время как Онегин и Печорин уходят вместе со своей эпохой. При этом Л., по словам Г., «ушел дальше временем, вступил в новый период развития мысли нового движения европейской и русской жизни и опередил Пушкина глубиной мысли, смелостью и новизною идей и полета» [1; 77]. Высокая оценка произведений Л. содержится в письме к В. В. Стасову (28 октября 1888) где затронут вопрос о типологии реалистического искусства. По мнению Г., «пионером русского слова» [1; 93] был Пушкин, от него идут Л. и Гоголь, которые породили целую плеяду деятелей 40-60-х гг. Их творчество — качественное развитие художественных традиций на протяжении целого столетия.

в 1859 г., под. ред. С. Дудышкина. Г. дал цензурное разрешение на публикацию (1859) ранее запрещаемых 16 строк в стихотворении Л. «Смерть поэта», по его рекомендации восстанавливались некоторые места, прежде сокращаемые в поэмах «Демон», «Боярин Орша». Оценки Г. предвосхищают высказывания Л. Н. Толстого и В. В. Розанова об особой роли Л. в развитии отечественной словесности.

Современные исследователи устанавливают сходство некоторых мотивов Г. с типологическими характеристиками Л. [3; 5]. В. И. Мельник указывает на единство внутренних, стержневых линий сюжетного развития в романе «Обрыв» и поэме «Демон». Нигилист Гончарова Марк Волохов выступает как представитель демонического начала, искушающий и соблазняющий Веру. И несмотря на различие жанровой природы произведений Г. и Л., внутренняя психологическая ситуация в романе отражает лермонтовскую тему гордого и злого духа тьмы, уничтожающего земную красоту. По мнению В. И. Мельника, лермонтовский мотив получает в романе Г. расширительное толкование. Прежде всего, со стороны конкретного, социально-философского анализа последствий воплощения идей разрушения и отрицания, принимающих в 60-е гг. XIX поистине демонические, бесовские формы.

Лит.: 1) Гончаров И. А. Собр. соч. в 8 тт. М.: Худ. лит., 1952–1955. — Т. 8., 1955; 2) Гончаров И. А. Лучше поздно, чем никогда: Крит. заметки; Письмо к С. А. Никитенко. 8/20 июня 1860; Письмо к В. В. Стасову. 27 окт. 1888 // Гончаров И. А. Собр. соч. 8 тт., Т. 8. М.: Худ. лит., 1980. — С. 99–148; 284–288; 483–486. Л. и Пушкин (С. 111). Отзыв о Печорине (С. 287). Место Л. в истории русской литературы (С. 484); 3) Мельник В. И. Реализм И. А. Гончарова. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1985. — 140 с. Проблема «лишнего человека» в творчестве Гончарова. Онегин, Печорин, Обломов. — С. 55–64; 4) Мельник В. И. «Свою Тамару не брани…» (Лермонтовская тема в романе И. А. Гончарова «Обрыв») // Гончаровские чтения 1995–1996 гг. — Ульяновск, 1997; 5) Попов А. В. И. А. Гончаров и М. Ю. Лермонтов // Материалы юбилейной Гончаровской конференции. Ульяновск. 1964. — С. 239–245.