Лермонтовская энциклопедия
КОЛЬЦОВ АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОЛЬЦОВ АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

КОЛЬЦОВ Алексей Васильевич (1809-42), рус. поэт. С кон. 30-х гг., наряду с Л., один из осн. авторов «ОЗ». По свидетельству современников, К. и Л. не встречались, хотя имели обширный круг общих знакомых (В. Г. Белинский, А. А. Краевский, В. Ф. Одоевский, П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, П. А. Плетнёв, И. И. Панаев и др.). Стихи К. были известны Л.; по воспоминаниям Краевского, он «всегда слышал от Лермонтова большие похвалы непосредственному таланту Кольцова». В свою очередь, К. «с жадностью» читал стихи Л., особенно выделяя произв., связанные с фольклорной традицией, - «Казачью колыбельную песню», «Песню про... купца Калашникова», к-рую К. заучивал наизусть, заявляя, что «таких сильных стихов еще не было в нашей литературе». В 1839, восторгаясь нар. песнями, помещенными в «ОЗ», К. осведомлялся, не Л. ли они принадлежат. В письмах К. содержится высокая оценка «Героя нашего времени» и «Демона»; в б-ке К. в Воронеже был список поэмы Л., копию с к-рого Белинский просил К. прислать ему, намереваясь использовать при напечатании «Демона» в «ОЗ» (список не был выслан, поскольку цензура запретила публикацию поэмы). В письме Белинскому от 23 окт. 1841 К. выражает скорбь по поводу гибели Л. Следы непосредств. воздействия Л. на К. можно видеть, напр., в «Разлуке» (1840), где неск. строк, по-видимому, являются парафразой из «Песни про... купца Калашникова».

Л. и К. сближало самобытное использование народно-песенного творчества, глубокое постижение рус. нац. характера, напряженный лиризм и драматизм их поэзии. Весьма различные по своему социально-духовному облику, лирич. герои Л. и К. едины в отстаивании своего права на счастье, в утверждении перед лицом враждебной действительности своего человеческого достоинства. С осн. пафосом поэзии Л., выраженным в «нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности» (Белинский, VII, 36), перекликается «жгучее чувство личности» в поэзии К. (см. Салтыков-Щедрин М. Е., Собр. соч., т. 5, 1966, с. 27). Героям К., как и Л., присуще страстное стремление к широкой, вольной жизни («Удалец», 1833; «Стенька Разин», 1838; «Последняя борьба», 1838; «Путь», 1839; «Тоска по воле», 1839; «Дума сокола», 1840, и др.). К мотивам, характерным для обоих поэтов-современников, нужно отнести мотив «обманутых надежд», чувство одиночества и бесприютности их героев, хотя социальному и нравственно-духовному отчуждению у Л. чаще всего соответствует у К. зависимость от нужды и патриарх. бытовых условий («Разуверение», «Раздумье селянина», 1837, «Не на радость, не на счастье», «Расчет с жизнью», 1840, и др.). Порождением «века сознания, философствующего духа, «рефлексии»» (Белинский, IV, 518) явились «думы» К. - важная часть его поэтич. наследия; уступая по худож. силе его песням, «думы» тем не менее перекликались с лермонт. «поэзией мысли». К., как и Л., отозвался на смерть Пушкина стихами, исполненными глубокой скорби, большой поэтич. силы («Лес», 1837).

В критике имена К. и Л. часто сближались, чему способствовало их участие в «ОЗ», а также статьи Белинского, где они нередко ставились рядом. Противники журнала (С. П. Шевырев и др.) включали Л. и К. в число гл. сторонников «партии» «ОЗ», объявляя общие мотивы их творчества плодом журнальных лжеучений. С др. стороны, А. И. Герцен, отмечая у Л. и К. идейную общность, рассматривал их творчество как «новую эпоху русской поэзии», как «два мощных голоса, доносившихся с противоположных сторон». Сближал Л. с К. и Н. П. Огарев. Н. А. Добролюбов призывал к синтезу между «силой» Л. и положит. жизненным идеалом, к-рый он усматривал в поэзии К., замечая, что ей недостает лермонт. «всесторонности взгляда». «Энергию лиризма», к-рой К. и Л. превосходят др. рус. поэтов, отмечал и Н. Г. Чернышевский.

Соч. Соч., М., 1966 (письма - см. по указат.).

Лит.: Герцен, т. 7, с. 224, 226-27; Добролюбов Н. А., Собр. соч., т. 2, М. - Л., 1961, с. 263-64; Огарев Н. П., Предисл. к сб. «Русская потаенная литература», в его кн.: Избр. произв., т. 2, М., 1956, с. 489-90; Чернышевский, т. 3, с. 515; Успенский Г. И., Собр. соч., т. 5, М., 1956, с. 35-36; Де-Пуле М., А. В. Кольцов в его житейских и лит. делах..., СПБ, [1878], с. 86-87; Пыпин А., Л. и Кольцов, «ВЕ», 1896, т. 1, № 1, с. 291-341; Станкевич А. В., [Письма] М. Ф. Де-Пуле, ЛН, т. 56, с. 284, 286; Краевский А. А., [Письмо] М. Ф. Де-Пуле, ЛН, т. 58, с. 125-26; Тонков В., А. В. Кольцов. Жизнь и творчество, Воронеж, 1958 (по указат.); Удодов (1), с. 121-33; Коровин (3), с. 333-40.

В начало словаря

Разделы сайта: