Лермонтовская энциклопедия
ОДОЕВСКИЙ ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ОДОЕВСКИЙ ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ

ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович [1803 (1804?) - 1869], князь, рус. писатель; один из близких друзей Л. Имя Л. привлекло внимание О. с появлением стих. «Смерть поэта», с к-рым его познакомил А. А. Краевский. Автограф этого стих. (без последних 16 строк) сохранился в его архиве. О. был соредактором послепушкинских томов «Совр.», где появилось «Бородино» (1837), ближайшим сотрудником «Лит. прибавление к «РИ»» Краевского, где была опубл. «Песня про...купца Калашникова» (1838), и соредактором «ОЗ», где Л. печатался постоянно.

Общение О. и Л. началось, по-видимому, в нач. 1838, когда поэт установил личный контакт с ред. «Совр.», отдав В. А. Жуковскому для печати «Тамбовскую казначейшу». Уже осенью - зимой 1838 Л. - посетитель лит. салона О.; в 1840-41 он здесь встречается с И. И. Панаевым, Е. А. Баратынским и, по свидетельству Панаева, с В. Г. Белинским. О. и Л. бывали в салоне Карамзиных. Л. мог также встречаться с О. у Жуковского и в муз. салоне графа Мих. Ю. Виельгорского, описанном в «Штоссе». В 1839 отношения Л. и О. становятся дружескими; О. живо интересуется лит. судьбой Л., задерживает и, возможно, смягчает повесть В. А. Соллогуба «Большой свет», задевающую Л.; «очень хвалит» «Демона», предрекая ему большой успех. Есть основания предполагать, что О. способствовал облегчению прохождения в цензуре произв. Л., в частности отд. изд. «Героя нашего времени». К 1839 (ок. 5 авг.) относится единств. сохранившаяся записка О. к Л.: обращение на «ты» свидетельствует о короткости их отношений. Известен экз. «Героя...» с дружеской надписью Л. жене О. - О. С. Одоевской. 14 янв. 1840 О. у Карамзиных в присутствии Л. читает свою «мистическую повесть» «Косморама».

Одоевский Владимир Федорович

В. Ф. Одоевский. Акварель А. Покровского. 1844.

Приехав в Петербург 8 февр. 1841, Л. вечером того же дня посетил О. Перед отъездом на Кавказ в апр. 1841 Л. подарил О. небольшую картину «Вид Крестовой горы», один из лучших своих пейзажей; на обороте сохранилась позднейшая надпись О.: «Эта картина рисована поэтом Лермонтовым и подарена им мне при последнем его отъезде на Кавказ. Она представляет Крестовую гору - место его смерти. Кн. В. Одоевский» (последнее указание ошибочно). По-видимому, в ответ О. подарил Л. свою записную книжку с надписью: «Поэту Лермонтову дается сия моя старая и любимая книга с тем, чтобы он возвратил мне ее сам, и всю исписанную. К[н]. В. Одоевский. 1841. Апреля 13-е С. Пбург». Сюда Л. вписал «Спор», «Сон», «Тамару», «Свиданье», «Листок» и др. стихи, а также черновой набросок к «Штоссу». В качестве напутствия поэту О. сделал выписки из Евангелия («Держитеся любове, ревнуйте же к дарам духовным, да пророчествуете»), к к-рым позднее - при передаче книжки в Публичную б-ку - сделал пояснение: «Эти выписки имели отношение к религиозным спорам, которые часто подымались между Лермонтовым и мною. 1857. К[н]. В. Од.». Хотя содержание споров неизвестно, несомненна неприемлемость для О. социального критицизма и скептицизма Л., а для Л. мистич. идеализма О. Возможно, какие-то отзвуки этих бесед и разногласий сохранились в стихах записной книжки («Пророк», «Выхожу один я на дорогу», «Сон»), многие из к-рых противостоят приведенным О. цитатам о преходящем значении всего земного, блаженстве смирения и всепрощающей любви.

После смерти поэта О. заботился о собирании и публикации его наследия. Записная книжка со стихами Л. была возвращена ему А. А. Хастатовым в дек. 1843, и уже в № 12 «ОЗ» за 1843 и в № 1 за 1844 О. опубл. неизв. стихи Л. К О. обращался Краевский, чтобы «спасти» оставшиеся после Л. рукописи и добиться цензурного разрешения на печатание его произведений. О. способствовал появлению переводов из Л. и сам дал подстрочный франц. пер. «Воздушного корабля», сделав примечание о Л. как «замечательном поэте» и о природе его фантастики.

О. и Л. принадлежали к разным течениям в лит-ре рус. романтизма, но их объединял интерес к Ф. Шеллингу, Э. Т. А. Гофману, к фантастич. роду в лит-ре (см. Фантастическое). Исследователи отмечали творч. связи Л. и О. Драма Л. "Странный человек" - ее название, конфликт, центр. характер - сопоставлялась с очерком О. "Странный человек" (1822); отмечались также точки соприкосновения "Штосса" Л. с "Сильфидой" и "Саламандрой" О. Повесть в стихах Л. "Сказка для детей" (образ демона) соотносилась с написанной ритмич. прозой мистерией О. "Сегелиель. Сказка для старых детей" (частично опубл. 1838). "Герой..." Л. и параллельно писавшиеся "Русские ночи" О. сопоставимы в жанровом отношении - как циклы повестей, тяготеющие к форме филос. романа. В лит-ре усматривалась также нек-рая близость взглядов Л. и О. на сущность творчества: роль интуиции в худож. освоении мира, мысль о провиденциальном назначении художника (см. эстетич. трактаты и очерки О. «Последний квартет Бетховена», «Себастиан Бах»).

Лит.: Соч. под ред. Висковатого, т. 1, с. 346-47; Сакулин П. Н., Из истории рус. идеализма. Князь В. Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель, т. 1, ч. 1, М., 1913, с. 194-95, ч. 2, М., 1913, с. 340-41; Описание ГПБ, с. 12, 40-44; Иванова Т. (1), с. 185-86; Найдич (2); Герштейн (3), с. 399; Заборова Р. Б., Материалы о М. Ю. Л. в фонде В. Ф. Одоевского, «Тр. ГПБ», 1958, т. 5 (8), с. 185-90; Максимов (1), с. 113-18; Эйхенбаум (12), с. 189-90; Ефимова М. (3); Нейман (10), с. 23-24; Зильберштейн И. С., Лучшая заруб. коллекция реликвий рус. культуры, «Огонек», 1970, № 5, с. 17-21; Панаев, в кн.: Воспоминания; Раевский, там же; Столыпин и Васильев, там же; Удодов (2), с. 519-22; Рус. эстетич. трактаты первой трети XIX в., т. 2 [Коммент. к текстам В. Ф. Одоевского - М. И. Медового], М., 1974, с. 601-02; Сахаров В. И., Из истории рус. романтич. повести, «Изв. АН СССР. Серия лит-ры и языка», 1975, т. 34, № 1, с. 44; Ходанен Л. А., Поэтика времени в рус. филос. романе конца 30-х - нач. 40-х гг. XIX в. («Герой нашего времени» М. Ю. Л., «Русские ночи» В. Ф. Одоевского), М., 1978 (дисс.); Вацуро (6), с. 224-34, 245.

В начало словаря

Разделы сайта: