Портреты Лермонтова (прижизненные портреты)
Прижизненные портреты
|
Лермонтов в детском возрасте. 1817-1818. Неизвестный художник.
Это самый ранний портрет Лермонтова - 3-4 -летнего ребёнка, - выполненный неизвестным художником, возможно, крепостным. Малыш изображен во весь рост, в белом платьице.
С самого раннего детства Михаил Лермонтов был увлечён рисованием, что и подчеркнул на этом портрете художник.
|
|
Лермонтов в детстве. 1820-1822. Неизвестный художник.
На портрете мы видим шести - восьмилетнего мальчика с каштановыми, гладко причесанными волосами, умным сосредоточенным взглядом, одетого в красную курточку и синий костюм с золотым шитьём.
|
|
Лермонтов юнкер лейб-гвардии Гусарского полка. А. Челышев. 1830-е гг.
Реставрация (до 1938) исказила облик поэта. До недавнего времени этот портрет считался недостоверным. Главное возражение против него заключалось и том. что юнкер изображен без усов, в то время как военные брить усы не имели права. Однако в 1832 году, когда Лермонтов впервые надел военный мундир, усы у него еще не росли. Его друг М. А. Лопухина писала ему из Москвы в Петербург: «Как бы я хотела видеть вас в форме и с усами!». Поэтому основной довод против подлинности челышевского портрета можно считать опровергнутым. Это Лермонтов.
|
|
Лермонтов юнкер лейб-гвардии Гусарского полка. Копия с портрета А. Челышева до реставрации.
|
|
Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка. 1834. Художник Ф.О. Будкин.
Этот портрет, как свидетельствует А.М. Меринский, товарищ Лермонтова по Школе юнкеров, Арсеньева заказала в 1834 году, сразу по производству внука в корнеты. Здесь Поэт изображен в натуральную величину, погрудно, в вицмундире лейб-гвардейского гусарского полка, в шинели, наброшенной на правое плечо, с треуголкой в левой руке.
|
|
Петр Заболотский. Портрет М. Ю. Лермонтова в ментике лейб-гвардии гусарского полка. 1837г.
Портрет выполнен П.Е. Заболотским, учителем живописи Лермонтова, по заказу Е.А. Арсеньевой. Поэт изображен в расстёгнутом ментике с золотыми шнурками.
|
|
Лермонтов. Автопортрет. Акварель. 1837г.
В 1837-1838 годах Лермонтов создаёт свой автопортрет. Он изобразил себя в мундире Нижегородского драгунского полка: в черкеске с газырями на груди, наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе, на фоне гор. Это один из лучших и достовернейших портретов поэта.
|
|
Александр Клюндер. М. Ю. Лермонтов после возвращения из первой ссылки. 1838г.
Это наиболее популярный портрет работы А.И. Клюндера - из коллекции князя В. А. Меншикова. Портрет значительно отличается от предыдущих: иная прическа, иной поворот головы, более живое выражение лица. На портрете нет ни подписи, ни даты.
Долгое время считалось, что оригинал не сохранился (но с него успели сделать снимок, по которому и была изготовлена гравюра). В 1936 в ГЛМ поступил портрет, очень близкий этой гравюре, - скорее всего, именно считавшийся утраченным оригинал работы Клюндера.
|
|
Лермонтов в сюртуке лейб-гвардии Гусарского полка. 1839. Акварель А.И. Клюндера.
|
|
Лермонтов в штатском сюртуке. 1840. Художник П.Е. Заболотский.
Поэт одет в темный двубортный сюртук с красными обшлагами. Этот портрет, как и портрет 1837, выполнен опытным художником-реалистом с теплотой и любовью: умный сосредоточенный взгляд, твердость выразительных губ обнаруживают волю и, видимо, соответствуют состоянию поэта в начале 1840 года.
|
|
Дмитрий Пален. М. Ю. Лермонтов после валерикского боя. 1840г.
Чрезвычайно ценен портрет, выполненный в июле 1840 с натуры однополчанином Лермонтова, бароном Д.П. Паленом, после валерикского боя, в палатке барона Л.В. Россильона. Это - оплечное изображение: у поэта усталый вид, он небрит, в глазах грусть; фуражка помята, ворот сюртука расстегнут, без эполет. Это - единственный профильный портрет Лермонтова и, возможно, наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных изображений.
|
|
Лермонтов в сюртуке офицера Тенгинского пехотного полка. 1841. Художник К.А. Горбунов.
Последний прижизненный портрет М. Ю. Лермонтова.
|