ВЕРЕЩАГИН

Василий Васильевич (1842–1904),

русский художник, один из наиболее крупных мастеров батальной живописи. Наследие В. -иллюстратора значительно меньше известно, чем его работы на сюжеты истории, но, несомненно, обращает на себя внимание.

«Герою нашего времени» и «Демону» для «Русского художественного альбома Северное сияние» (издательство «Ф. А. Брокгауз» и типография Спиридонова)

«Герой нашего времени» художником была выбрана сцена из «Княжны Мери» — В. изобразил княжну и стоящих поодаль Печорина с Грушницким. Иллюстрация интересна в первую очередь новым восприятием пространства, до сих пор не характерным для книжной графики — художник поместил действующих лиц в реальную среду. Само изображение сценического окружения — зарисовки кавказской жизни — близко к альбомным рисункам Г. Г. Гагарина («Живописный Кавказ», 1857). В целом иллюстрация позволяет говорить об особом стиле В. — эскизности, проявившейся в изображении лица героини, слиянии очертаний костюма с окружающим фоном. Эскизность подкрепляется и передачей освещения: мазками белил художник сосредоточил внимание зрителя на главном лице — княжне Мери. На этот сюжет В. были выполнены две работы карандашом и белилами, хранящиеся в настоящее время в фондах ГТГ и ГРМ. Интересна история, связанная с установлением авторства работ. Долгое время иллюстрации приписывались М. А. Зичи, связывая их с циклом работ художника для «Героя нашего времени». Одновременно, их же приписывали также ошибочно В. П. Верещагину — историческому живописцу, однофамильцу художника. Правильная атрибуция иллюстраций была высказана А. А. Сидоровым в связи с обнаруженными им воспоминаниями художника [4;206–208].

— Вологда: Северо-Западное книжное изд-во, 1967. — 64 с.; 2) Каталог выставки картин и рисунков покойного художника В. В. Верещагина. — М.: Галерея Лемерсье, 1912. — 24 с.; 3) Лебедев А. К. В. В. Верещагин. — М.: Искусство, 1988. — 205 с.; 4) Сидоров А. А. Рисунок старых русских мастеров (вторая половина XIX в.). — М.: АН СССР, 1960. — 556 с.

К. А. Поташова