Лермонтовская энциклопедия
МАЯКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МАЯКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович (1893-1930), рус. сов. поэт. Поэзия Л. играла активную роль в формировании поэтич. сознания, эстетич. и этич. взглядов М. В детстве он знал наизусть «Спор», «Воздушный корабль», свободно цитировал Л. Сквозь все дооктябрьское творчество М. проходит восходящий к Л. образ поэта-пророка, осмеянного и не понятого толпой, но готового на самопожертвование ради людей («Владимир Маяковский. Трагедия», 1913; поэмы «Облако в штанах», 1915; «Человек», 1917). Бунтарский дух, грандиозный масштаб переживаний роднят романтич. героя М. с лермонт. героями, богоборч. характер его мятежа напоминает о Демоне, Мцыри. Образ «нового демона» у М. исполнен антибурж. пафоса.

В сов. эпоху традиции Л. получают в творчестве М. многогранное новаторское преломление. Поэт открыто декларирует связь между собою и Л.: «Мы общей лирики лента» («Тамара и Демон», 1924). М. избирает в союзники Л., воюя с пережитками старого мира; приспособленцев-обывателей, угрожающих герою, он ассоциирует с убийцей Л. - Мартыновым: «Один уж такой попался - гусар! Понюхай порох, свинец пистолетный» («Про это», 1923). Как и в лирике Л., одна из ведущих этич. тем поэзии М. - любовь-подвиг, любовь-отчаяние, чувство, сочетающее в себе гражданское и глубоко личное начала. В основе поэмы «Про это» лежит идеальное представление о любви как чувстве бескомпромиссном и жертвенном. Преемств. связь М. с творч. позицией Л. проявляется в его отношении к избраннич. миссии поэта, знающего «силу слов», «слов набат», помнящего о долге «реветь медногорлой сиреной» («Разговор с фининспектором о поэзии», 1926). Преемственность в решении проблемы назначения поэта прослеживается между поэмой «Во весь голос» (1929-30) и лермонт. «Поэтом» («Отделкой золотой блистает мой кинжал»). Попытки вульгарно-социологич. критики объявить Л. беспричинно тоскующим «деклассированным интеллигентом» вызвали энергичный протест М. (стих. «Марксизм - оружие, огнестрельный метод...» и ст. «А что вы пишете?», оба произв. - 1926).

М.-сатирик широко использует ритмы, интонации, образы, афоризмы, названия из поэтич. арсенала Л. (ср. у М. 2-я гл. поэмы. «Хорошо!», 1927, и стих. «Император», 1928, и «Воздушный корабль» Л.). Пародийное использование строк из стих. Л. «И скучно и грустно», «Спор», «Смерть поэта», поэм «Демон» и «Мцыри» можно найти в стих. «Братья-писатели» (1917), «Юбилейное» (1924), «Дом Герцена» (1928) и др., пьесе «Баня» (1929). Иронич. переосмысление лермонт. Кавказа, «снижение» образа Демона - в стих. «Тамара и Демон». Наблюдения, касающиеся поэтики Л., упоминания о нем встречаются в статьях и заметках М. разных лет («Штатская шрапнель», 1914; «Как делать стихи», 1926; «Поп или мастер», 1926, и др.). Во время своего последнего выступления в Доме комсомола Красной Пресни 25 марта 1930 М., отвечая на вопросы читателей, процитировал заключит. строки лермонт. «Паруса».

Соч. Полн. собр. соч., т. 1-13, М., 1955-61 (см. указатель, т. 13, с. 496).

Лит.: Плиско Н., Л. и Маяковский, «30 дней», 1938, № 7, с. 73-78; Семенов (5), с. 175-77; Степанов Н., Маяковский и рус. классич. поэзия, «ЛО», 1940, № 7, с. 29-31; Розанов И. Н., Маяковский и Л., «ЛУ», 1940, № 4-5, с. 63-69; Брик Л., Маяковский и чужие стихи, «Знамя», 1940, № 3, с. 164-66; Новиков В., В. В. Маяковский. Критико-биографич. очерк, М., 1952, с. 112-13; Бакинский В., Маяковский в борьбе за социалистич. реализм (1918-1923), Л., 1952, с. 180-86; Тимофеева В. В., О традициях рус. классич. лит-ры в поэзии В. Маяковского, в кн.: Вопросы сов. лит-ры, сб. 3, М. - Л., 1956, с. 117; Семинарий, с. 363-64; Петросов К. Г., О лермонт. традиции и лирич. герое послеоктябрьской поэзии Маяковского, «Уч. зап. Коломенского пед. ин-та», 1961, т. 5, с. 3-29; его же, Маяковский и Л., в кн.: Сб. Орджоникидзе, с. 104-23; Паперный З., Поэтич. образ у Маяковского, М., 1961, с. 47, 160, 171; Масик В., Общей лирики лента. (О лермонт. традициях в сов. поэзии), «Нева», 1964, № 10, с. 136-38; Кожинов В. В., Маяковский и рус. лит-ра, в кн.: Маяковский и проблемы новаторства, М., 1965, с. 38-40; Кулинич А. В., Новаторство и традиции в рус. сов. поэзии 20-х гг., [Киев], 1967, с. 46; Зимина Г., Маяковский и Л., в кн.: Даг. ун-т им. В. И. Ленина, Сб. научных сообщений (филология), Махачкала, 1967, с. 75-93; Фадеев А., Маяковский, Собр. соч., т. 5, М., 1971, с. 327; Цветаева М., Несобр. произв., Мюнхен, 1971, с. 619; Голованова (3), с. 86-107.

В начало словаря

Разделы сайта: