Джаубаева Ф.И.: Языкотворчество русских писателей на Северном Кавказе
Лексические средства выражения топоса оружия

Лексические средства выражения топоса оружия

Особое место в иерархии ценностей на Кавказе занимал культ оружия. Оружие являлось неотъемлемой частью образа воина, символом чести своего владельца, а также неизменный спутник воина. От него зависит и победа, и жизнь. Лексические единицы, обозначающие тематическую группу - «оружие»: кинжал, ружье, шашка.

Согласно традиционным представлениям, без оружия мужчина мог находиться только в пределах собственной усадьбы. Лишь этикетные нормы священного обычая гостеприимства могли побудить его снять с себя на время пребывания в кунацкой часть вооружения, тут же развешиваемого на стенах гостевого дома: «В передней стене пуховики пестрые уложены, по бокам висят ковры дорогие; на коврах ружья, пистолеты, шашки - все в серебре» [Толстой, Кавказский пленник, 213].

Русский офицер Ф. Ф. Торнау, описывая повседневную жизнь горцев, отмечал важность элементов вооружения горцев: «Винтовку черкес возит за спиной в бурочном чехле, из которого ее выхватывает в одно мгновение. Ремень у винтовки пригнан так удобно, что легко зарядить ее на всем скаку, выстрелить и потом перекинуть через левое плечо, чтоб обнажить шашку. Это последнее, любимое и самое страшное черкесское оружие состоит из сабельной полосы в деревянных, сафьяном обтянутых ножнах, с рукояткой без защиты для руки» [Торнау: 28].

Каждодневные наблюдения русских писателей над особенностями быта кавказских горцев позволили передать способы взаимодействия лингвокультур (заимствование разных видов оружия) русских и горцев. Русские люди, поселившиеся на Кавказе, представляли собой частичку уже сложившейся народности с высокой и самобытной культурой. Несмотря на чрезвычайно пестрый социальный состав переселенцев (беглые, крепостные крестьяне, казаки, солдаты, разночинцы), общность их послужила первоначальным ядром складывания своеобразной культуры. Гребенское казачество общалось с горскими народностями. Трудовые люди - русские и горцы - жили в дружбе и в таких естественных условиях ассимилировали культуры друг друга, обогащаясь духовно и получая большую практическую пользу. Казаки импонировали горцам, их удали и смелости. Кавказские горцы, видя в новых пришельцах людей отважных и предприимчивых, стали жить с ними дружно и дружбу подкрепляли связями родства.

А. Я. Кузнецова писала, что народные мастера создавали полные изящества предметы домашнего обихода из металла и дерева, славившиеся своей красотой и высоким качеством принадлежности военного быта - сабли, кинжалы, кольчуги, ружья; тонкой работы кожаные и золотошвейные изделия; надгробные памятники из камня с искусной резьбой, оригинальным орнаментом [Кузнецова: 176].

В произведениях русских писателей мы находим детальное описание военного снаряжения горца: «Кинжал и шашка суть члены их тела, и младенец начинает владеть ими прежде, нежели лепетать» [Пушкин, Путешествие в Арзрум, 450]. «Красные шальвары скрывались в верховые желтые сапоги с высокими каблуками. Ружье, кинжал и пистолет его блистали серебром и золотою насечкою. Ручка сабли осыпана была дорогими каменьями» [Бестужев, Аммалат-Бек, 425].

По поводу важности кинжала в работе «Повседневная жизнь горцев...» Ш. М. Казиев и И. В. Карпеев отмечают, что именно кинжал украшал костюм каждого совершеннолетнего горца, и что висел кинжал всегда спереди на ременном поясе [Казиев, Карпеев: 289]. Характеризуя оружие горцев, генерал-лейтенант русской армии И. Ф. Бларамберг писал, что жители Кавказа никогда не снимают кинжал и носят его даже у себя дома. Кинжал - излюбленное оружие горцев [Бларамберг: 44].

Обратимся к лексикографической характеристике данного слова. По данным «Словаря русского языка»: кинжал - холодное оружие в виде обоюдоострого клинка, сужающегося к концу (от араб, hanğar)’ [MAC].

В определении этимологии слова кинжал М. Фасмер указывает вероятность его заимствования из тюркских язы- 27% ков: кинжал - ’вероятно, заимств. из тюрк.; ср. тур., крым. - тат. см. образ “кривой кинжал”, азерб. χandžav, тат. kandžar., карач. χindžal’ [ФЭСРЯ]. «Малый энциклопедический словарь» отмечает, что кинжал - «оружие вроде ножа или короткого меча, с прямым или изогнутым клинком, простым или двойным лезвием и рукояткой. Восточный «киджар», по изгибу своего клинка, есть, очевидно, подражание коровьему рогу, только в плоской форме (встречаются, впрочем, и круглые) и из стали» [ЭСБЕ].

С древних времен кинжалы стали делиться на два основных типа: прямые и изогнутые. Первые из них являются оружием с прямым обоюдоострым клинком, сужающимся к острию, и короткой своеобразной рукоятью. В южных и восточных странах распространены были изогнутые кинжалы. У них, помимо рукоятки, имелась также гарда, служащая для защиты кисти руки. Оружие представляло собой уменьшенный аналог меча. Носили его так же, как и кинжал первого типа, за поясом, изредка прятали в рукав. Кинжал продолжал использоваться на протяжении многих столетий. Он играл роль вспомогательного боевого оружия, а также входил в аксессуары военной или гражданской одежды. На поясе горца обычно висели кинжал с при- кинжальным ножом.

Кинжалы и ножи изготовляли местные мастера. Изделия некоторых из них пользовались спросом, и их знали повсеместно. С конца XIX в., когда кинжал из части оружия превратился в обязательную принадлежность, украшение горского костюма, его изготовлением в большинстве случаев стали заниматься ювелиры и мастера из Дагестана: «Настоящий Базалай - отец Базалай, - сказал он. - Знаешь ли, какую штуку выкинул он в Дербенте с поддельными под его имя клинками? Раз толкается он на базаре, а носящий кричит: «Кинжалы, базалаевские кинжалы!» Покупщики кинулись к нему на пробой; подходит и сам мастер, а его никто не знал в лицо. Досада взяла его, что всякий кузнец подрывает его славу, он вынул свой кинжал и пересек им более дюжины самозванцев-клинков легче свечек и бросил их пристыженному обманщику в лицо» [Бестужев, Мулла-Нур, 259].

В произведении М. Ю. Лермонтова «Кавказец» употребляется выражение «старый базалай», которое требует комментария. Так назывались отличающиеся особой прочностью клинки, изготовленные кумыкским мастером Базалаем. Память о лучших оружейниках на Кавказе сохранялась в названиях оружия и в народных песнях. Изготовленные ими оружия передавались из поколения в поколение. Обратимся к тексту: «Он легонько маракует по-татарски; у него завелась шашка, настоящая гурда, кинжал - старый базалай, пистолет закубанской отделки, отличная крымская винтовка, которую он сам смазывает, лошадь - чистый шаллох и весь костюм черкесский, который надевается только в важных случаях и сшит ему в подарок какой-нибудь дикой княгиней» [Лермонтов, Кавказец, 477].

Фрагмент из «Кавказца» М. Ю. Лермонтова является ярким свидетельством взаимовлияния лингвоэтнокультуроло- гических элементов русского и горских народов. Приведем фрагменты, подтверждающие процесс заимствования:

маракует по-татарски — язык горский

шашка, настоящая гурда — оружие горское

кинжал - старый базалай — оружие горское

лошадь - животное горское

чистый шаллох — костюм черкесский —

Л. Н. Толстого существительное «кинжал» занимает лидирующее положение. Данный факт подтверждает большую степень распространенности кинжала у народов Кавказа.

В словообразовательном отношении существительное кинжал послужило основой для образования новых слов: кинжальчик (маленький кинжал), кинжальщик (мастер по изготовлению кинжалов), кинжальный (прил. к кинжал). Прилагательное кинжальный в речи военных входит в состав устойчивых выражений: кинжальная батарея и кинжальный огонь. Кинжальная батарея (воен.) - ’артиллерийская батарея для обстрела противника на близких расстояниях’. Кинжальный огонь (воен.) - ’огонь пулеметов, орудий и т. д., открываемый внезапно на близком расстоянии в одном определенном направлении’ [MAC].

В русском языке существительное «кинжал» указывает на яркую этнокультурную принадлежность:

Куда бы путник ни спешил,
Всегда усердную молитву

И та молитва сберегала

М. Ю. Лермонтов. Демон. 1841

Слагают тело на арбу

Неразряженную пищаль,
Колчан и лук, кинжал грузинский...

А. С. Пушкин. Тазит. 1829-1830

Выражения «мусульманский кинжал» и «кинжал грузинский» подчеркивают национальную принадлежность этого оружия.

«- Прекрасный кинжал, прекрасный, - сказал Воронцов, вынул до половины отточенный булатный кинжал с дорожкой посередине» [Толстой, Хаджи-Мурат, 88].

К оружию на Кавказе всегда относились по-особому: за ним ухаживали, его украшали. Великолепное оружие и снаряжение подчёркивали значимость владельца, свидетельствовали о его боевых заслугах. Обычай украшать оружие возник в глубокой древности. Дорогое клинковое оружие украшалось золотом, изготавливалось из серебра. Из золота делали обкладки ножен и рукоятей, выполняли сложные узоры по насечкам на стальных и булатных клинках. Неповторимый облик изделиям придавали россыпи драгоценных камней. Иногда складывалось впечатление, что не камни вставлены в золотую основу, а золотые полоски вклиниваются между ними.

В большей части иллюстраций из анализируемых произведений А. А. Бестужева, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого отражена основная функциональная предназначенность кинжала как вида оружия. В военных условиях кинжалом пользовались не только как оружием: «И нукеры тотчас же взялись рубить ветки, кинжалами копать землю, делать насыпь. Хаджи-Мурат работал вместе с ними» [Толстой, Хаджи-Мурат, 125]. Таким образом, кинжал был полифункциональным оружием и являлся постоянным атрибутом горской одежды. Известно, что горцы к кинжалу относились очень бережно. Подарить кинжал или обменятся им - символизировало большую дружбу, установление мира.

Следующее заимствованное слово, представляющее оружие воина-горца, - шашка. Существительное шашка в рассматриваемых произведениях кавказской тематики представляет широко распространенное и частотное по своему употреблению слово. Это можно объяснить тем фактом, что данный вид холодного оружия у горцев имел массовое распространение.

По данным «Словаря русского языка»: шашка, -и, род. мн. -шек, дат. -шкам - ’ж. Рубящее и колющее холодное оружие с длинным, слегка изогнутым клинком’ [МАС]. По данным «Этимологического словаря русского языка» М. Фасмера, шашка - «холодное оружие» объясняется (со ссылкой на исследования Корша, Преображенского) как ’заимствование из черк., ср. абадзех. šеsχо, кабард. sеšχо, шапсуг. šеsχо, sеšχuо’ [ФЭСРЯ].

«кавказский» эфес считается одним из основных отличительных признаков шашки как вида холодного оружия). Характерным признаком шашки было наличие деревянных ножен, обтянутых кожей, с кольцом или двумя для ремешков на выгнутой стороне. Шашка подвешивалась по-кавказски - лезвием назад, а носилась чаще на плечевой портупее. Это подтверждает толкование «Большой советской энциклопедии»: «Шашка (от кабард. - черкес, са'шхо, букв. - длинный нож) -кавказский и русский типы сабли. Состоит из клинка и рукояти (эфеса); носят в ножнах в отличие от сабли обухом вперед на плечевой портупее. Появилась у горцев Кавказа. У кавказской шаш- 282 ки клинок небольшой кривизны (стрела изгиба до 30 мм), с лезвием на выпуклой стороне, обоюдоострым передним концом и хвостовиком» [БСЭ].

Шашка оказалась чрезвычайно удачным видом клинкового холодного оружия, как нельзя лучше соответствующим кавказскому театру военных действий с его горно-лесными ландшафтами, и была одинаково удобна и в конном, и в пешем бою. С XVIII в. в России шашка - оружие казачьей, с XIX в. и регулярной конницы и конной артиллерии, а с конца XIX в. также офицеров всех родов войск, жандармерии, конной и пешей полиции. С 50-х гг. XX в. шашка - парадное оружие, а с 1968 г. - также почетное наградное оружие.

В произведениях русских писателей о Кавказе слово шашка употребляется довольно часто: «Наши чудеса в ножнах шашки (сабли) - и нам точно должно показать их, чтобы не осрамиться» (Бестужев, Аммалат-Бек, 464). «Кинжал и шашка суть члены их тела, и младенец начинает владеть ими прежде, нежели лепетать» [Пушкин, Путешествие в Арзрум, 450].

Далее рассмотрим важный элемент - материал, из которого делали шашки. Во многих случаях подчеркивается качество клинка:

«Взмахнул он шашкою булатной

М. Ю. Лермонтов. Измаил-Бей. 1832

«Он легонько маракует по-татарски; у него завелась шашка, настоящая гурда...» [Лермонтов, Кавказец, 477].

Булатный от булат (перс, pulad - сталь) - ’1. Старинная узорчатая сталь высокой прочности, использовавшаяся для изготовления холодного оружия’ [БТС]. По данным «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля: гурда - ’ж. кавк. особый род уважаемых, старых сабель, шашек’ [ТСЖВЯ]. Таким образом, гурда - название лучших кавказских клинков по имени мастера: «У кого первый конь, у кого шашка гурда [Шашки и кинжалы, дороже всего ценимые на Кавказе, называются по мастеру - Гурда], к кому выпить пойти, с кем погулять?» [Толстой, Казаки, 205].

Интересно толкование «Этимологического словаря русского языка» М. Фасмера, где отмечается что слово гурда ’возможно, заимствовано через тюрк, посредство из нов. - перс. kard’ [ФЭСРЯ].

«Малого Энциклопедического Словаря»: «Гурда - восточные клинки, встречающиеся теперь довольно редко и высоко ценимые на Кавказе. Клинок превосходной стали, широкий, мало искривленный, с широкой, но не глубокой долой посередине, за которой, к стороне обуха, еще две более узкие, но и более глубокие. Клеймо состоит из двух обращенных рогами в противоположные стороны полумесяцев. На узких долах обыкновенно имеются небольшие прямоугольной формы углубления (иногда называемые «точками»), означающие, если верить рассказам, или число врагов, убитых владельцем клинка, или число схваток, в которых он участвовал» [ЭСБЕ].

Производству оружия горцы придавали большое значение. Н. И. Веселовский отмечал, что имена многих оружейников были известны и за пределами Кавказа [Веселовский: 271]. Мастера-оружейники обращали внимание не только на качество металла, из которого делали оружие, но и на внешнее его оформление. Красиво украшенное оружие высоко ценилось в среде горского общества. Г. Н. Прозрителев писал по этому поводу, что «лучшее оружие переходило из рода в род» [Прозрителев: 15].

На протяжении столетий горцы вели постоянные войны с внешними врагами. Следовательно, с раннего возраста горцы учились метко стрелять, искусно ездить на лошадях.

Многовековая борьба воспитала в них высокие качества воинов. Из «Очерков истории Карачаево-Черкесии» мы знаем, что горцы всегда носили оружие при себе. Согласно горским законам мужчины могли появляться на улице только в горской форме с оружием, готовые выполнить любое поручение [Очерки истории Карачаево-Черкесии: 382].