Лермонтовская энциклопедия
НЕКРАСОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

НЕКРАСОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

НЕКРАСОВ Николай Алексеевич (1821-77), рус. поэт, революц. демократ. Преемник традиций А. С. Пушкина и Л. в рус. поэзии. По количеству цитаций и переложений Л. занимает в творчестве Н., особенно молодого, первое место. В юношеском сб. «Мечты и звуки» (1840) близки к Л. по тональности стих.: «Ангел смерти»,«Земляку», «Моя судьба», «Злой дух», «Жизнь». По образцу лермонт. «Думы» отчасти написана и ранняя «Дума» Н. (1839). В 40-е гг. Н. пишет пародийные «подражания» Л., опирающиеся на популярные мотивы его стихов и направленные против пороков об-ва: «И скучно и грустно, / И некого в карты надуть» (1844); сатира на чиновников «Колыбельная песня (Подражание Лермонтову)» (1845, на основе «Казачьей колыбельной песни» Л.); стих. из рассказа «Как опасно предаваться честолюбивым снам» - «Клянусь звездою полуночной / И генеральскою звездой» (1846, травестийное переложение клятвы Демона); «В один трактир они оба ходили прилежно» (1847, ср. у Л. «Они любили друг друга так долго и нежно»). Принадлежащее Н. стих. «Прихожу на праздник к чародею» (1850) из повести А. В. Дружинина «Сентиментальное путешествие Ивана Чернокнижникова...» - перепев «Выхожу один я на дорогу»; «Месть горца» (1850) - пародия на романтиков с использованием лермонт. и пушкинских образов; «Мое желание (романс господина, обиженного литературой)» (1863) - параллель «Желанию» Л.

В обращении к традициям Л. для зрелого Н. характерна большая свобода; он использует фактуру стихов Л., их ритмич. строение и лексико-фразеологич. обороты, избегая прямых подражаний. Отмечались параллели между мелодич. строем «На Волге» и «Мцыри», «Бури» (1-й вариант) и «Соседки», «Секрета» и «Воздушного корабля», «Суда» и «Мцыри» (в последних двух случаях - использование романтич. формы Л. отчасти с пародийными целями). Непосредственно связано с Л. раннее стих. «В неведомой глуши, в деревне полудикой» (1845), к к-рому сам Н. незадолго до смерти сделал примечание: «Подражание Лермонтову. Сравни: Арбенин (в драме «Маскарад») <...> Был влюблен и козырнул...» (Полн. собр. соч. и писем, т. 1, 1948, с. 523).

Перефразировки и цитаты из Л.: в стих. Н. «Литераторы» (из «Валерика»), «Суд» (из «Тамбовской казначейши» и «Хаджи Абрека»), «Забракованные» (из «Демона»), «Вступительное слово «Свистка» к читателям» («Он жаждет славы и войны») - из «Не плачь, не плачь, мое дитя...». Упоминания о Л. встречаются в стих. Н. «Княгиня» (о посвященных А. К. Воронцовой-Дашковой «строфах небрежных русского поэта»),

«Недавнее время» (о поэме Л. «Монго»), в «Легенде о некоем покаявшемся старце...» (о «Демоне»).

В письмах и критич. статьях Н. неоднократно возвращается к поэзии Л. В статьях «Очерки русских нравов...» (1843) и «Тарантас. Путевые впечатления. Соч. графа В. А. Соллогуба» (1845) произв. Л., наряду с пушкинскими и гоголевскими, выступают мерилом истинно худож. ценностей. В 1849 в ст. «Русские второстепенные поэты» Н. поднимает вопрос о значении Л. для совр. лит-ры. Называя его в числе пяти крупнейших поэтов (наряду с Пушкиным, В. А. Жуковским, И. А. Крыловым и А. В. Кольцовым), Н. указывает на опасность поэтич. эпигонства, усилившуюся после того, как Пушкин и Л. довели до совершенства стихотв. технику. Отмечая подражания Л. у совр. поэтов, Н. рядом с Л. ставит только Ф. И. Тютчева. Однако в 1854 в рецензии на «Дамский альбом» он ограничивает эту оценку, утверждая, что «...сильного деятеля-поэта, равного Пушкину или даже Лермонтову, наша литература теперь не имеет; но такие явления, как Пушкин и Лермонтов, всегда были и будут в мире поэзии явлениями редкими, исключительными» (там же, т. 9, 1950, с. 243).

Как ред. «Современника», Н. систематически помещал в журнале материалы о Л. и публикации его стихов. В 1851 в рецензии на сб. «Раут» Н. перепечатал стихотв. отрывок Л. «Моряк», особо выделив его концовку, напоминающую «лучшие стихотворения поэта» (по-видимому, «Парус»); о «Парусе» Н. писал в дневнике 16 июня 1877: «Я же когда-то очень любил стих<отворение> Лермонтова «Белеет парус одинокий» и т.д. А теперь все повторяю «Когда для смертного умолкнет шумный день» (Пушкин)» (там же, т. 12, 1950, с. 27). В письмах к П. В. Анненкову (от 30 сент. 1850) и И. С. Тургеневу (от 15-17 июня 1856) Н. свободно цитирует «Памяти Одоевского» и «Парус» Л.

Помимо прямых отзывов и реминисценций, между Л. и Н. существуют др. связи, более органические и глубокие. Уже из оценок «Паруса» видно, что Н. особенно привлекали мятежность, неуспокоенность в сочетании с идеалом высокой «гармонии», «грация скорби». Поэтов сближала логика социального отрицания, энергия протеста; для обоих характерны поэтич. формула сочетания любви и ненависти, тема возмездия, образы тернового венца, цепей, казни, тюрьмы. От «Пророка» Л. тянутся нити к стихам Н. «Муза» и «Блажен незлобивый поэт». Гневная инвектива «Смерти поэта» получает развитие в многообразных видах некрасовской сатиры. Трагич. гражданственности лирики Л. соответствует гражданственность Н., возникающая на новом этапе освободит. движения, когда усиливается чувство ответственности поэта за «грехи отцов» и личной «вины» перед народом. Можно проследить перерастание образов лермонт. «Журналиста, читателя и писателя» в некрасовского «Поэта и гражданина». Психол. лирика Л. с ее обнажением душевных противоречий предваряет изображение диалектики чувств лирич. героя в «панаевском цикле» Н. Наиболее близки Н. были стих. «Бородино» (1837) и «Родина» (1841); Н. развил заявленные в них принципы историзма, патриотич. традиции, «собирательный» образ народа и определившиеся в «Родине» Л. пути создания нац. лирич. пейзажа (ср. «Тишина» Н.).

Соч. Полн. собр. соч. и писем, т. 1-12, М., 1948-53; Полн. собр. стихотворений, т. 1-3, Л., 1967.

Лит.: Добролюбов Н. А., Стихотворения Ивана Никитина. Перепевы. Стихотворения обличительного поэта, Собр. соч., т. 6, М. - Л., 1963, с. 168, 212; Григорьев А. А., Стихотворения Н. Некрасова, в его кн.: Лит. критика, М., 1967, с. 442-93; Устимович П. М., Н. А. Некрасов..., «РС», 1887, т. 55, № 7, с. 136; Чуковский К. И., Н. А. Некрасов на рубеже двух эпох, «День», 1917, 24 дек.; Альмединген Г., Некрасов - критик поэтов. (Эстетич. критика у Некрасова),«Книга и революция», 1921, № 2 (14), с. 23, 28, 29; Эйхенбаум (2), с. 88-89, 109; Гаркави (1), с. 46-48; Гиппиус В., Некрасов в истории рус. поэзии XIX в., ЛН, т. 49-50, с. 1-4, 22-35; Петров, с. 187-209; Скатов Н. Н., М. Ю. Л. и Н. А. Некрасов. (К проблеме реализма и народности), в кн.: Проблемы реализма в рус. и заруб. лит-рах. Тезисы, [Вологда], 1965, с. 18-20; его же, Родина в поэтич. концепции Л., Тютчева, Некрасова, в кн.: Проблемы реализма, Вологда, 1966, с. 240-50; Лебедев Ю. В., Принципы создания героич. характера в поэмах М. Ю. Л. и Н. А. Некрасова («Мцыри» и «Несчастные»), в кн.: Очерки по истории рус. лит-ры, Л., 1966, с. 160-83; Лотман Л. М., «Поэт и гражданин» Некрасова, в кн.: Н. А. Некрасов и рус. лит-ра. Тезисы, Кострома, 1971, с. 16; Битюгова И. А., Н. Некрасов, «Надрывается сердце от муки», в кн.: Поэтич. строй рус. лирики, Л., 1973, с. 165-166; Журавлева (4), с. 12-21; Григорьян (2).

В начало словаря

Разделы сайта: