Джаубаева Ф.И.: Языкотворчество русских писателей на Северном Кавказе
Кавказские дневниковые записи как особенность речевого поведения русского писателя Л. Н. Толстого

Глава IV.  Влияние Кавказа на формирование языкотворчества русского писателя Льва Николаевича Толстого

Для определения начального этапа формирования языковой личности и речевого поведения важны все явления, относящиеся к порождению и восприятию речи, к процессам говорения, слушания, чтения. Для нашего исследования значима языковая способность человека, обеспечивающая речевую деятельность, и то, какие знания, чувства, эмоции отражаются в речи. Рождение внешнего речевого высказывания начинается в сознании человека с момента овладения языком. «Речевому высказыванию предшествует не столько готовая мысль, сколько «предмысль», мыслительная деятельность, «порождающая» смыслы; речи предшествует ее замысел, само желание что-то сказать, импульс- намерение. Он действует как пусковой механизм, активизирующий языковое сознание и направляющий это последнее на решение определенной прагматической задачи» [Язык и порождение речи: 32]. Описание принципов распределения смыслов в процессе порождения речи - одна из актуальных проблем современной теории языка. Различные модели порождения речи предлагались представителями лингвистики, психолингвистики, специалистами по искусственному интеллекту, которые ставили перед собой разные задачи. Лингвистические модели порождения речи освещали роли языковых явлений, единиц и т. п. Психолингвистические модели отражают, естественно, характер психических процессов в речемыслительной деятельности, и, что именно психолингвистика ориентирована «на анализ речевой деятельности и общение людей» [Щедровицкий: 7].

На формирование речевого поведения Л. Н. Толстого оказали влияние: его происхождение, личные воспоминания, студенческие годы, поездка на Кавказ (кавказские дневники и письма).

Отличительной чертой происхождения является родословная русского писателя, исследование которой показало, что изначально в роду Толстых была установка на воспитание элитарной языковой личности, что подтверждается высокой степенью культуры, образованностью и разносторонней просвещенностью данного рода. О принципах формирования элитарной языковой личности Т. В. Кочеткова пишет: «Носитель элитарной речевой культуры обладает совокупностью знаний и навыков, которая обеспечивает ему во всех запланированных и незапланированных, привычных и неожиданных ситуациях целесообразное, незатрудненное и эффективное общение» [Кочеткова: 17].

В личных «Воспоминаниях» Л. Н. Толстого имеются значимые (знаковые) события жизни, эпизоды, связанные с формированием его речевого поведения: 1) раннее детство крик, который определяется как инициация речи, как языковая рефлексия, испытываемые грудным ребенком чувства, являются побуждением к началу речи; 2) детство (влияние семьи, прислуги, дворовых). По определению Е. А. Маймина, детство для Толстого было самым началом творческого пути. Он пишет: «Вот почему даже самый малый факт из далекого детского мира, равно как и малейшая вещь, связанная с ним, исполнены для него большого, важного смысла... Замечательно, что о детстве Толстой писал всегда без тени иронии, с глубокой серьезностью. Понятие детства заключало для него не только то, что было и ушло, но и то, чему ещё суждено свершиться. Толстой понимал жизнь как «увеличение своей души», как становление души - становление того, основы чего закладываются ещё в раннем детстве» [Маймин: 6]. Исследователи отмечают, что семейная жизнь Толстых была хорошей и счастливой. В целом семья и семейные отношения имеют позитивный характер. Оценки и ценности, характерные для определенной социальной среды, служат своеобразным ориентиром поведении и деятельности.

Справедливо отмечает В. Б. Шкловский, касаясь воспоминаний Л. Н. Толстого, что «он обладал беспощадной, всевосстанавливающей памятью; помнил то, что никто из нас вспомнить не может» [Шкловский: 18]. По этому поводу уместно вспомнить и слова биографа писателя П. И. Бирюкова: «Какими-то таинственными, непостижимыми для человеческого разума путями сохраняются впечатления раннего детства и не только сохраняются, но, подобно семени, брошенному на благодатную почву, растут где-то там, в таинственной глубине душевных недр, и вдруг через много лет выбрасывают на свет божий ярко-зеленый росток» [Бирюков: 31]. События и картины детских лет сохраняли для него всю свою первоначальную яркость и свежесть до последних дней жизни. Более того, как отмечает С. Н. Чубаков: «Многие мысли и идеалы, запечатлевшиеся в детском сознании, в дальнейшем оказали далеко не последнее влияние на формирование его писательской индивидуальности, оставили 306 неизгладимый след на наиболее существенных сторонах его жизни, мировоззрения, творчества» [Чубаков: 19].

Студенческие годы Л. Н. Толстого - это первые серьезные столкновения с той большой жизнью, которая протекала за пределами тесного семейного круга и время усиленной работы самосознания. Основными составляющими процесса формирования речевого поведения Л. Н. Толстого в студенческие годы являются: 1) влияние профессора Казем-Бека; 2) влияние профессора Д. И. Мейера; 3) влияние братьев Сергея и Дмитрия. В 1847 году, покидая Казанский университет, Толстой составил в дневнике обширную программу на два года вперед. В. Б. Шкловский данный период жизни Л. Н. Толстого называет «эпохой анализа и правил» [Шкловский: 68]. Он намеревался изучить весь курс юридических наук, медицину, все европейские языки и латынь, сельское хозяйство, историю, географию и статистику, гимназический курс математики, написать диссертацию, достигнуть среднего совершенства в музыке и живописи, написать сочинения из всех предметов, которые будут изучены. К. Н. Ло- мунов по этому поводу пишет: «Наряду с изучением языков и наук, входивших в университетский курс, Толстой включил в свой план занятия музыкой и живописью, медициной (практической и теоретической), сельским хозяйством. Кроме того, он наметил планы сочинений по тем предметам, которыми предполагал заниматься» [Ломунов 1981: 16].

Поездка на Кавказ оказала огромное влияние на развитие лингвистической саморефлексии русского писателя. Это время активного ведения дневника, в котором прослеживаются не только его наблюдения, но и самоанализ, анализ окружающей действительности, поэтому на базе «письменных упражнений» автор начинает создавать автобиографические тексты (очерки, рассказы, повести). Следовательно, дневник Л. Н. Толстого выступает как свидетельство его тяготения к писательскому творчеству, которое со временем станет основой его жизни. В этой связи представляет интерес исследование текста дневника как источника формирования речевого поведения русского писателя Л. Н. Толстого.

самостоятельность, независимость, напряженность творческой мысли и высокая требовательность к себе. Кавказ - начало литературной деятельности Л. Н. Толстого. Здесь все свои силы он направляет на самообразование, самовоспитание, постижение программы, включающей самые обширные познания в различных областях человеческой мысли. И одновременно с этим идет колоссальная внутренняя работа, чаще всего незаметная для окружающих, работа, в которой нет места для отдыха и перерыва, нет времени для остановок и пауз.

По утверждению Е. А. Маймина, Толстой бежит на Кавказ, чтобы заново обрести себя, «обрести вполне свое внутреннее, духовное, уважаемое «Я» [Маймин: 24]. На Кавказе он наблюдает за жизнью казаков, учится джигитовать, изучает кумыкский язык, добровольцем участвует в походах и сражениях. О причине приезда молодого Л. Н. Толстого на Кавказ С. Н. Чубаков писал, что русский писатель хотел пройти теми же дорогами, по которым проходили в разное время Грибоедов, Пушкин, Бестужев-Марлинский, Одоевский, Лермонтов, опальные декабристы, разжалованные и ссыльные дворяне и, наконец, усилившееся с возрастом стремление «жить положительно, то есть быть практическим человеком», определить свое место в общественной иерархии - эти и другие причины привели молодого Толстого на Кавказ, на войну, на военную службу [Чубаков: 34].

Кавказские дневниковые записи как особенность речевого поведения русского писателя Л. Н. Толстого

Интерес к дневниковому жанру, возникшему в XVIII 308 веке, выразился в факте публикации рукописных документов, систематическое издание которых начинается с 60-х годов XIX века. Дневник определяется как документ, имеющий большую «фактическую достоверность, чем мемуары» [Егоров: 34]. По мнению М. М. Бахтина, дневник обладает сходными чертами с самоотчетом-исповедью и биографией. «Исповедальный тон часто врывается в биографическое са- модавление жизни и ее выражение в эпоху раннего Возрождения. Но победа остается за биографической ценностью. Такое столкновение, борьбу, компромиссы или победу того или иного начала мы наблюдаем в дневниках нового времени. Дневники бывают то исповедальными, то биографическими...» [Бахтин: 171]. Социолог А. Жирар определял дневник как способ запечатления известного числа социальных, семейных, профессиональных и т. и. обстоятельств (Girard). Для писателя М. Бланшо дневник отображает «мучительный способ отсрочить неминуемое одиночество, на которое обрекает письмо» (Blanchot).

Актуальность проблемы формирования языковой личности определяется возрастающим интересом лингвистической науки к исследованию человеческого фактора в языке. В центр современной антропоцентрической лингвистики ставится понятие «языковой личности», то есть человека в его способности совершать речевые поступки. Впервые в науку оно было введено В. В. Виноградовым. Ученый подошел к понятию языковой личности путем исследования языка художественной литературы. Логика развития понятий «образ автора» и «художественный образ», центральных в научном творчестве В. В. Виноградова, подвели исследователя к вопросу о соотношении в произведении языковой личности, художественного образа и образа автора. Первые описания конкретных языковых личностей также принадлежат перу В. В. Виноградова [Виноградов: 120-146]. Однако создание полноценной теории языковой личности принадлежит Ю. Н. Караулову. Ученый убедительно продемонстрировал, как вся логика развития лингвистической науки вела к изучению языковой личности. Важным для автора понятием, правомерность которого он отстаивает в своей книге, является существование общенациональной и, в частности, общерусской языковой личности, которая включает базовую часть общей для русских картины мира, мировидения и устойчивый комплекс коммуникативных черт, определяющих национально-культурную мотивированность речевого поведения [Караулов: 42].

саморефлексии автора дневниковых записей. Текст любого документа, представленный в письменной форме, обладает свойствами целостности и связности. Сложность и многообразие феномена текста является причиной отсутствия единого общепризнанного определения. Ученые, занимающиеся проблемой текста (И. Р. Гальперин, Т. М. Николаева, И. С. Поспелов, Н. Д. Зарубина, Т. С. Кудрявцева и др.), считают текстом как одно предложение, так и целое речевое произведение. Одним из основных признаков текста является его цельнооформленность, завершенность. Из всех существующих в научной литературе определений понятия «текст» наиболее перспективным для нашего исследования представляется определение И. Р. Гальперина: «Текст - это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (СФЕ), объединенных разными типами лексической, грамматической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» [Гальперин: 39]. Данное определение помогает раскрыть сущность текста как продукта письменной речевой деятельности и его особенности.

Текст дневника выступает как опосредованное звено между мыслью и языком. Иначе говоря, система языка связана с реальной действительностью через текст. Анализ языковых единиц текста дневника позволяет нам определить этапы формирования речевого поведения личности Л. Н. Толстого. Дневниковые записи как речевое произведение реализуют разнообразные коммуникативные интенции и выполняют разнообразные функции. Дневник является результатом речемыслительной деятельности.

Метапоэтические высказывания Л. Н. Толстого, представленные в виде дневниковых записей, помогают установить степень влияния дневника на формирование языковой личности. «Метапоэтика - это поэтика по данным метаязыка (языка, в котором описывается язык-объект) и метатекста, поэтика самоинтерпретации автором своего или другого текста. Таким образом, это те тексты, в которых сам художник-творец выступает как исследователь или интерпретатор, вступая в диалог с собственными текстами или текстами собратьев по перу - других мастеров» [Штайн, Петренко 2006: 21].

Человек как языковая личность становится объектом изучения и психологов, и лингвистов, и социологов, и культурологов. Все знания человека о действительности, освоенные и осмысленные субъектом познания, мышления и речевого поведения в процессе его деятельности, заложены в языке. Видение мира, его понимание и структурирование преломляются в сознании языковой личности и закрепляются в системе языка в виде субъективированных привычных и понятных носителю данного языка представлений, образов, концептов, категорий и моделей и в процессе речевой деятельности репрезентируется в виде так называемой языковой (наивной) картины мира.

Данный рассматриваемый нами период включает дневниковые записи, сделанные на Кавказе в 1851-1854 годах.

«этим диким станицам и аулам суждено было стать историческим местом. Здесь выношены были художественные образы первых произведений Толстого и рождены первые плоды его творчества. Чудная природа Северного Кавказа, и горы, и Терек, и казацкая удаль, и почти первобытная простота жизни - все это в своем гармоническом целом послужило колыбелью этим первым плодам и указало путь всемирному гению, вышедшему на борьбу за идеал, за искание истины, смысла человеческой жизни» [Бирюков: 79].

«Источник этого стремления - очевидно, дневник, накопленный опыт самонаблюдения, анализа душевных движений и некоторый навык литературной записи этих наблюдений» [Пажитнов: 17].

Язык интерпретируется как форма осознания и ретранслятор культур, конструктивное свойство человека, выразитель и носитель мысли, продуцируемой автором, средство познания человеком себя и окружающей действительности. Тесная связь человека и языка наиболее последовательно отображается в личных, интроспективных текстах, запечатлевающих процесс мышления, динамику становления и развития самосознания личности. Ярким примером таких текстов являются личные дневники.

Общеизвестно, что образование как формирование человеческой индивидуальности обязательно предполагает самообразование. Дневник является мощным универсальным оружием самообразования. С помощью дневника формируется умение беседовать с самим собой, т. е. образование дает человеку способность рефлексии, которая и делает его собственно человеком - человеком образованным, интеллектуальным. Через всякое самообразование и самопознание происходит не только формирование диалога, но и формирование речевого поведения личности автора дневника.

По данным «Словаря русского языка»: дневник - ’ 1. Ведущиеся изо дня в день записи каких-либо фактов, событий, наблюдений и т. п. во время путешествия, экспедиции или каких-либо занятий, деятельности. Записки личного характера, ведущиеся изо дня в день. 11 Книга, журнал, в которые записываются наблюдения, события и т. п. 2. Тетрадь для записи заданных ученику уроков для выставления оценок’. По данным MAC: дневной - Т. Происходящий, производимый днем. 2. Происходящий, производимый в течение одного дня (в 1 и 2 значении), приходящий на один день’. День - ’3. Календарная дата, число месяца. // Календарная дата, число месяца, связанные с каким-либо особым празднованием его. 4. Время, пора, период’.

«дневной» и «день» актуализируют связь дневника с ежедневными занятиями автора. Народнолатинское (commentariolum) указывает на включение в содержание дневника комментариев к событиям текущего дня. «Большая Советская Энциклопедия» дает такое толкование: «Дневник - подневные записи одного лица или коллектива, ведущиеся синхронно событиям их 312 жизни» [БСЭ]. «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера указывает на то, что слово «дневник» является калькой с французского «journal» от народнолатинского «diurnale»: «diurnum» (commentariolum), которое восходит к греческому «дневной».

В процессе изучения дневниковых записей Л. Н. Толстого нами выделены основные принципы письма и формы речетворческой деятельности, которые способствовали как формированию речевого поведения, так и началу писательской деятельности русского писателя на Кавказе.

Особенность дневника русского писателя определяют его метапоэтические высказывания, включающие ключевые лексемы: «записки», «журнал», «исповедь», «тетрадь», «письма», «конспект». Основными принципами письма, подтверждающими влияние на речевое поведение русского писателя, являются ключевые лексемы: «писать», «вписывать», выписывать», «читать», «сочинять», «анализировать», «перечитывать», «переводить». Основное жировое разнообразие составляют лексемы: «повесть», «история», «очерк», «рассказы», «романы», «книга», «конспект», «выписки», «история», «проповеди», «замечания», «охотничий день», «нынешний день», «книга».

Анализ метапоэтических высказываний Л. Н. Толстого следует проводить с установкой на анализ лексических единиц, посредством которых строится метапоэтический текст дневника. В ходе нашего исследования будем выбирать ключевые слова, то есть выявлять, как указывает Е. В. Сергеева - «наиболее важные лексические единицы текста (или каким-либо образом связанных текстов), играющие роль его опорных смысловых элементов, отражающих основные категории авторского мышления и обладающих повышенной частотностью или повторяемостью» [Сергеева: 14].

Данные нашего исследования позволяют выделить следующие типы дневниковых записей Л. Н. Толстого: 1) дневниковые записи, отражающие отношение русского писателя к Кавказу; 2) дневниковые записи, отражающие отношение русского писателя к горцам; 3) дневниковые записи, отражающие отношение русского писателя к языку; 4) дневниковые записи, отражающие писательскую деятельность русского писателя; 5) дневниковые записи, отражающие отношение русского писателя к войне.

Кавказ - начало литературной деятельности. На Кавказе все свои силы Толстой направляет на самообразование, самовоспитание, постижение программы, включающей в себя самые обширные познания в различных областях человеческой мысли. И одновременно со всем этим прослеживается колоссальная внутренняя работа, чаще всего незаметная для окружающих, работа, в которой нет места для отдыха и перерыва, нет времени для остановок и пауз.

На Кавказе с первых дневниковых записей мы наблюдаем огромное желание Л. Н. Толстого писать. В дневниках появляются пейзажные и портретные описания, впечатления от природы. Л. Н. Толстой пробыл на Кавказе два года семь месяцев. Здесь в дневнике появляется первая лаконичная запись: «Как я сюда попал? Не знаю. Зачем? Тоже». Там же мы читаем: «Хотел бы писать много: о езде из Астрахани в станицу, о казаках, о трусости татар, о степи...» [Толстой, Т. 21: 37].

По данным MAC: хотеть - ’1. Испытывать желание, охоту, ощущать потребность, необходимость в чем-либо.

2. Иметь намерение (делать что-либо). 3. Употребляется для обозначения возможности осуществления какого-либо действия’. Частица бы показывает значение предположительной возможности действия.

М. Фуко, относится к «технологии заботы о себе», позволяющей индивидам осуществлять определенное число операций на своем теле, в душе и мыслях, в результате которых может быть достигнуто внутреннее состояние совершенства, счастья и силы [Фуко: 88].

Л. Н. Толстой начинает писать о Кавказе позже. Только 7 апреля 1852 года он начал «Письмо с Кавказа» (будущий рассказ «Набег»), приступив, таким образом, к работе над кавказской темой. Основными сюжетами стали служить дневниковые «заготовки», «предписательские пробы».

Вскоре не вымышленный, а подлинный Кавказ открылся молодому Толстому во всем своем неповторимом своеобразии и произвел на него незабываемое впечатление. Мы почувствуем это, открыв одну из первых страниц кавказского дневника Толстого. Вот запись от 11 июня 1851 года: «Старый Юрт. Вечером любовался облаками. Славные были при захождении солнца облака. Запад краснел, но солнце было еще на расстоянии сажени от горизонта. Над ним вились массивные, серо-пунцовые облака. Они неловко как-то соединялись. Я поговорил с кем-то и оглянулся: по горизонту тянулась серо-красная темная полоса, оканчивавшаяся бесконечно разнообразными фигурами: то склонявшимися одна к другой, то расходившимися, с светло-красными концами» [Толстой, Т. 21: 42].

Удивительно красочное описание неба свидетельствует о степени влияния природы Кавказа. Позже в произведениях кавказского цикла Толстой будет часто и ярко описывать природу Кавказа, используя дневниковые записи.

Влияние природы прослеживается во многих дневниковых записях молодого Толстого. О степени важности природы в произведениях Толстого Д. И. Писарев отмечает, что картины природы, дышащие жизнью и отличающиеся свежей определенностью, возникают у Толстого «от одного взмаха пера» [Толстой в русской критике: 76-77].

«10 августа 1851. [Старогладковская.] Третьего дня ночь была славная, я сидел в Старогладковской у окошка своей хаты и всеми чувствами, исключая осязания, наслаждался природой. Месяц еще не всходил, но на юго- востоке уже начинали краснеть ночные тучки, легкий ветерок приносил запах свежести. Лягушки и сверчки сливались в один неопределенный, однообразный ночной звук» [Толстой, Т. 21: 47].

Ключевыми лексемами, показывающими положительное влияние кавказской природы на молодого Толстого, являются «наслаждался» и «славная». По данным MAC: наслаждение - ’высшая степень удовольствия’; славный - ’1. Стяжавший славу или достойный славы; знаменитый. Ставший известным, прославившийся чем-, кем-либо. 2. Располагающий к себе своими достоинствами, качествами, очень хороший. Доставляющий удовлетворение, удовольствие, хороший, приятный’. Данный фрагмент показывает не только начало влияния Кавказа на русского писателя, но и методы великолепного и точного описания природы. ТВ. Плеханов в работе «Толстой и природа» пишет: «Природа не описывается, а живет у нашего великого художника. Иногда она является, как бы одним из действующих лиц повествования... <...> Толстой любит только такие виды природы, которые пробуждают в нем сознание его единства с нею» [Толстой в русской критике: 301].

«Набеге» он пишет: «На реке без умолку звенели лягушки».. И тут же дает свои примечания, что «лягушки на Кавказе производят звук, не имеющий ничего общего с кваканьем русских лягушек» [Набег: 20]. Далее мы читаем: «Небосклон был чист и засеян звездами. Я люблю всматриваться ночью в покрытый звездами небосклон; можно рассмотреть за большими ясными звездами маленькие, сливающиеся в белые места. Рассмотришь, любуешься ими, и вдруг опять все скроется, кажется - звезды стали ближе. Мне нравится этот обман зрения» [Толстой, Т. 21: 48].

По данным «Словаря русского языка»: рассматривать - ’давать ту или иную оценку кому-, чему-либо, оценивать кого-, что-либо каким-либо образом’. Любоваться - ’рассматривать кого-, что-либо с восхищением, удовольствием. Испытывать удовольствие, восхищение, наблюдая чью-либо деятельность, поступки и т. п.’ Совокупность значения выделенных слов доказывает высокую степень влияния природы Кавказа на русского писателя. Основным фактором является то, что описание природы оказывает влияние на формирование речевого поведения русского писателя на Кавказе.

Несмотря на неподготовленность, спонтанность, стилистическую необработанность речи, Толстой применяет экспрессивные языковые средства, приемы художественнообразной речевой конкретизации, которые помогают ему наиболее полно передать собственное психологическое со- 316 СХ с братом выехал в Тифлис, где в урочище Мухровань сдал экзамен на фейерверкера 4-го класса. Увидев красоту Военно-Грузинской дороги, Толстой пишет: «Живопись действует на способность воображать природу, и ее область - пространство. Музыка действует на способность воображать ваши чувства. И ее область - гармония и время. Поэзия действует на способность воображать как то, так и другое, то есть действительность или отношение наших чувств к природе. Переход от живописи к музыке есть танцы. От музыки к поэзии - песни...» [Толстой, Т. 21: 53].

По данным MAC: живопись - ’1. Вид изобразительного искусства, воспроизводящий предметы и явления реального мира с помощью красок. Характер, манера изображения, свойственная этому виду искусства. 2. Произведения этого вида искусства: картины, фрески, росписи и т. п.’ Пространство - ’1. Неограниченная протяженность (во всех измерениях, направлениях). 2. Место, способное вместить что-либо. 3. Большой участок земной поверхности. 4. Промежуток (времени)’. Музыка - ’1. Искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. 3. перен. Гармоническое, приятное для слуха звучания чего-либо. Совокупность каких-либо звуков’. Гармония - ’1. Благозвучие, стройность и приятность звучания. 2. Стройное сочетание, взаимное соответствие (предметов, явлений, частей целого, качеств и т. п.). 3. Раздел теории музыки, учение о правильном построении созвучий в композиции. 4. Учебная дисциплина для учащихся музыкальных училищ и вузов’. Совокупность значений выделенных лексем подтверждает развитие речетворческих способностей Толстого на Кавказе.

О развитии речевых способностей молодого Толстого на Кавказе можно судить по данным Б. С. Виноградова: «Осень 1852 года выдалась теплая и сухая Толстой из станицы уходил на охоту, в свободное время писал, хотя не всегда был доволен написанным, продолжал обдумывать вторую часть «Четырех эпох развития» - «Отрочество», начал работу над большим «Романом русского помещика», переделывал «Письмо с Кавказа» [Виноградов: 34]. Таким образом, Толстой начал работу, писал, продолжал обдумывать, переделывал.

13 октября Толстой записал в дневнике: «Хочу писать Кавказские очерки для образования слога и денег», а 19 октября изложил их план: «Ежели письмо от редактора побудит меня писать Очерки Кавказа, то вот программа их...» [Толстой, Т. 21: 82]. Говоря о значении природы, Н. К. Гудзий отмечает, что с именем Толстого «неразрывно связано представление о нем как о несравненном мастере в изображении природы, которую он рисует в тесной связи с внутренним миром своих героев» [Гудзий: 17].

Огромный интерес и влияние Кавказа подтверждает и тот факт, что русский писатель начинает изучать географию на Кавказе. Это доказывает запись, сделанная в 1853 году: «20 октября. Читал превосходный роман Самуэля Баррена... После ужина прочел «Инвалида» и часа два по атласу занимался географией. Кажется, война будет. Алексеев сказал мне, что пехотных юнкеров уже потребовали к экзамену. Говорят, что у Шамиля 40000 в сборе, и он собирается напасть на князя Воронцова» [Толстой, Т. 21: 94].

дневник, который, по данным нашего, исследования является источником формирования речевого поведения русского писателя на Кавказе.

Кавказ для Толстого стал своеобразной жизненной школой. Уехав в Дунайскую армию, к другому месту службы, Толстой написал об этом в дневнике. Дневниковая запись от 9 июля доказывает действительное отношение Толстого к Кавказу: «Может быть, это показалось мне более потому, что я начинаю любить Кавказ, хотя посмертной, но сильной любовью. Действительно, хорош этот край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода» [Толстой, Т. 21: 127].

Кавказская тема будет прослеживаться во всем творчестве русского писателя. Отношение Л. Н. Толстого к Кавказу мы читаем и в других дневниковых записях. Толстой понимает и выражает благотворное значение горного края на писательскую деятельность. Л. Н. Толстой записывает в своем дневнике 5 августа 1854 года: «Я встал рано и тотчас принялся писать с удовольствием»... И написал хороню, конец эпизода ядра, потому что писал с удовольствием» [Толстой, Т. 21: 127].

Ключевыми словами, выражающими отношение русского писателя к Кавказу, являются «любовь», «удовольствие», «хороню». Они показывают чувства, испытываемые Толстым на Кавказе, а также подтверждает степень влияния Кавказа на литературную деятельность русского писателя.

К. Н. Ломунов совершенно справедливо замечает, что дневник писателя - это его «первая творческая мастерская» [Ломунов 1984: 43]. 1854-1855 годы отмечены широким кругом чтений, а само творчество сопровождалось живым эстетическим наслаждением. Толстой читает много и постоянно анализирует прочитанное. Всё фиксируется Толстым в дневнике. Следовательно, дневник действительно является начальной школой будущего писателя.

его понятий об искусстве.

Записи, отражающие отношение Л. Н. Толстого к горцам

Как показывает наше исследование, портрет горца занимает важное место в произведениях Толстого. При помощи определенных языковых средств Толстой создает яркие в своей индивидуальности, выразительные, запоминающиеся образы. Внешний портрет, описание одежды, оружия коня, окружающей обстановки, горского быта - все подчинено основной цели: раскрыть духовный мир своего героя.

О непосредственном контакте Толстого с кавказскими горцами пишет В. Б. Шкловский: «Необыкновенное трудолюбие Толстого поражает нас и здесь. Лев Николаевич узнавал язык народа, среди которого он жил, делал очень точные фольклорные записи - первые записи на даргинском языке, и это не только упражнение молодого офицера, который переживает романтическое увлечение горами, но это как бы подготовка к будущим рассказам о Кавказе» [Шкловский: 120].

Из Старогладковской Толстой постоянно выезжал в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и другие города, бывал во многих станицах и аулах. С первых дней пребывания Толстого на Кавказе начинается общение с солдатской массой, изучение их характеров и поведения в повседневном общении.

друзей-горцев писатель называл в дневнике «кунаками»: «23 июня 1853 г. Почти месяц не писал ничего. В это время ездил с кунаками в Воздвиженскую» [Толстой, Т. 21: 87].

Писатель увлекается горским бытом, обычаями, устным народным творчеством. Из станицы Старогладковской он выезжал в Тифлис, Владикавказ, Пятигорск и другие города, побывал во многих станицах и аулах. 1852 год знаменателен тем, что прослеживается непосредственный контакт с горцами и его результат. Посещал Толстого также чеченец Дурда. Об этом пишет сам писатель в дневнике: «20 марта. 1852 год. Читал старый дневник и писал новый... пришел Дурда... рассказывал мне про стычку Хаджи-Мюрата с Арслан-Ханом за мечеть» [Толстой, Т. 21: 61].

Однажды Дурда, зная интерес Толстого к личности Хаджи-Мурата, рассказал ему эпизод стычки шамилев- ского наиба с Арслан-Ханом. В крепости Грозной Толстой познакомился с маркитантом чеченцем Балтой Исаевым и тоже подружился с ним. Этот факт тоже отмечен в дневнике писателя: «31 марта. 1852 год.... Болтал с Балтой до ужина; он мне рассказал драматическую и занимательную историю семейства Джеми. Вот сюжет для Кавказского рассказа» [Толстой, Т. 21: 62].

этих местах неоднократно бывал Толстой. В Старом Юрте жил молодой чеченец Садо Мисербиев. С ним у Толстого завя- 320 залась крепкая дружба, по местному обычаю они одаривали друг друга подарками, гостили друг у друга и стали кунаками. В письме к Т. А. Ергольской Толстой писал о Садо: «Часто он мне доказывал свою преданность, подвергая себя разным опасностям для меня; у них это считается за ничто - это стало привычкой и удовольствием» [Толстой, Т. 18: 339].

«Уезжая навсегда с Кавказа, Толстой дождался в Старом Юрте Балту, чтобы в последний раз повидаться с ним. Балта написал Льву Николаевичу интересное письмо 23 января 1856 года, то есть через два года» [Виноградов: 29].

На наш взгляд, сам Толстой очень наглядно продемонстрировал влияние непосредственного общения русского писателя с горцами на формирование его речетворческой деятельности. Речь и поведение неразрывно связаны между собой. Глагол «рассказал», как универсальный глагол речи, выступает в форме речевого акта (общение) и показывает неречевое действие (задает сюжет). Н. Д. Арутюнова пишет: «Речевое высказывание, обращенное к «другому», регулярно приобретает статус речеповеденческого акта, а поведенческий акт, рассчитанный на восприятие его «другим», всегда семиотичен. В первом случае речь интерпретируется как действие, во втором - действие как речь» [Арутюнова: 47].

Отношение Л. Н. Толстого к языку

Удивительно высокие лингвистические способности Л. Н. Толстого начали проявляться с самого раннего детства. Биографические данные являются доказательством того, что он всю жизнь учился, у него были свои методы, планы, программы. Л. Н. Толстой очень трепетно и осторожно относился к языкам.

Данный период жизни русского писателя отличается высокой степенью речетворческой деятельности. У него возникает огромное желание писать. Это подтверждают выбранные нами ключевые слова и выражения из дневниковых записей 1850-1851 гг.

«очерк», «брошюра», «книга», «журнал», «повесть», «рассказ», «драма», «сатира», «роман», «корректура», «отделка», «поправка», «труд», «примечания», «вписывать». Встречаются и такие ключевые выражения: «читал (больше для процесса чтения)»; «читал и писал стихи... полезно для образования слога»; «хорошо ли или дурно, всегда надо писать»; «ежели пишешь, то привыкаешь к труду и образовываешь слог, хотя и без прямой пользы»; «не могу отвыкнуть от привычки читать».

Лексема «писать» по частотности в лексической системе метапоэтических высказываний Л. Н. Толстого приобретает наибольшую значимость. Во многих дневниковых записях Толстого мы читаем, что надо «писать постоянно», «хотелось бы писать», «писать много», «надо писать» и т. д. По словам русского писателя только непрерывная, не прекращающаяся работа может привести к хорошему результату. Например, дневниковые записи Толстого от 29 июня: «Так хорошо обдуманный план «Записок кавказского офицера» показался мне нехорошим. ... Нехорошо. Хорошо ли или дурно, всегда надо писать. Ежели пишешь, то привыкаешь к труду и образовываешь слог, хотя и без прямой пользы. Ежели же не пишешь, увлекаешься и делаешь глупости. Натощак пишется лучше» [Толстой, Т. 21: 90]. Сочетание значений глаголов «писать» и «хотеть» показывает эмоциональные проявления, которые автор переносит в вербальную форму. В дневнике закрепляются чувства, мысли, переживания автора. Значение слова «всегда» подтверждает тот факт, что только постоянная работа может повысить уровень любого человека в любом виде деятельности.

Фрагмент дневниковой записи от 24 июля 1851года: «24 июля. Встать рано и писать, не останавливаясь на том, что, кажется слабо, только чтобы было дельно и гладко. Поправить можно, а потерянное без пользы время не воротишь» [Толстой, Т. 21, 91]. Ключевое слово «не останавливаясь» подтверждает активную писательскую деятельность русского писателя: «Надо привыкать всегда и во всем писать четко и ясно, а то часто бессознательно неясность или неверность мысли скрадываешь от самого себя неестественными оборотами, помарушками и размахами» [Толстой, Т. 21: 91].

Л. Н. Толстой довольно много пишет о назначении ли- 322 хературы, о цели литературы. Прослеживаются наблюдения русского писателя над языком: «16 октября [ 1853 г.]. 8) Один из замечательнейших признаков гибкости русского языка заметен в изменении повторяемого стиха в песнях, например, ни одной песни нет, особенно веселой, лихой, в которой этот refrain не изменялся бы иногда 3, 4 манерами» [Толстой, Т. 21: 94].

Следует отметить ещё один фактор, оказавший влияние на продолжение развития речевых данностей русского писателя: запись от Пиюня 1851 года: «С восхода солнца заняться приведением в порядок бумаг, счетов, книг и занятий; потом привести в порядок мысли и начать переписывать первую главу романа. После обеда (мало есть) татарский язык, рисование, стрельба, моцион и чтение» [Толстой, Т. 21: 43].

постоянно работал над собой, над самосовершенствованием. Знание татарского языка ярко проявляется в текстах произведений кавказского цикла - это обильное использование этнонимов и экзотизмов.

Не зря К. Н. Ломунов называет дневник писателя его «первой творческой мастерской» [Ломунов 1984: 43]. Действительно, самонаблюдение и наблюдение за другими лицами для Л. Н. Толстого являются разгадыванием характеров и поступков людей, их внутреннего мира. Такие опыты, отмеченные в дневнике русского писателя, потом отразятся в его многочисленных произведениях. Рассмотрим дневниковую запись, где прослеживаются попытки портретного описания.

Внимание Толстого начал привлекать фольклор и повседневный быт казаков. Вот дневниковая запись: «2 октября. 1852 год. Встал рано, дома читал, пришел Николенька. Я пошел к нему до обеда. После обеда спал, походил, написал письмо Татьяне Александровне, любовался на Япиш- ку. Япишка, сафагильды, казачьи хороводы с песнями и стрельбой, шакалки и славная звездная ночь - славно. Особенный характер. Написал пол-листа хорошо» [Толстой, Т. 21: 80]. Народное творчество для русского писателя всегда на первом месте. До поездки на Кавказ Толстой увлекается цыганским фольклором, а на Кавказе - вначале казачьим, затем горским фольклором. Ключевыми словами являются: «казачьи хороводы с песнями... славно».

Вот ещё одна интересная запись от 21 октября: «Писал мало (3/4 листа). Вообще был целый день не в духе; после обеда помешал Япишка. Но рассказы его удивительны. Очерки Кавказа: 4) Рассказы Япишки: а) об охоте, Ь) о старом житье казаков, с) о его похождениях в горах» [Толстой, Т. 21: 81].

творчество, а самое же главное - язык. Позже, в произведениях Толстой покажет «ломаную русскую речь», произнесенную представителями кавказских горцев, и, наоборот.

По этому поводу Б. С. Виноградов пишет: «В Старо- гладковской Толстой сблизился со многими казаками, и особенно со стариком Епишкой Сехиным. Дед прекрасно знал прошлое казачества, мастерски рассказывал различного рода былички, исполнял казацкие, солдатские, «господские», горские песни. Последние производили на старика не менее сильное впечатление, чем казачьи» [Виноградов: 27].

У Толстого в 1852 году часто встречаются лексемы «корректура», «поправка», «отделка». В дневниковых записях кавказского периода прослеживается цикл характерных записей: «Хорошо или дурно надо писать...»; «Окончил начерно и вечером написал лист набело...»; «Мне кажется, что с трепетом, что теперь только я пишу по вдохновению, от этого хорошо...» и другие подобные. Характерно, что после того, как развернулась творческая эволюция Толстого как писателя, ее первооснова - Дневник постоянно сопровождает его литературную работу. Рассмотрим дневниковые записи, в которых встречаются данные ключевые сочетания. Вот отрывок из дневника русского писателя: «20 марта 1852. Старогладковская. Писал, отделывал первую часть, готовился к походу и был спокоен и хорош» [Толстой, Т. 21: 61].

По данным «Словаря русского языка»: отделывать - придать завершенный, законченный вид чему-либо. 11 Обработать что-либо, придавая вид какого-либо материала’. Лек- 324 сический анализ ключевых слов указывает на общую сему ’действие’, то есть исправление ошибок в словах, что подчеркивает лингвистические способности русского писателя.

«Проселочные дороги» Д. В. Григоровича (роман из жизни захолустных помещиков): «27 марта. Читал «Отечественные записки» за февраль. «Проселочные дороги» очень хороши, но жаль, что подражание... Нынче буду делать корректуры, может быть, и писать...» [Толстой, Т. 21: 63]. По данным «Словаря русского языка»: корректировать - ’вносить коррективы, исправления, поправки во что-либо’.

«слог», подтверждающий языкотворческие способности русского писателя. Рассмотрим фрагмент записи Толстого от 6 апреля: «Писал до обеда. Обедал дома. Еще писал, но не тщательно; хотя не тщательно; но слог, кажется, чист, и прибавления не дурны» [Толстой, Т. 21: 66].

Общеизвестно, что язык формирует мысль. В метапоэ- тических высказываниях Л. Н. Толстого выделяются тесная связь языка с мышлением, обществом, необходимость бережного отношения к языку. Они отображают рефлексию над языком, словом, речью. И естественно, что формирование языковой личности и речевого поведения русского писателя отражается и в том, что его беспокоит чистота языка и слога. По этому поводу приведем высказывание Р. О. Якобсона: «Эстетическое отношение к языку проявляется в том, что говорящие начинают замечать сам текст, его звуковую и словесную фактуру. Отдельное слово, оборот, фраза начинает нравиться или не нравиться, восхищать своей гармонией, точностью, глубокой осмысленностью» [Якобсон: 193-230].

Рассмотрим запись от 7-го апреля. В текстовом пространстве данного фрагмента мы видим элементы формирования писательской деятельности: «11 часов ночи. Перечел и сделал окончательные поправки в первом дне. Я решительно убежден, что он никуда не годится. Слог слитком небрежен и слишком мало мыслей, чтобы можно было простить пустоту содержания. Однако я решился докончить корректуры всей первой части и завтра примусь за второй день. Очень хочется мне начать коротенькую Кавказскую повесть; но я не позволяю себе этого сделать - не окончив начатого труда» [Толстой, Т. 21: 67].

Высокие речетворческие способности русского писателя подтверждают лексемы: перечел - поправил - корректуры - повесть. Поправка - ’изменение, дополнение, исправляющее что-либо; исправление’. Значения выделенных лексем позволяют их отнести к элементам речевых актов.

Лингвистические особенности, обусловленные формой коммуникации, реализуемые в текстах дневников, исследовались многими учеными. Так, Т. В. Радзиевская указывает: «Коммуникативной доминантой в текстах, написанных в форме дневника, является автокоммуникация, предполагающая периодичность записей. Этот фактор определяет характер средств, используемых в дневнике. <...> Запись для себя всегда связана со свободой выражения, отсюда интенсивное использование неполных предложений, эллипса, сокращений, имплицитная передача информации. Ведение дневника предполагает пересечение двух сфер: сферы письменной речи и сферы внутренней речи...» [Радзиевская: 112-119].

«переход к литературе совершается у Толстого непосредственно через дневник, и наоборот - дневник, тем самым, должен рассматриваться не только как обычная тетрадь записей, но и как сборник литературных упражнений и литературного сырья» [Эйхенбаум 1928: 35].

По данным «Словаря русского языка»: обдумать - Т. Мысленно рассмотреть все детали, обстоятельства чего-либо, всесторонне взвесить, продумать’. Выписать - Т. Списать откуда-либо (из книги, тетради и т. п.) часть текста, цитату и т. п. 2. Написать тщательно (буквы, цифры и т. п.)’ [МАС]. Данный фрагмент подтверждает, что «обдумывание и выписывание замечательных мыслей» мы можем определить как литературные упражнения. Отметим, что совокупность значений выделенных лексем подтверждает их принадлежность к речевым актам, которые оказывают непосредственное влияние на формирование языковой личности Л. Н. Толстого.

Довольно часто у Л. Н. Толстого встречаются сочетания «читать для процесса чтения». Вот отрывки из дневниковых записей: «19 апреля 1852 года. Встал в 9, читал какую-то глу- 326 пость, немного писал, ходил стрелять ворон, обедал, опять читал (больше для процесса чтения)» [Толстой, Т. 21: 68].

По данным «Словаря русского языка»: процесс - ’последовательная смена каких-либо явлений, состояний и т. п., ход развития чего-либо’ [МАС]. Общей семой является сема ’действие’, совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата.

Далее читаем: «11 мая. Встал рано, но не могу отвыкнуть от привычки читать. Писал немного, без всякого самолюбия и очень легко. Мне пришло на мысль, что я очень был похож в своем литературном направлении этот год на известных людей (в особенности барышень), которые во всем хотят видеть какую-то особенную тонкость и замысловатость» [Толстой, Т. 21: 69].

«Словаря русского языка»: привычка - ’ставшая постоянной, обычной какая-либо склонность, потребность совершать те или иные действия, поступки. 11 Умение, навык, ставший обыкновением’. Общая сема - сема ’свойство’, свойство характера, приносящее результат.

Вот выводы, сделанные самим Л. Н. Толстым: «18 мая. Встал рано, писал «Детство», оно мне опротивело до крайности, но буду продолжать. [...] Писал «Письмо с Кавказа», кажется, порядочно, но не хорошо. Буду продолжать: 1) занятия, 2) привычку работать, 3) усовершенствование слога» [Толстой, Т. 21: 69]. Следовательно, три фактора, оказавшие большое влияние на формирование речевого поведения русского писателя: 1) занятие, 2) привычка работать, 3) усовершенствование слога.

Л. Н. Толстой пишет: «31 мая. Встал рано, пил воды, купался, пил чай и до обеда ничего не делал. Не спал; а писал о храбрости. Мысли хороши; но от лени и дурной привычки слог не обработан. Пил воды, был в веселом расположении духа. Был у меня писарь, отдал и прочел ему первую главу. Она решительно никуда не годится. Завтра переделываю вторую и, по мере того как буду переписывать, буду переделывать» [Толстой, Т. 21: 71].

Ключевыми лексемами, имеющими отношение к формированию речевого поведения русского писателя, в данном отрывке являются: «переделываю» и «переписывать». Выделенные слова являются элементами речетворческой деятельности, и, конечно же, оказывают влияние на формирование речевого поведения молодого Толстого. Значения выделенных лексем подтверждают степень их важности для развития речевых данностей русского писателя.

Далее в дневниковой записи от 2 июня: «Вечером читал, думал, пил дома воду, но ничего не делал. Хотя в «Детстве» будут орфографические ошибки - оно еще будет сносно. Все, что я про него думаю, это то, что есть повести хуже; однако я еще не убежден, что у меня нет таланта. У меня, мне кажется, нет терпения, навыка и отчетливости, тоже нет ничего великого ни в слоге, ни в чувствах, ни в мыслях. В последнем, я еще сомневаюсь, однако» [Толстой, Т. 21: 72]. Снова Толстой делает свои выводы и проводит критический анализ, чтобы писать хорошо, необходимы «терпение», «навык», «отчетливость».

«Современник». Повесть М. И. Михайлова «Кружевница» была напечатана в № 5 за 1852 г. «Современника». Толстой читает и анализирует ее. Его продолжает волновать чистота языка. Вот запись от 20 июня: «Доктор... привез «Современник», в котором повесть М. Михайлова «Кружевница» очень хороша, особенно по чистоте русского языка - слово распуколка» [Толстой, Т. 21: 73]. «Распуколка» - нераспустившийся цветок, бутон.

Текст любого документа, в том числе и дневника, представляет собой результат речемыслительной деятельности, который существует как факт в виде рукописного или печатного текста, «всякая мысль стремится соединить что-то с чем-то» [Выготский: 376]. Отличие дневниковых текстов от других типов текста состоит в том, что автор может по собственному желанию прервать записи и продолжить в любой момент. Если исходить из того, что дневник - это ежедневный труд, то можно сказать, что на Кавказе Л. Н. Толстой много читал, серьезно работал над формированием и развитием своих писательских способностей. Данный факт подтверждает то, что в нем была заложена прочная основа большого творческого таланта.

Далее мы наблюдаем такие виды письма, как очерк, стихи, устав, план. Вот отрывок из дневника Л. Н. Толстого: 32% «13 октября. Почта мучает меня ожиданием. Ходил с Нико- ленькой и один, убил двух фазанов, много писал... <...> Хочу писать кавказские очерки для образования слога и денег» [Толстой, Т. 21: 81]. Запись от 27 декабря 1852 года: «Ездил верхом и, приехавши, читал и писал стихи. Идет довольно легко. Я думаю, что это мне будет очень полезно для образования слога. Я не могу не работать. Слава богу; но литература пустяки; и мне хотелось бы писать здесь устав и план хозяйства» [Толстой, Т. 21: 84]. Очерк и стихи русский писатель пишет для образования слога, а устав и план показывают его постоянное стремление к практической деятельности.

Таким образом, исследование дневниковых записей Толстого подтверждает не только его лингвистические способности, но и стремление к всестороннему развитию, которое продолжалось на Кавказе. По этому поводу Л. Н. Пажитнов пишет: «Под «образованием слога» понимаются некоторые предпосылки будущей писательской деятельности Толстого» [Пажитнов: 20]. В метапоэтических высказываниях Толстого встречаются лексемы: «журнал», «тетрадь», «записки». Дневник для Толстого прежде всего разговор с самим собой, работа над собой, над своими мыслями. Рассмотрим запись от 2 января: «[Старогладковская.] Вписывать в дневник только мысли, сведения или примечания, относящиеся до предполагаемых работ. Начиная каждую работу, пересматривать дневник и выписывать из него все к ней относящееся на особую тетрадку. Правила выписывать из дневника каждый месяц. Запоминать и записывать карандашом каждый день все преступления правил и вписывать в дневник» [Толстой, Т. 21: 116].

Денотативное значение лексемы «дневник» включает номинации «журнал», «тетрадь», «книга», которые используются в качестве синонимов слова «дневник» в метапоэтических высказываниях Толстого. Особенностью данной записи является то, что русский писатель заводит «особую тетрадь». По данным MAC: особый - ’1. Не похожий на других, не такой, как все; необычный, особенный. 2. Большой, значительный. 3. Отдельный, не общий. Имеющий специальное назначение’. Тетрадь - ’сшитые, в обложке листы, листы чистой бумаги для письма, рисования’.

«5 января. Часто в сочинении задерживает желание вклеить хорошую или хорошо выраженную мысль; поэтому, как только мысль с трудом вклеивается, вписывать ее в дневник, не останавливаясь на желании поместить ее именно там-то. Мысль сама найдет себе место» [Толстой, Т. 21: 116].

По данным «Словаря русского языка»: хороший - ’1. Обладающий положительными качествами, свойствами, вполне отвечающий своему назначению. Такой, в котором проявляются только положительные стороны, доставляющий удовлетворение, удовольствие. Обладающий каким- либо или большим преимуществом среди других таких же. II Прекрасный’. Вписать - ’1. Вставить что-либо дополнительно в уже написанный текст. 2. Сделать запись в чем- либо (в тетради, дневнике, журнале и т. п.)’.

1853 год знаменателен тем, что Толстой занят только писательским делом. Он вырабатывает личную технику письма: 1) «писать начерно; 2) «переписать, не обдумывая; 3) «переписывать, обрабатывая правильность выражения». Об этом свидетельствует следующая запись: «8 января. Нужно писать начерно, не обдумывая места и правильности выражения мыслей. Второй раз переписывать, исключая все лишнее и давая настоящее место каждой мысли. Третий раз переписывать, обрабатывая правильность выражения» [Толстой, Т. 21: 118].

На наш взгляд, данные правила не только литературные, но и лингвистические. Это доказывает лексический анализ ключевых слов: «начерно», «переписывать», «обрабатывая» и «пересказ». Все выделенные лексемы являются элементами речетворческого процесса, оказавшими влияние на формирование речевого поведения русского писателя.

Следовательно, проведенная нами выборка показала, что ключевыми словами, отражающими жанровое разнообразие дневниковых записей русского писателя, являются: «конспект», «отчет», «журнал», «выписки», «история», «проповеди», «замечания», «книга», «очерк», «устав», «план», «правила», «повесть», «рассказы», «стих».

«девиз дневника»: Дальше Толстой продолжает: 330 «Девизом моего дневника должно быть «Non ad probandum, sed ad narrandum» [He для доказательства, а для рассказа (лат.)]» [Толстой, Т. 21: 117].

Таким образом, лексический анализ ключевых лексем, выбранных из дневниковых записей русского писателя, показывает, что они отображают отношение Толстого к языку и являются предпосылками к последующим художественным произведениям. Дневниковые записи Л. Н. Толстого выполняют функцию предтекста, являются творческой лабораторией, в которой откладываются замыслы, сюжеты, вырабатываются навыки и методы письма, отрабатывается техника обработки текстов. На Кавказе, начиная с первых дневниковых записей, прослеживается огромное желание писать. В дневниковых записях 1851-1853 гг. наблюдается прямая установка на развитие языковой личности и установка на писательскую деятельность. В них мы находим размышления Толстого над вопросами литературного ремесла, определение им своей особенной литературной позиции, его первые предписательские пробы.

Здесь прослеживается результат его логического мышления. Он переносит свои выводы на бумагу посредством языка (письменной речи). В более поздних дневниковых записях он отметил, что получал удовольствие от перечитывания старых записей. Дневник писателя становится объектом саморефлексии. Мы знаем, что любое общение (письменное или устное) целенаправленно ведет к развитию речевой деятельности. Речевая деятельность, согласно утверждению А. А. Леонтьева, «есть специализированное употребление речи для общения, частный случай деятельности общения» [Леонтьев: 51]. Следовательно, речевое общение и речевое творчество Толстого мы рассматриваем как форму действия посредством языка. Метапоэтические высказывания писателя передают его чувства и мысли, отношение к окружающей действительности, оценки и выводы.

Записи, отражающие писательскую деятельность Л. Н. Толстого

главным источником формирования его речевого поведения. Вот отрывки из дневниковых записей Л. Н. Толстого, сделанных в разное время:

«10 апреля. 1852 год. Принялся за роман; пришла мысль, что весь роман похож на драму» [Толстой, Т. 21: 67];

«7 июля. 1852 год [Железноводск.] ... Надо торопиться скорее окончить сатиру моего «Письма с Кавказа», а то сатира не в моем характере» [Толстой, Т. 21: 76];

«18, 19 [сентября] 1853 год. Ничего не делал, нынче начал было писать, но лень одолела, вечером был у Смышляева и писал стихи»;

«12 [января] 1853 год. Задумал - очерк: «Бал и бордель» [Толстой, Т. 21: 85];

«25 июня. 1853 год, Завтра. Встать рано, писать «Отрочество» до обеда - после обеда пойти к хохлам и поискать случая сделать доброе дело, потом писать «Дневник кавказского офицера« или «Беглец» - до чаю. Побегать. Писать «Отрочество» или «Правила в жизни»;

«1853 год. 28 [августа. Пятигорск]. Утром начал казачью повесть...» [Толстой, Т. 21: 92];

«2 декабря 1853 год. Я решился, окончив «Отрочество», писать теперь небольшие рассказы, настолько короткие, чтобы я сразу мог обдумать их, и настолько высокого и полезного содержания, чтобы они не могли наскучить и опротиветь мне» [Толстой, Т. 21: 104].

Перед нами удивительное разнообразие и богатство речевых жанров. Жанры сложились в условиях непосредственного речевого общения русского писателя с казаками, с солдатской средой и с горцами. В дневнике Толстой отмечает первичные варианты данных жанров, которые потом трансформируются и приобретают характер целостного текста. Непосредственное речевое общение Толстого на Кавказе мы можем рассматривать как активную форму речевой деятельности. Динамика речевой деятельности Л. Н. Толстого ярко показывает степень формирования его речевого поведения.

Приведем две записи, сделанные в 1853 году. Первая 332 запись: «13 сентября. Потом пришла мысль «Записок маркера», удивительно хорошо. Писал, ходил смотреть собрание и опять писал «Записки маркера». Мне кажется, что теперь только я пишу по вдохновению, от этого хорошо» [Толстой, Т. 21: 92].

’1. Состояние творческого подъема. 2. Состояние душевного подъема, сильной увлеченности; воодушевление’.

«14 сентября. Окончил начерно и вечером написал лист набело. Пишу с таким увлечением, что мне тяжело даже: сердце замирает. С трепетом берусь за тетрадь» [Толстой, Т. 21: 92].

Значения выделенных слов подтверждают душевное состояние русского писателя на Кавказе. На наш взгляд, здесь прослеживается влияние Кавказа на русского писателя. По дневниковым записям Л. Н. Толстого, как по «открытой книге», мы можем определить степень влияния Кавказа на формирование его речевого поведения. Это доказывает и следующая дневниковая запись:

«10 марта. [Лагерь у реки Гудермеса.] Креста не получил, а на пикете сидел по милости Олифера. Следовательно, кавказская служба ничего не принесла мне, кроме трудов, праздности, дурных знакомств...» [Толстой, Т. 21: 85].

Значение предлога кроме доказывает степень влияния Кавказа на русского писателя. По данным MAC: кроме - ’за исключением кого-, чего-либо, не считая кого-, чего- либо’. Писатель отмечает: «кроме трудов», действительно, Кавказ - это начало творческой деятельности.

свое первое произведение «Детство». На Кавказ Толстой приехал неизвестным в литературе молодым человеком, а уехал отсюда известным писателем.

По данным дневника, в этот период Толстой увлечен периодическими изданиями. Он постоянно читает журналы и анализирует произведения: «Библиотека для чтения», «Журнал для чтения воспитанников военно-учебных заведений», «Отечественные записки», «Современник». Молодой Толстой делает выводы, считая произведения нелепыми, бессмысленными. Мысль о нравственных обязанностях писателя настойчиво и неоднократно выражена на страницах дневника в начале пятидесятых годов. 28 ноября 1852 года Л. Н. Толстой делает такую запись: «Писать без цели и надежды на пользу решительно не могу», а о замысле «Романа русского помещика» он рассуждает подобным же образом: «Мысль романа счастлива - он может быть не совершенство, но он всегда будет полезной и доброй книгой» [Толстой, Т. 21: 83].

В письме к брату С. Н. Толстому от 10 декабря 1852 года Толстой сообщал: «... я начал новый, серьезный и полезный, по моим понятиям, роман, на который намерен употребить много времени и все свои способности» [Толстой, Т. 21: 84]. Свои ранние большие замыслы («Четыре эпохи развития», «Роман русского помещика») Толстой называет «серьезными и полезными».

По данным «Словаря русского языка»: серьезный - ’1. Отличающийся вдумчивостью и строгостью своих мыслей. 11 Отличающийся вдумчивым и строгим отношением к своему делу, хорошо знающий свое дело. Отличающийся основательностью, солидными намерениями. 2. Проникнутый вдумчивостью, основательностью’.

В 1852 году Л. Н. Толстой пишет «замечания для писателя»: «2 января. Два замечания для писателя belles-lettres - Тень, ежели и ложится на воде, то очень редко ее можно видеть, и когда видишь, то она нисколько не поражает» [Толстой, Т. 21: 55].

«Словаря русского языка»: замечание - Т. Краткое суждение, высказывание по поводу чего-либо. II Критические суждения научного характера. 2. Легкий выговор, указание на ошибку. 11 Одно из дисциплинарных взысканий. 3. Наблюдения’.

Далее мы читаем сами замечания: «Всякий писатель для своего сочинения имеет в виду особенный разряд идеальных читателей. Нужно ясно определить себе требования этих идеальных читателей, и ежели в действительности есть хотя во всем мире два таких читателя, - писать только для них. Описывая типы или пейзажи, необыкновенные для большинства читателей, - никогда не выпускать 334 из виду типы и пейзажи обыкновенные - взять их за основание и, сравнивая с ними необыкновенные, описывать их» [Толстой, Т. 21: 56].

Критические замечания для писателя говорят о том, насколько молодой писатель увлечен своим «литературным занятием». По биографическим данным, Толстой с раннего детства приучал себя к труду. В дневниковых записях тоже довольно часто встречаются рассуждения такого характера. Например, запись от 29 марта: «Нет границ великой мысли, но уже давно писатели дошли до непреступной границы их выражения. Я писал повесть с охотой; но теперь презираю и самый труд, и себя, и тех, которые будут читать ее; ежели я не бросаю этот труд, то только в надежде прогнать скуку, получить навык к работе и сделать удовольствие Татьяне Александровне. Ежели примешивается тут тщеславная мысль, то она так невинна, что я извиняю ее в себе, и приносит пользу - деятельность» [Толстой, Т. 21: 63-64]. Ключевыми словами в данном отрывке являются «навык», «деятельность», «труд», «работа».

В Л. Н. Толстом растет чувство подлинной ответственности за свое дело. 17 августа 1852 года Толстой записывает в дневнике мысль, которая потом неоднократно повторится. Вот запись, сделанная 17 августа: «[Старогладковская.] Причины упадка литературы: чтение легких сочинений сделалось привычкой, а сочинение сделалось занятием. Написать в жизни одну хорошую книгу слишком достаточно. И прочесть тоже» [Толстой, Т. 21: 78]. Тут же, обращаясь к своему опыту чтения западноевропейской литературы, Толстой подтверждает эту мысль примерами: «Теккерей 30 лет собирался написать свой 1 -й роман, а Александр Дюма пишет по 2 в неделю» [Толстой, Т. 21: 79]. Это обстоятельство Толстой называет «фактом, который надо вспоминать почаще».

«25 [августа]. Надо работать умственно. Я знаю, что был бы счастливее, не зная этой работы. Но бог поставил меня на этот путь: надо идти по нем» [Толстой, Т. 21: 79]. Вторая: «19 октября. Мне пришла мысль заниматься музыкой, Тем или другим, но надеюсь, что с завтрашнего дня начну работать неусыпно. Мысль романа счастлива - он может быть не совершенство, но он всегда будет полезной и доброй книгой. Поэтому надо за ним работать и работать, не переставая» [Толстой, Т. 21: 81].

В следующей записи мы снова читаем мысли социального характера: «22 апреля. Шандраковская пристань. В Большой Орешевке говорил с умным мужиком. Они довольны своим житьем, но недовольны армянским владычеством. После обеда и отдыха ходил стрелять и думал о рабстве. На свободе подумаю хорошенько - выйдет ли брошюрка из моих мыслей об этом предмете» [Толстой, Т. 21: 69]. Как видим, Л. Н. Толстой постоянно думает о писательском труде.

В метапоэтических высказываниях Толстого довольно часто встречается лексема «вписать». Совокупность значений выделенных нами лексем способствует формированию основных свойств дневника. Они же являются посылками к формированию речевых данностей русского писателя. Приведем несколько примеров из дневниковых записей 1854 года, представляющие интерес для нашего исследования: «2 января. 1854 год [Старогладковская.] Вписывать в дневник только мысли, сведения или примечания, относящиеся до предполагаемых работ... Запоминать и записывать карандашом каждый день все преступления правил и вписывать в дневник» [Толстой, Т. 21: 116]; «5 января. 1854 год Часто в сочинении задерживает желание вклеить хорошую или хорошо выраженную мысль; поэтому, как только мысль с трудом вклеивается, вписывать ее в дневник, не останавливаясь на желании поместить ее именно там-то. Мысль сама найдет себе место» [Толстой, Т. 21: 117].

Во многих дневниковых записях мы встречаем сочетание «вписывать в дневник». Это значит, что записи дневника являются документальным материалом для создания крупных произведений. По данным «Словаря русского языка»: вписать - Т. Вставить что-либо дополнительно в уже написанный текст. 2. Сделать запись в чем-либо (в тетради, дневнике, журнале и т. п.). 4 знач. перен. Расположить, построить и т. п. таким образом, чтобы что-либо подходило к окружающему, гармонировало с ним’.

Л. Н. Толстой использовал сочетание «предполагаемых работ». Именно «предполагаемые работы», то есть произведения русского писателя, и являются следствием дневни- ковых записей, а также еще одним доказательством того, что дневник - источник формирования речевого поведения Л. Н. Толстого. Дневник молодого писателя показывает изучение своего внутреннего мира путем глубокого самоанализа. К. Н. Ломунов называет дневник писателя его «первой творческой мастерской» [Ломунов: 43]. Действительно, самонаблюдения для Л. Н. Толстого являются разгадыванием характеров и поступков людей. Кавказская действительность наталкивает Толстого на глубокие размышления о достоинстве человека, о храбрости, о скромности простых русских солдат.

деятельности на формирование его речевого поведения, результатом которого становятся «литературные труды»: «29 июня. Хорошо ли или дурно, всегда надо писать. Ежели пишешь, то привыкаешь к труду и образовываешь слог, хотя и без прямой пользы»; «15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 мая. Бросил рассказ и пишу «Отрочество» с такой же охотой, как писал «Детство». Надеюсь, что будет так же хорошо. Долги мои все заплачены. Литературное поприще открыто мне блестящее; чин должен получить. Молод и умен. Чего, кажется, желать. Надо трудиться и воздерживаться, и я могу быть еще очень счастлив»; «1853 год. 28 [августа. Пятигорск]. Утром начал казачью повесть.... Труд только может доставить мне удовольствие и пользу. Ложусь спать, буду читать», «23 июля. Переписал первую главу порядочно. Был у Маши недолго. <... > Труд, труд! Как я чувствую себя счастливым, когда тружусь»; «13 [октября. Старогладков- ская]. Читал нынче литературную характеристику гения, и это сочинение разбудило во мне уверенность в том, что я замечательный по способностям человек, и рвение к труду. С нынешнего дня примусь. Утром писать «Отрочество» и «Беглец» после обеда и вечером» [Толстой, Т. 21: 87].

Таким образом, совокупность значений всех выделенных лексем является показателем действия, приносящего определенный результат. Труд: поприще, рвение, счастье. Мы видим, что трудолюбие Толстого тоже является одним из важных факторов, оказавших влияние на формирование речевого поведения Толстого.

«Его намерение более основательно испробовать силы в литературных занятиях настолько серьезно, что ему не мешают ни новая обстановка жизни на Кавказе, ни полупоходный, военный быт. Скорее наоборот. Эти занятия незаметно, исподволь дисциплинируют его жизнь, побуждают к чтению - и не просто для времяпровождения или самообразования, а для изучения профессиональных навыков, формируют новый, литературно заинтересованный взгляд на окружающее, тягу к новым впечатления. Теперь в дневнике, помимо житейской информации для памяти, все чаще появляются сообщения о прочитанных книгах: Диккенс, Тепфер, Руссо, исторические сочинения Тьера, Ламартина. Толстой с интересом знакомится с беллетристикой «Современника», «Отечественных записок», «Библиотеки для чтения». Здесь же он пробует перо в описаниях природы, набрасывает портреты людей, с которыми встречается, будь то офицеры из круга сослуживцев брата Николая или колоритные фигуры жителей казацкой станицы» [Пажитнов: 21].

Одним из наиболее плодотворных в творческом плане следует считать 1853 год. Толстой пишет военные рассказы один за другим. Вот хронологическая канва записей, сделанных в 1853 году в дневнике Толстого:

«25 июня. 1853 г. Писать «Дневник кавказского офицера» или «Беглец» - до чаю. Побегать. Писать «Отрочество» или «Правила в жизни»;

«28 [июня] 1853 г. Утром писал хорошо. ... Писал немного «Дневник кавказского офицера» и «Рубку леса» и обдумал»;

«29 [июня] 1853 г. Так хорошо обдуманный план «Записок кавказского офицера» показался мне нехорошим»;

«28 [августа] 1853 г. Пятигорск]. Утром начал казачью повесть...»;

«13 сентября 1853 г. Потом пришла мысль «Записок маркера», удивительно хорошо»;

«18, 19 [сентября] 1853 год. Ничего не делал, нынче начал было писать, но лень одолела, вечером был у Смышляева и писал стихи»;

«22 октября. «Отрочество» опротивело мне до последней степени. Завтра надеюсь кончить. Идея писать по разным книгам свои мысли, наблюдения и правила весьма странная. Гораздо лучше писать все в дневнике, который стараться вести регулярно и чисто, так чтобы он составлял для меня литературный труд, а для других мог составить приятное чтение. В конце каждого месяца, пересматривая его, я могу выбирать и разносить из него все, что найдется замечательного, для легкости же на отдельном листе буду составлять краткое оглавление каждого дня»;

«24 октября. Мыслей набралось много... Обдумывал перемены в «Отрочестве», но не сделал никаких. Надо на легкую руку набросать заметки и просто начать переписывать снова... До обеда читал критику описания войны 1799 года России с Францией...» [Толстой, Т. 21: 88-97].

Л. Н. Толстой продолжает записывать движение чувств, мыслей и впечатлений. Анализ дневниковых записей показывает, что основной мерой для Толстого остается один день, с утра до вечера. Принципы письменных форм: писал, обдумал, начал повесть, пришла мысль, писал стихи, писал по разным книгам, переписывать снова, набросать заметки. Жанровое многообразие творчества Толстого (дневник, очерк, повесть, рассказ), а также совокупность значений выделенных лексем являются посылками к формированию речевых данностей русского писателя.

Отношение писателя к войне

1853 год знаменателен в жизни Толстого тем, что он начинает выступать против войны. С этой целью он, подобно главному герою повести «Казаки», начинает вынашивать идею присоединения Кавказа к России не военным, а мирным путем. В черновом варианте «Казаков» Оленин, как известно, обдумывает и составляет «план мирного покорения Кавказа».

мира, не нарушаемый войной. 11 Не принимающий непосредственного участия в военных действиях (о гражданском населении). II Основанный на соблюдении мира. Соблюдающий мир, проводящий политику мира; не воинственный. 3. Связанный с прекращением войны, с заключением соглашения о мире. 4. Чуждый волнений, спокойный, тихий’. Покорить - ’1. Силой оружия подчинить своей власти; завоевать. Заставить повиноваться, подчинить своему влиянию, воле’.

В кавказских рассказах Толстого увлекал не столько подробный анализ душевного состояния человека, сколько «интерес самих событий». Индивидуальная судьба участников сплетается с проблемой судеб всей России. Кавказские военные рассказы, представляя самостоятельную художественную ценность, были своеобразным прологом к великой эпопее Толстого «Война и мир».

Впервые настоящую войну собственными глазами Толстой увидел на Кавказе. В дневнике от 3 июля 1852 года он пишет: «Был в набеге. Тоже действовал нехорошо: бессознательно, и трусил Барятинского» [Толстой, Т. 21: 46]. По данным «Словаря русского языка»: набег - ’внезапное нападение, кратковременное вторжение и опустошение какой-либо территории. Неожиданное, внезапное посещение, приход с какими-либо корыстными целями’. Действовать - ’1. Проявлять деятельность, совершать какие-л. действия, поступки. Вести военные действия, операции’. Нехороший - ’1. Не заслуживающий хорошей, положительной оценки, одобрения; не отвечающий высоким моральным требованиям’ [МАС]. Значения выделенных лексем показывают критическое отношение, прежде всего, к самому себе, а потом уже Толстой начинает осуждать захватническую политику властей.

В это время Толстой увлеченно читает книгу А. И. Михайловского-Данилевского «Описание отечественной войны 1812 года», написанную в официально-патриотическом духе. Отрицательное отношение Толстого к книге Михайловского-Данилевского проявится позднее во время работы над «Войной и миром».

Первые, так же как и последующие рассказы кавказского цикла (над некоторыми из них писатель работал и после отъезда с Кавказа) - «Набег», «Рубка леса», «Дяденька Жданов и кавалер Чернов», «Поездка в Мамакай-Юрт», «Разжалованный» («Встреча в отряде») и другие - обычно 340 принято называть военными рассказами. Именно под таким названием они и вышли в сборнике первым изданием в 1856 году. «Военные рассказы» - эти слова стали термином, прочно вошедшим в читательский и литературоведческий обиход. В действительности эти рассказы, посвященные теме войны, по своему главному идейному смыслу, в первую очередь и в особенности это касается «Набега», являются сугубо и до конца антивоенными произведениями. Это подтверждает запись, сделанная в Пятигорске: «3 августа. [Пятигорск.] Читал «Politique». В романе своем я изложу зло правления русского, и ежели найду его удовлетворительным, то посвящу остальную жизнь на составление плана аристократического избирательного, соединенного с монархическим, правления, на основании существующих выборов. Вот цель для добродетельной жизни. Благодарю тебя, господи, дай мне силы» [Толстой, Т. 21: 77]. Ключевыми лексемами данной записи являются «зло» и «правление», которые отображают отношение молодого русского писателя к политике властей, к войне.

«Словаря русского языка»: злой - ’1. Исполненный чувства недоброжелательства, враждебный, полный злобы, злости. II Выражающий злобу, злость. Сердит на кого-, что-либо, испытывает злость. 2. Внезапный, проникнутый злобой, злостью, недоброжелательством. 3. Свирепый, лютый (о животных). 4. Заключающий в себе зло. 5. Приносящий беду, неприятности; дурной, плохой. 6. Причиняющий боль, вред; жестокий. 7. Очень сильный по степени проявления (о ветре, морозе и т. п.). 8. Усердный, старательный, ретивый’. Правление - ’1. Действие по знач. глагола править в 1 знач. II Форма власти. 2. Выборный орган, стоящий во главе какого-либо учреждения, организации и т. п. 3. Название некоторых административно-полицейских учреждений в дореволюционной России, а также помещение, в котором находилось такое учреждение’. Править - ’1. Обладая властью, управлять, руководить. Направлять чью-либо деятельность, руководить, распоряжаться чем-либо’.

Совокупность значений выделенных лексем доказывает замысел Толстого о мирном покорении Кавказа. Позже об этом он напишет в повести «Казаки». В повести «Казаки» Оленин, как известно, обдумывает и составляет «план мирного покорения Кавказа». Об автобиографичности этого замысла свидетельствует дневниковая запись от 29 мая 1852 года: «Мечтал целое утро о покорении Кавказа».

Значения выделенных лексем подтверждают тот факт, что русский писатель, уже узнавший Кавказ, не остался в стороне от происходящих событий. Наоборот, непосредственное общение с горцами, личное участие в набеге вызвало в нем негативное отношение к властям. Лексический анализ ключевых слов данной дневниковой записи Толстого показывает способ выражения протеста против захватнической политики.

«увидеть сторону «мало знакомую», пройти теми же дорогами, по которым проходили в разное время Грибоедов, Пушкин, Бестужев-Марлинский, Одоевский, Лермонтов, опальные декабристы, разжалованные и ссыльные дворяне и, наконец, усилившееся с возрастом стремление «жить положительно, то есть быть практическим человеком», определить свое место в общественной иерархии - эти и другие причины привели молодого Толстого на Кавказ, на войну, на военную службу» [Чубаков: 34]. В одиночестве он подолгу размышляет о цели и смысле своего пребывания в новом крае. Истина противна, заблуждение привлекательно»,- любил он позднее цитировать слова Гёте. - Потому что истина представляет нас самим себе ограниченными, а заблуждение всемогущими». Для молодого Толстого «истина» мира, несмотря на значимость и силу полученных им в детстве и отрочестве мирных «внушений», на этот раз оказалась гораздо менее привлекательной, чем «заблуждение» войны.

Кавказовед и военный историк А. Л. Зиссерман пишет о Толстом: «Безжалостному суду подвергнет он жестокость и бездушие царских политиканов и военачальников, «баловавшихся» в войну на Кавказе, устроивших там, по его мнению, полигонную школу для офицеров и солдат, учинявших прогулочные «набеги» для того, чтобы дать возможность «отличиться» и получить медаль или крестик тому или иному титулованному бездельнику» [Зиссерман: 131].

«Зорким глазом писателя он заметил множество деталей военного быта, которые перенес в свои рассказы. Главное, что увидел и узнал Толстой еще на Кавказе и потом в Севастополе,- психологию разных «типов» солдат, разные - и низменные и возвышенные - чувства, руководящие поведением офицеров. Здесь он познал «чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого,- любовь к родине» [Опульская: 8]. У Толстого вопрос о войне переносится на плоскость историческую и государственную, но и здесь он остается неразрешенным, поскольку неизбежно возникает новый вопрос, имеющий давнюю традицию: на чьей стороне справедливость в войне с горцами?

Кавказская действительность наталкивает на глубокие размышления о достоинстве человека, о храбрости, о скромности простых русских солдат. Вот запись от 12 июня, где Толстой пишет о двух видах храбрости: «Моральная храбрость, которая происходит от сознания долга и вообще от моральных влечений, а не от сознания опасности. Физическая та, которая происходит от физической необходимости, не лишая сознания опасности, и та, которая лишает этого сознания» [Толстой, Т. 21: 44]. Примером первого вида храбрости у Толстого выступает человек, добровольно жертвующий собой для спасения отечества - русский солдат. Примером второго - офицер, служащий для выгод.

По данным «Словаря русского языка»: храбрость - ’мужество и решительность в поступках, умение преодолеть страх; смелость’. Моральный - ’1. Приложение к мораль. 2. Высоконравственный. 3. Относящийся к нравственным, душевным переживаниям человека’. Физический - ’4. Относящийся к организму человека. 11 Связанный с телесными ощущениями. 5. Относящийся к деятельности мышц, мускулов у живых существ’. Б. М. Эйхенбаум по поводу храбрости пишет: «Романтическое представление о «храбрости» (как и представление о Кавказе) решительно преодолено - однако не с тем, чтобы просто ликвидировать его, а с тем, чтобы показать реальную сложность и противоречивость действительности» [Эйхенбаум: 268].

Мы знаем, русские писатели и до Толстого бывали на Кавказе, но Кавказ Толстого - совсем особенный. Для Толстого Кавказ - это война и свобода, то есть испытание силы и достоинства человеческого характера, с одной стороны, и восхищение бытом кавказских народов (казаков и горцев), не знавших крепостнического гнета, - с другой. Исследование метапоэтических высказываний русского писателя показало, что ведущей интенцией автора дневника выступает стремление к всестороннему самопознанию в процессе доверительной беседы с самим собой. Дневниковые записи раскрывают пути формирования языковой личности и речевого поведения русского писателя на Кавказе.

Таким образом, анализ дневниковых записей Л. Н. Толстого уже подтверждает тот факт, что дневник русского писателя является источником формирования его речевого поведения, а процесс ведения ежедневных записей - это процесс самоинтерпретации. Если исходить из того, что дневник - это ежедневный труд, то можем с полной уверенностью сказать, что Л. Н. Толстой с юных лет был человеком думающим, читающим, пишущим. Результат проведенного исследования еще раз подтверждает, что дневниковые записи оказали огромное влияние на формирование языковой личности и речевого поведения русского писателя. Это свидетельствует о том, что в юном Толстом была заложена прочная основа большого писательского таланта.