Статьи на букву "Ц"
ЦАШВ Михаил Иванович (р. 1903), сов. актер. В 1929 в Крымгостеатре (Севастополь) играл роль кн. Звездича («Маскарад»). В 1962 выступил в роли Арбенина в Малом театре. У Ц. Арбенин - выше окружающей его среды, но, презирая эту среду, он действует по ее законам и совершает поступки, противные своей натуре. Он благороден и проницателен. Под скупостью внешних проявлений скрывается ранимая душа, остро реагирующая на пошлость. Внутр. беспокойство Арбенина-Ц. гаснет только в последней картине, где он играет блаженство безумия. В концертах Ц. читал «Мцыри», «Завещание», «Кинжал» и др.
Лит.: Владимирова З., «...Блестящий, но ничтожный», «Театр», 1963, № 4; Жаров М., Артист - поэзия - время, там же, 1966, № 2. |
ЦАРСКОЕ СЕЛО, летняя резиденция имп. фамилии, в 23 верстах от Петербурга (ныне г. Пушкин Ленингр. обл.). В Ц. С. стоял л.-гв. Гусарский полк, в к-рый Л. был назначен корнетом 22 нояб. 1834. Гусарские казармы, впоследствии перестроенные, находились на окраине Ц. С. - Софии. По свидетельству Д. А. Столыпина, Л. жил на углу Большой и Манежной улиц вместе с А. А. Столыпиным (Монго) и А. Г. Столыпиным, хозяйство у них было общее. Служба гусар ограничивалась караулом во дворце, дежурством по полку, участием в придворных празднествах и церемониях. Остальное время гусары обычно проводили в Петербурге, посещая балы, спектакли, цыган, устраивая пирушки. А. П. Шан-Гирей писал о Л.: «Он жил постоянно в Петербурге, а в Царское Село...езжал на ученья и дежурства» (Воспоминания, 1964, с. 43). Для поездок в столицу у Л. в Ц. С. были два крепостных кучера и неск. лошадей, верховых и выездных. После ареста Л. за стих. «Смерть поэта» Николай I поручил ген. П. Ф. Веймарну просмотреть и опечатать бумаги Л., но ящики письменного стола в Ц. С. оказались пустыми, а комнаты нетопленными, т. к. Л. уже давно не приезжал из Петербурга. 14 мая 1838 Л., переведенный обратно в л.-гв. Гусарский полк, приехал в Ц. С.; этим и следующим летом он часто посещал вечера Карамзиных, живших здесь на даче. Летом 1838 в Ц. С. жил Аф. А. Столыпин, Л. присутствовал у него на обеде 13 сент. (вероятно, не один раз). В окт. 1837 открыта первая в России железная дорога, соединившая Ц. С. и Павловск с Петербургом. Сначала Е. А. Арсеньева взяла с Л. слово ею не пользоваться, но впоследствии Л., а потом и сама Арсеньева ездили по этой дороге. В окт. 1838, находясь в Ц. С. под арестом, Л. написал маслом картину «Сцена из кавказской жизни» для А. М. Верещагиной. В Ц. С. закончена поэма «Мцыри», продолжалась работа над «Демоном», над стихами.
Лит.: Висковатый, с. 192-207; Анциферов; Анциферов Н. П., Пригороды Ленинграда, М., 1946, с. 56-57; Мануйлов (10), с. 82-95, 236-40, 249; Меликов М. Е., в кн.: Воспоминания; Лонгинов М. Н., там же; Столыпин Д. А., Васильев А. В., там же. |
ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна (1892-1941), рус. сов. поэтесса. В очерке «Световой ливень» (о кн. Б. Пастернака «Сестра моя жизнь») Ц. анализирует открывающее сб. стих. «Памяти Демона» и, касаясь вопроса о традициях и новаторстве, замечает: «Книга посвящена Лермонтову...Пастернак и Лермонтов. Родные и врозь идущие, как два крыла». Узами внутр. родства при отсутствии внешнего подобия связана с лермонт. традицией и Ц. Ее «наилюбимейшие стихи в детстве» - пушкинское «К морю» и лермонт. «Свиданье». Худож. взаимосвязь поэзии А. С. Пушкина и Л. воспринимается Ц. как «братственность двух сил, двух вершин» (ст. «Герой труда», 1931), братственность высокого гражд. самосознания, противостояния толпе («одного» - «любому»), скрепленная сходными обстоятельствами гибели обоих поэтов (кн. «Мой Пушкин», 1937). Ц., как поэту напряженных эмоций, в ряде моментов ближе «душевный строй» Л. Отсюда сходство отдельных мотивов: культ Наполеона, Байрона, сильной личности вообще, культ родины предков (Германия в романтич. ореоле у Ц., Шотландия - у Л.), поэтизация разбойничьей вольницы, тяготение к фольклорной стихии. В автобиографич. плане - тоска раннего сиротства (ассоциация: покойная мать и музыка), драматизм коллизий в любовной лирике. У Ц., как и у Л., в произв. с размытыми жанровыми границами соседствуют лирич. и героич. начала, сарказм, медитация, ода, диалог. Переосмысленные образы Л. появляются во многих произв. Ц. (драматич. сцены «Метель», 1918; поэма «Крысолов», 1925, и др.); размышления о судьбе художника с апелляцией к лермонт. судьбе - в стих. «Прокрасться...». В статьях «Поэт и время» (1935), где рассматривается, в частности, эволюция отношения В. Маяковского к Л., и «Нездешний вечер», приводятся строки из «Ангела». К 100-летию со дня гибели Пушкина Ц. перевела на франц. яз. стих. Л. «Смерть поэта» (рукопись с авт. датой 28 янв. 1937 в собр. М. С. Лесмана, Ленинград). Соч. Избр. произв., М. - Л., 1965, с. 9; Мой Пушкин, М., 1967, с, 34; Проза, Нью-Йорк, 1953, с. 255, 281, 357, 360; Несобранные произв., Мюнхен, 1971, с. 619-20, 625.
Лит.: Цветаева А., Воспоминания, М., 1971, с. 101; Голованова Т. П. (3), с. 111-14. |
«ЦЕВНИЦА» (цевница - свирель, пастушеская дудочка), юношеская элегия Л. (1828) в александрийских стихах. Как и нек-рые др. произв. пансионского периода («Заблуждение Купидона», «Пир», «Пан»), стих. ориентировано на классич. антич. образы, воспринятые Л. через «Опыты» К. Н. Батюшкова (1817), антологич. стихи А. С. Пушкина и отчасти через традиции «легкой поэзии» (poésie fugitive). Поэтич. фразеология «Цевницы» восходит к «Беседке муз» Батюшкова («...Над ними свод акаций: / Там некогда стоял алтарь и муз и граций...Там некогда, кругом черемухи млечной...»; ср.: «Под тению черемухи млечной / И золотом блистающих акаций / Спешу восстановить алтарь и Муз, и Граций»). Л. стремится к пластическому, лишенному сюжетного движения описанию; картина создается существительными и гл. обр. определениями к ним; глагольная сфера крайне узка, причем глаголы состояния заметно доминируют над глаголами действия. Вместе с тем «Цевница» в большей мере, чем пушкинские стихи в антологич. роде, обнаруживает тяготение к элегии с типичным для этого жанра непосредств. выражением эмоц. состояния лирич. героя. Характерно, что в заключит. строках «Цевницы» возникает чуждая поэтике Пушкина «виньетка» («...веселие, уж взятое гробницей, / И ржавый предков меч с задумчивой цевницей!»), воспроизводящая символику элегии Е. А. Баратынского «Родина» (ср.: «...положит на гробницу / И плуг заржавленный и мирную цевницу»). Выраженное в стихах умонастроение было в кон. 1820-х гг. уже несколько архаичным, становясь объектом иронии; ср. в VI гл. «Евгения Онегина»: «...Зарецкий мой, / Под сень черемух и акаций / От бурь укрывшись наконец, / Живет, как истинный мудрец, / Капусту садит, как Гораций...». Традиция, идущая от П. Висковатого, объясняет появление опытов Л. «в древнем роде» заданностью темы, а жанрово-стилевую специфику - влиянием А. Ф. Мерзлякова, С. Е. Раича и архаич. лит. среды Пансиона в целом. Между тем в обращении Л. к антич. формам правильнее видеть органически необходимый этап в становлении его поэтики (Н. Бродский, В. Вацуро). Стих. положено на музыку С. Н. Василенко. Автограф - ИРЛИ, тетр. II. Впервые - «Библиогр. записки», 1861, т. 3, № 16, стлб. 487. В автографе позднее Л. приписал дату: «(1828)».
Лит.: Бродский (5), с. 80-81; Вацуро (1), с. 46-49; Пейсахович (1), с. 422. |
ЦЕДЛИЦ (Zedlitz; иногда в рус. источниках - Цейдлиц, Зейдлиц) Йозеф Кристиан (1790-1862), австр. драматург и поэт. Автор романтич. баллад, среди к-рых баллады, посв. распространенной в европ. лит-ре 1820-30-х гг. теме Наполеона: «Ночной смотр» (1827; рус. пер. В. А. Жуковского, 1836), «Корабль призраков» (1832). Сюжет второй баллады с привлечением деталей из баллады «Ночной смотр» использован в стих. Л. «Воздушный корабль». В. Г. Белинский, посетивший в марте 1840 арестованного Л., писал: «...переводит Зейдлица и не унывает» (Белинский, XI, 496). Судьба Наполеона, осмысленная как трагич. участь одинокого гения, привлекала внимание Л. еще до знакомства с балладами Ц. (ср. «Наполеон», 1829 и 1830; «Св. Елена», 1831, и др.). Отношение к ним стих. Л. позднее стало предметом обсуждения в критике (Н. Н. Бахтин, Н. К. Михайловский, Ф. Ф. Фидлер).
Лит.: Дюшен (2), с. 49-50; Бронь Т. И., Н. Н. Бахтин и его картотека, в сб.: Междунар. связи рус. лит-ры, М. - Л., 1963, с. 439-40; Микушевич В., Поэтич. мотив и контекст, в кн.: Вопросы теории худож. перевода, М., 1971, с. 58-65; Fröberg Т., Lermontow als übersetzer deutscher Gedichte, «Jahresbericht der St. Katharinen Schule», SPB, 1905, S. 45-53; Morgulis G., Un chantre russe de l\'Empereur, Lermontov (1814-41), «Revue des études Napoléoniennes», t. 29, 1940, p. 5-44; Žinkin N. P., Zu M. Lermontows übertragungen deutscher Dichter (Zedlitz, Goethe, Heine), «Zeitschrift für Slawistik», 1957, Bd 2, H. 3, S. 348-62. |
ЦЕЗАРЬ Гай Юлий (Gaius Julius Caesar) (102 или 100-44 до н. э.), рим. гос. и политич. деятель, полководец и писатель. С именем Ц. связано много широко известных историч. легенд и крылатых слов, к-рые отразились и в творчестве Л. Так, в уста Соррини («Испанцы», действие 4-е, сцена 1-я) он вкладывает слова: «Veni, vici» (V, 93), сократив известное донесение Ц. об одержанной победе: «Veni, vidi, vici» («Пришел, увидел, победил»). В «Княжне Мери» Печорин предупреждает Грушницкого, споткнувшегося перед дуэлью: «...Дурная примета. Вспомните Юлия Цезаря!» (VI, 327), имея в виду легенду о том, что Ц. по пути в сенат, где он был убит, оступился на пороге. Вероятно, к легендарным предсмертным словам Ц., обращенным к его убийце Бруту: «И ты тоже» («И ты, Брут...»), восходит возглас Арсения в «Литвинке»: «И ты против меня!» (III, 239).
Лит.: Нейман Б. (2), 1916, с. 80-81. |
ЦЕЙДЛЕР Михаил Иванович (1816-92), мемуарист и скульптор. Сын И. Б. Цейдлера, иркутского гражд. губернатора (1821-35), описанного Н. А. Некрасовым в поэме «Русские женщины». Ц. вышел в отставку в 1885 в чине ген.-лейтенанта. С 1833 учился в Школе юнкеров. Ц. передал А. Н. Муравьеву, чтобы узнать его мнение, одну из ранних редакций поэмы «Демон». В 1838 Ц. был сослуживцем поэта по л.-гв. Гродненскому гусарскому полку. 3 марта, участвуя в проводах Ц. на Кавказ, Л. написал экспромт («Русский немец белокурый»), приведенный в воспоминаниях Ц. (см. в кн.: Воспоминания). Бывал в Тамани и жил в доме, где ранее останавливался Л. Судя по воспоминаниям Ц., он встречался с Л. и на Кавказе. Основой для их сближения, возможно, послужили занятия Ц. скульптурой и живописью. По оригиналу Р. К. Шведе, выполнившего портрет Л. на смертном одре, Ц. в 1884 сделал гипсовый барельеф (ныне в Музее-заповеднике Л. в Пятигорске). Ц. также автор проекта памятника Л., к-рый хранился в Лермонт. музее при Николаевском кавалерийском уч-ще в Петербурге, затем в музее ИРЛИ (утрачен).
Лит.: Муравьев А. Н., Знакомство с рус. поэтами, К., 1871, с. 21-22; Елец, с. 206; Булгаков Ф. И., Наши художники, т. 2, СПБ, 1890, с. 231; [Некролог], в кн.: Виленский календарь на 1893 год, Вильна, 1892, с. 251-53; Пахомов (2), с. 53, 89, 205, 348; [Арнольди], с. 452-453, 462-64, 474; Описание ИРЛИ, с. 69-70; Перчаткин С., Рус. писатели в Новгородском крае, в кн.: Новгород. Лит.-худож. сб., № 5, 1957, с. 125-26; Попов А. (6), с. 40-43. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
«ЦЕФЕЙ», альманах на 1829 (М., 1829), составленный из прозаич. и стихотв. сочинений выпускников Пансиона, учеников С.Е.Раича, - ближайшего лит. окружения Л.-пансионера. Большинство произв. в альманахе подписано псевдонимами; предположительное их раскрытие и идентификация авторов произведены Т. Левитом и частью м. б. уточнены по рукописным источникам. Одним из осн. участников (и, по-видимому, издателем «Ц.») был Н. А. Степанов (1807-77), пансионер VIII выпуска (1827), будущий художник-карикатурист, сотрудник «Искры»; ему принадлежит 3 стих. (подписи: «Степ-ов», «Н. Степ-ов»). 4 стих. под инициалом «К.» поместил в «Ц.» друг Степанова Н. Н. Колачевский (IX вып., 1828) (ср. автограф стих. «Евгении», 1827, и письмо Колачевского Степанову от 4 июня 1827, ИРЛИ, ф. 296, №№ 4354, 4353). Осн. часть прозы «Ц.» - повесть «Мечтатель» (подпись: Виктор Стройский) и нравоописат. очерк «Кузнецкий мост» (подпись: «Стр-») принадлежат, вероятно, В. М. Строеву (X вып., 1829); по указанию осведомленного рецензента «Дамского журнала» (1829, № 16), автор повестей является и автором «Мыслей, выписок и замечаний» (подпись «N. N.»). Участниками «Ц.» были В. Григорьев (по-видимому, Василиск Григорьев - VII вып., 1826) и Степан Жиров (IX вып., 1828), подписывавшийся инициалом «Ж.» (согласно «Дамскому журналу», ему принадлежит и подпись «Ламвер»). Др. подписи раскрываются с меньшей вероятностью. По своей лит. ориентации «Ц.» - эклектичное издание, тяготеющее к преромантич. и романтич. лит-ре (ср. переводы Н. Степанова из Оссиана, Ламвера из Салиса, Колачевского из Шиллера, «Ю.» из В. Скотта). Оригинальные соч. отражают воздействие Дж. Байрона, А. С. Пушкина, А. А. Бестужева (Марлинского), элегиков 20-х гг., формирующегося ориентализма. Наиболее значительны стихи Колачевского; его «Видение Рафаэля» прямо соприкасается по теме со стих. Л. «Поэт» (1828). Ряд эпиграмм Л. 1829 («Стыдить лжеца, шутить над дураком», «Есть люди странные, которые с друзьями», «Тот самый человек пустой», «Дурак и старая кокетка - все равно») представляет собой стихотв. переложения опубл. в «Ц.» подборки: «Мысли, выписки и замечания». Предполагалось (Т. Левит), что атрибутирование «Мыслей...» Строеву ошибочно и что автором их является Л. «Мысли...» включены в ЛАБ (VI, 394) и в нек-рые др. издания Л. в раздел Приписываемое Лермонтову. Более вероятно, однако, что Л. воспользовался «Мыслями...» как материалом для своих «эпиграмм».
Лит.: Левит; Бродский (5), с. 115; Андроников (12), т. 4, 1965, с. 472-74. |
ЦИКЛЫ в лирике Л. Цикл - группа самостоят. произв. (чаще лирич.), объединенных в единый комплекс автором или объективно тяготеющих к такому объединению; нередко, как в случае с Л., принятое исследователями условное обозначение тематически близких, но формально изолированных друг от друга стихотворений. В рус. лит-ре группировка стих. в Ц. (циклизация) приходит на смену жанровому делению, принятому в поэтич. сб-ках 18 в.; тенденция к циклизации обнаруживается, напр., в лирич. творчестве А. С. Пушкина 30-х гг. (см. Н. В. Измайлов, Очерки творчества Пушкина, Л., 1975, с. 213-269). У Л. ни в его рукописях, ни в прижизненном сб. стихов 1840 нет сколько-нибудь явных признаков авторской циклизации. Так, принятое в лит-ре о Л. выражение наполеоновский цикл является тематич. обозначением стихов Л. о Наполеоне, написанных в разные годы. С большим основанием, но также условно понятие Ц. употребляется для обозначения локализованных во времени групп лермонт. стихов, связанных близостью проблематики и лирич. мотивов: «провиденциальный Ц.» - стихи 1830-31 о трагич. предназначении поэта, предчувствии своего изгнания или безвременной гибели («Из Андрея Шенье», «Романс к И....», «Когда к тебе молвы рассказ», «Когда твой друг с пророческой тоскою», «Послушай! вспомни обо мне», «Настанет день - и миром осужденный», а также развивающее мотивы этого Ц. стих. 1837 «Не смейся над моей пророческой тоскою» и др.); «тюремный Ц.» стихов 1837-41, осн. мотив к-рых - заточение в неволе, стремление героя к свободе и невозможность ее обретения («Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь»). Наиболее употребителен термин «Ц.» в применении к ранним лирическим стихам Л., объединенным общностью лирич. адресата: сушковский цикл - группа стих., посв. Е.А. Сушковой; ивановский цикл - стихи, обращенные к Н.Ф. Ивановой. Основания к такому выделению дает дневниковый характер лирики Л. 1830-31 (см. Дневник), отражающей разные фазы развивающегося чувства поэта и даже перипетии его взаимоотношений с адресатом: стихи Л. к Сушковой, прочитанные в контексте ее воспоминаний, составляют своего рода сюжетное повествование и накладываются на аналогичный «лирич. дневник» Дж. Байрона, биографически прокомментированный Т. Муром. Подобную же лирич. автобиографию можно восстановить (хотя и менее детализированно) в стихах ивановского Ц. Вместе с тем условность этих неавторских, реконструированных Ц. очевидна: интимно-лирич. стихи сушковского и ивановского Ц. требуют непременного биографич. контекста, без к-рого самые Ц. не могут быть строго очерчены, т. к. их границы размыты. Все это не дает возможности говорить вполне определенно о семантике Ц. Более поздние любовные стихи Л., с большей мерой лирич. обобщенности, не складываются в Ц. даже при единстве лирич. адресата: так, понятие «лопухинский Ц.» (стихи, обращенные к В. А. Лопухиной) в лермонтоведении не привилось. О сознательном применении принципа циклизации у Л. можно в известной мере говорить только в связи с «Героем нашего времени», построенным как серия обособленных повестей-новелл с единой фигурой центр. персонажа. Возможно, Л. намеревался объединить в Ц. свои поздние ориентальные стихи, на что косвенно указывает запись-название «Восток» в записной книжке В. Ф. Одоевского [Эйхенбаум (12), с. 353]. |
ЦИНАНДАЛИ, родовое поместье князей Чавчавадзе в Кахетии, в 179 км от Тифлиса (ныне село Телавского р-на Груз. ССР, где расположен виноградарский совхоз «Цинандали»). Усадьба восхищала всех и своим «волшебным садом», и дворцом, и великолепным видом, открывающимся отсюда на Алазанскую долину. Здесь бывали А. С. Грибоедов, по-видимому, А. С. Пушкин, декабристы, офицеры Нижегородского драгунского полка, квартировавшего недалеко от Ц. - в урочище Караагач. Вполне вероятно, что бывал здесь и Л., переведенный в полк в 1837, но это можно предполагать только на основании косвенных данных. Цинандали. Развалины дворца князей Чавчавадзе. Литография В. Ф. Тимма. 1858.
Лит.: Андроников (8), с. 51-76; Андроников (13), с. 283-305; За хребтом Кавказа. Сб., Тб., 1977. |
«ЦЫГАНЫ», отрывок, первый драматич. опыт Л. (1829), попытка на основе одноим. поэмы А. С. Пушкина написать оперное либретто. Судя по отрывку, Л. намеревался использовать пушкинский текст как непосредственно, так и в вольном прозаич. переложении. Цыганская песня «Мы живем среди полей» взята из оперы А. Н. Верстовского (либр. М. Н. Загоскина) «Пан Твардовский», к-рую Л. мог слышать в Москве в Большом театре, где она впервые прозвучала 24 мая 1828. «Песня» опубл. в «Драматическом альманахе для любителей и любительниц театра» (СПБ, 1828, с. 113-14); Л. ее слегка видоизменил. Судя по ремарке «Из «Московского вестника» песнь» (V, 7), поэт намеревался использовать для либретто также стих. С. П. Шевырева «Цыганская песня», появившееся без подписи в этом журнале (1828, ч. 10, № 15, с. 320). Автограф - ИРЛИ, тетр. III. Впервые - «ОЗ», 1859, № 7, отд. 1, с. 26-27 (опубл. С. С. Дудышкин). Датируется по нахождению в тетради.
Лит.: Нейман (1), с. 51-54; его же, Л. и «Московский вестник», «РС», 1914, кн. 10, с. 203-05; Яковлев, с. 23-25; Германов Г., Драматургията на Лермонтов, «Годишник на Софийския университет», филологич. ф-т, 1964, т. 58, кн. 1, с. 102-03. |