Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь.
Знакомые и современники Лермонтова.
Струйский Дмитрий Юрьевич

СТРУЙСКИЙ

Дмитрий Юрьевич (1806 – 1856),

псевдоним Трилунный, поэт, прозаик, критик, композитор. Родился в с. Рузаевка Инсарского у. Пензенской губ., (ныне г. Рузаевка Республики Мордовия), похоронен во Франции. Внук поэта Н. Е. Струйского [2], двоюродный брат А. И. Полежаева.

одновремено слушал лекции на словесном и физико-математическом отделениях. Позже работал в Московском архиве Коллегии иностранных дел. В 1826 г. переехал в Петербург, где служил в Министерстве юстиции, занимался литературной и музыкальной деятельностью, в частности играл в струнном квартете директора придворной капеллы А. Ф. Львова. Сотрудничал в «Литературной газете» и других периодических изданиях, альманахах. Был знаком с А. С. Пушкиным. Стихотворение С. «Гробница Кутузова» (Лит. газ. 1831. 21 мая), понравившееся дочери полководца — Е. М. Хитрово, побудило Пушкина к написанию стихотворения «Перед гробницею святой…» (1831), где немало параллелей с раскрытием этой темы С. [3]. В 1834–36 гг. совершил путешествие по Европе с целью познакомиться с памятниками искусства, о чем с сочувствием вспоминал в 1875 г. П. А. Вяземский: «Около двух лет продолжалась мирная Одиссея русского странника и поэта. Много потребно было силы воли и пламени в душе, чтобы совершить такой подвиг. Это не в русских нравах…» [7; 89–90]. В 1837 г. вышел сб. «Мелодии Д. Струйского», включавший романсы на стихи А. С. Пушкина, П. А. Вяземского и самого С.; в 1839 г. напечатал второй выпуск своих романсов, публикуя их и отдельными изданиями. По заказу В. Ф. Одоевского подготовил ряд статей о западноевропейских музыкантах для «Энциклопедического лексикона» А. Плюшара. В сезоне 1840–41 гг. на петербургской сцене была поставлена опера С. «Параша сибирячка» (по мотивам одноименной драмы Н. А. Полевого), вызвавшая положительные отклики критики (Ф. А. Кони, Н. В. Кукольник и др.). В 1845 г. провел несколько недель в Париже, опубликовав свои впечатления о музыкальной жизни французской столицы (Сев. пчела. 1846. 3 апр.). В том же году в филармоническом обществе Петербурга была исполнена симфоническая пьеса С. «Буря» (по мотивам пьесы У. Шекспира). После 1847 г. следы литературно-музыкальной деятельности С. теряются, хотя о нем продолжают вспоминать в печати. По некоторым сведениям (Ю. К. Арнольд, А. О. Смирнова-Россет, Н. И. Греч), причиной этого стало душевное заболевание С. на почве чрезмерной художнической впечатлительности.

4, 5. Сильное влияние на поэта оказали произведения Байрона. Патриотические мотивы лирики С. сближают его со славянофилами. Как музыкальный критик С. сочетал в себе глубокий аналитизм, остроумие, яркость стиля, увлечение немецкой школой (пропагандировал творчество Бетховена, Моцарта, К. Вебера, Мейербера) [1], [8]. Композиторский дар С. оценивался противоречиво; по мнению некоторых современников, его оригинальный талант, типологически близкий к новаторским исканиям Г. Берлиоза, соперничал с дарованием М. И. Глинки, к операм которого сам С. относился сдержанно [6]. Дружеские и творческие отношения связывали С., в частности, с В. Ф. Одоевским и Ф. А. Кони. Был знаком с Л., оказав на него некоторое литературное влияние.

В «Выдержках из записной книжки» (Сев. цветы на 1831 г. С. 257–263) С. встречаются размышления, близкие к метафизическим рассуждениям Печорина («Герой нашего времени», 1840): например: «Каждый раз, углубляясь в нравственное существо человека, я нахожу в своем сердце неисчерпаемый источник печали; дайте мне все блага земные, олицетворите во мне все мечты о счастии, — и та печаль, и та стихия, из которой я создан, останется всегда при мне. Часто в светском обществе я смеялся для того, чтобы смешить других; но чем всегда оканчивалась моя театральная сцена? — Я неумышленно оскорблял самолюбие глупцов, и чем невиннее были мои шутки, тем скрытая досада их сильнее горела под маскою хладнокровной улыбки; наконец, она превращалась в совершенную ненависть…». Несомненно, что Л. был знаком с этим альманахом, поскольку с сер. 1832 г., после непродолжительной учебы на нравственно-политическом отделении Московского университета, жил в Петербурге.

«Вышел новый романс Н. А. Титова. <…> Поэзия Лермонтова сочеталась с счастливою мелодиею нашего композитора, и, конечно, снова облетит всю поющую Россию. Этот романс, под заглавием: Отдохнешь и тыочаровательнице Севера… Кому же?.. …Без сомнения, г-же Виардо-Гарции (П. Виардо. — Н. В.)»; «…слова в этом романсе прекрасны… Позволим себе высказать одно замечание. Нам хотелось бы, чтоб после окончательного напева: Отдохнешь и ты, фортепианы кончили свою фразу в миноре, а не в мажоре… Кто знал Лермонтова и взгляд его на жизнь и природу, тот, конечно, согласится с нами, что его стихи: „Подожди немного, / Отдохнешь и ты!» должны звучать сердечным горем“.

— М.: Сов. композитор, 1978. — С. 108–140; 2) Васильев Н. Л. Жизнь и деяния Николая Струйского, российского дворянина, поэта и верноподданного / Н. Л. Васильев. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003. — 192 с.; 3) Васильев Н. Л. К истории пушкинского стихотворения «Перед гробницею святой…» (Пушкин и Трилунный) // Болдинские чтения. — Н. Новгород: Вектор ТиС, 2009. — С. 71–86; 4) Васильев Н. Л. Д. Ю. Струйский (Трилунный): Биография, творчество, библиография. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. — 284 с.; 5) Васильев Н. Л. Д. Ю. Струйский (Трилунный): Биография, творчество, библиография / Н. Л. Васильев. 2-е изд., исправ. и доп. — Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. — 330 с.; 6) Васильев Н. Л. Творческие связи Д. Ю. Струйского и М. И. Глинки // Гуманитарные науки и образование. — 2014.— № 1. — С. 114–117; 7) Вяземский П. А. Эстетика и литературная критика. — М.: Искусство, 1984. — 458 с.; 8) Ямпольский И. М. Струйский Дмитрий Юрьевич // Музыкальная энциклопедия: В 6 т. — М.: Сов. энциклопедия, 1981. — Т. 5. — С. 338.

Разделы сайта: