Экзотическая лексика в произведениях русских писателей о Кавказе
Буква М

МААЛЮМ-ДЮР

Авторские дефиниции, употребление

Маалюм-дюр (конечно)! - произнес Искендер-бек. (Бестужев, Мулла-Нур, 354)

МАШАЛЛАХ

Авторские дефиниции, употребление

Машаллах, я не дурак! Валлахи'ль-азим, билляхи'ль-керим, не дурак! (Бестужев, Мулла-Нур, 356)

И пальцы слушателей невольно прыгали в рот от удивления, и восклицания, «машаллах, иншал- лах» раздавались кругом. (Бестужев, Мулла-Нур, 359)

Машаллах!.. Иншаллах, как бы нам поскорее свету дождаться да, бог даст,встретить хоть десяток разбойников на закуску... Я отступаюсь от своей доли, я их всех тебе отдаю. Я не обнажу не только кинжала, даже вилки из кинжала, валлах, биллях, не обнажу! (Бестужев, Мулла-Нур, 366)

Машаллах - досл. «как пожелал Аллах» (слава богу!), иншаллах - досл. «если Аллаху будет угодно» (бог даст) (прим. составителя)

МАШТАК

Авторские дефиниции, употребление

Беленький маштачок [Маштак на кавказском наречии значит небольшая лошадь], на котором он ехал, шел понуря голову, мелкой иноходью и беспрестанно взмахивал жиденьким хвостом. (Толстой, Набег, 11)

Капитан в своем изношенном сюртуке и взъерошенной шапочке, опустив поводья белому маштачку и подкорчив на коротких стременах ноги, молча стоял на одном месте. (Толстой, Набег, 29)

Лингвистические словари

МАШТАК - «маленькая крепкая лошадка; маленький, крепкий человек, крепыш», терск. (РФВ 44, 98). Из калм. см. образ «маленький (о лошади)», казах. mastak - то же (см. Рамстедт, KWh. 257). [ФЭСРЯ]

МАШТАК, маштачок м. очень малорослая лошаденка, лошадь карлик; приземистый крепыш, о лошадке и о человеке. [ТСЖВЯ]

МАШТАК, -а, м. Небольшая плотная лошадь. [Дежурный на конюшне] вывел буланого вислозадого маштака, славившегося резвостью. Шолох. Поднятая целина. [МАС]

МАШТАК, -а, м. (обл.). Малорослая лошадка. [СРЯОШ]

МЕНЗИЛЬ

Авторские дефиниции, употребление

и за самое расстояние. Они говорят: туфенк-мензиле (перестрел) и хош-мензил (выгодный ям) (Бестужев, Последняя станция к Старой Шамахе, 210)

МЕТЕГИ

Авторские дефиниции, употребление

Прекрасное это заведение - метеги, для удобства путешественников, черт меня покарай, прелюбезное! [Метеги, мути'и - временный брак, позволенный у шиитов, но не везде употребительный. Впрочем, и сунниты Северного Дагестана допускают его из корысти, даже с русскими. Он облечен всею законностью, но только низший класс народа занимается такою торговлею]. (Бестужев, Мулла-Нур, 413)

МЕХТЕЛЬ ЗАТ

Авторские дефиниции, употребление

Мехтель зат (удивительная вещь)! - произнес он сердито. (Бестужев, Мулла-Нур, 355)

МЕЧЕТЬ

Экзотическая лексика в произведениях русских писателей о Кавказе Буква М

Здание мечети в Ставрополе. Архитектор Г. П. Кусков. 1913

Авторские дефиниции, употребление

Постепенно возникали они от мечети, до незримой за гребнями мечети, и одинокие звуки их, на миг пробуждая отголосок утесов, затихали в неподвижном воздухе. (Бестужев, Аммалат-бек, 436)

Дай образумиться, - возразил Сафир-Али,-дай хоть дух перевести - ты насыпал столько расспросов и сам я везу столько поручений, что они столпились, как бабы у дверей мечети, и растеряли свои башмаки! (Бестужев, Аммалат-бек, 488)

Охотно иду с тобой отвечал он. - Отлагать нечего... совершим клятву в мечети - и в путь и в бой неразлучно. (Бестужев, Аммалат-бек, 452)

Аммалат-бек со вздохом, однако ж, взглянул в окна Селтанеты - и тихими шагами прошел к мечети. Там уже ожидали его старшины селения и толпа любопытной молодежи. (Бестужев, Аммалат-бек, 452)

Утомлен жаром, зашел я напиться чистой ключевой воды в старую мечеть, и там нашел Селтане- ту. (Бестужев, Аммалат-Бек, 456)

Ласточки опередили своим приветным щебетаньем клич муллы над мечетью; но и мулла не поздняя птичка; он уж поет, ходя вокруг купола [Заметьте, что мусульмане-шииты не строят минаретов у мечетей, тогда как у суннитов минарет есть необходимость], склонив голову на ладонь: «Проснитесь, правоверные! Встаньте! Потому что молитва лучше сна». (Бестужев, Мулла-Нур, 315)

Мусульмане давай молиться в мечетях: нейдет дождь! Давай потом молиться в чистом поле, в надежде, что аллаху сквозь открытое небо слышнее будут их мольбы, чем сквозь плитные своды: ни капли! (Бестужев, Мулла-Нур, 319)

Когда вы поедете через Дербент, непременно зайдите посмотреть главную месджид, - а то вам, право, нечего будет про этот богоспасаемый город, иже на Хвалынском море, рассказывать или вспоминать. Мечеть эта, - так станете вы разглагольствовать, пощелкивая указательным пальцем no табакерке или прижимая им табак в трубке своей, - мечеть эта, по всей вероятности, была в старину христианскою церковью (не запинайтесь: я все приму на себя), потому что она лицом стоит на восток, а магометанские мечети обыкновенно обращены входом к северо-востоку, чтобы молиться на Мекку и Медину, то есть на юго-запад. (Бестужев, Мулла-Нур, 321)

Широкий, четвероугольный двор, помещенный плитою, осененный огромными чинарами, с водоемом посереди, расстилается будто ковер гостеприимства перед мечетью. (Бестужев, Мулла-Нур, 321)

Восточная сторона занята рядом келий, северная - высоким навесом айван, убежищем молельщиков от летнего зноя. На запад возвышается древняя, мхом прозеленевшая стена мечети, во всю длину двора; ее подпирают плечом дебелые устои. (Бестужев, Мулла-Нур, 321)

Замечательно, что шииты не украшают полумесяцем своих мечетей: на них или рука, или звезда, или просто яблоко. (Бестужев, Мулла-Нур, 321)

Так и во время бездождия двор главной дербентской мечети кипел народом. Вкруг иссохшего водоема под тенью чинаров, на галерее, еще блестящей зеркалами, парчами золотошвейными занавесками, знаменами с надписью из корана, толпы притекали и утекали. (Бестужев, Мулла-Нур, 322)

На Шах-даг! - повторило эхо мечети. (Бестужев, Мулла-Нур, 327)

Эле дюр, точно так, - прибавил другой, - как станет Фетхали уговаривать пожертвовать на мечеть либо на Кербелу [Кербела - место могилы Гусейна, в Ираке, близ Багдада. Мусульмане секты шии ежегодно отправляются туда караванами, точно так же, как в Мекку]. (Бестужев, Мулла-Нур, 331)

Достопочтенный Мир-Гаджи-Фетхали-Исмаил-оглы тихо ступал с камня на камень, подымаясь от мечети в гору по узкой и кривой улице. (Бестужев, Мулла-Нур, 331)

И вот, после моления в мечети, все муллы и почетные жители города, с знаменами, исписанными текстом корана, потянулись в голове бесчисленной толпы народа к морю. Искендер скромно нес кувшин; зато Гаджи-Юсуф, выбритый наново, в новой чухе, расправляя свои усы за ухо и закидывая за плеча рукава, к великому соблазну людей степенных, выступал преважно с ним рядом и хозяйничал, будто на своих похоронах. (Бестужев, Мулла-Нур, 403)

Жаркое утро золотило каменный помост большой дербентской мечети, но свежая тень келий с востока, зыбкий шатер огромных чинаров посреди и прохладная галерея, висящая на воздухе у северной стены, давали приют целому народу премиленьких татарчат, распевающих перед муллами свои уроки. (Бестужев, Мулла-Нур, 428)

У ворот мечети был привязан конь его; он сел на коня и тихо стал спускаться по искривленной улице к базару. (Бестужев, Мулла-Нур, 432)

За мечетью, вне двора, кладбище ханов и султанов владетельного дома Гиреев. (Пушкин, Выписка из путешествия по Тавриде И. М. Муравьева-Апостола, 421)

Мечети низки и темны. За городом находится кладбище. Памятники стоят обыкновенно в столбах, убранных каменною чалмою. Гробницы двух или трех пашей отличаются большей затейливостию, но в них нет ничего изящного: никакого вкусу, никакой мысли... (Пушкин, Путешествие в Арзрум, 480)

С мечети слез мулла; аул дремал...
Лишь в крайней сакле огонек блистал. (Лермонтов, Аул Бастунджи, 266)

С мечети божей лишь мулла седой
Ему смеясь кивает головой (Лермонтов, Аул Бастунджи, 282)

И в ту же ночь за час перед зарей
С мечети грянул вещий звук набата. (Лермонтов, Аул Бастунджи, 286)

Аул, где детство он провел,
Мечети, кровы мирных сел -
Всё уничтожил русский воин. (Лермонтов, Измаил-Бей, 176)

Дни мчатся. Начался байран.
Везде веселье, ликованья;

И не слыхать его призванья,
Мечеть кругом освещена... (Лермонтов, Измаил-Бей, 195)

Оттуда кровы земляные,
Мечеть, белеющий забор,
Аргуны воды голубые,
Как под ногами, встретит взор! (Лермонтов, Измаил-Бей, 236)

Жил он не в ауле, а приходил из-под горы. Видал его Жилин, только когда он в мечеть приходил богу молиться. Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано. (Толстой, Кавказский пленник, 218)

Тронулись, только отошли, слышат - запел мулла на крыше: «Алла, Бесмилла! Ильрахман!» Значит - пойдет народ в мечеть. (Толстой, Кавказский пленник, 222)

Принесли им бумаги, написали они письма. Набили на них колодки, отвели за мечеть. (Толстой, Кавказский пленник, 226)

А слышит Жилин - затопали лошади, проехали какие-то, и собрались татары у мечети, спорят, кричат и поминают про русских. И слышит голос старика. (Толстой, Кавказский пленник, 226)

Беги в мечеть, зови отца, - приказал ему старик и, опередив Хаджи-Мурата, отворил ему легкую скрипнувшую дверь в саклю. (Толстой, Хаджи-Мурат, 25)

Сейчас прибегала к жене соседка, сказывала, что старики собрались у мечети и хотят остановить тебя. (Толстой, Хаджи-Мурат, 39)

Элдар сделал то же. И оба молча вышли из сакли под навес. Черноглазый мальчик подвел лошадей. На стук копыт по убитой дороге улицы чья-то голова высунулась из двери соседней сакли, и, стуча деревянными башмаками, пробежал какой-то человек в гору к мечети. (Толстой, Хаджи- Мурат, 39)

Тогда мы решили не ждать, сделать дело в первый день праздника в мечети. Товарищи отказались, - остались мы с братом. Мы взяли по два пистолета, надели бурки и пошли в мечеть. (Толстой, Хаджи-Мурат, 75)

Сын же его, тот красивый, с блестящими глазами мальчик, который восторженно смотрел на Хаджи- Мурата, был привезен мертвым к мечети на покрытой буркой лошади. (Толстой, Хаджи-Мурат, 76)

Так же была загажена и мечеть, и мулла с муталимами очищал ее. (Толстой, Хаджи-Мурат, 76)

Черноглазый мальчик подвел лошадей. На стук копыт по убитой дороге улицы чья-то голова высунулась из двери соседней сакли, и, стуча деревянными башмаками, пробежал какой-то человек в гору к мечети. (Толстой, Хаджи-Мурат, 75)

Месяца не было, но звезды ярко светили в черном небе, и в темноте видны были очертания крыш саклей и больше других здание мечети с минаретом в верхней части аула. От мечети доносился гул голосов. (Толстой, Хаджи-Мурат, 39)

Жители кумыцкого аула Таш-Кичу, питавшие большое уважение к Хаджи-Мурату и много раз приезжавшие в укрепление, чтобы только взглянуть на знаменитого наиба, за три дня до отъезда Хаджи- Мурата послали к нему послов просить его в пятницу в их мечеть. (Толстой, Хаджи-Мурат, 112)

Русское начальство усмирило горцев и послало Хаджи-Мурату сказать, чтобы он не приезжал в мечеть. (Толстой, Хаджи-Мурат, 112)

В Нухе Хаджи-Мурату был отведен небольшой дом в пять комнат, недалеко от мечети и ханского дворца. (Толстой, Хаджи-Мурат, 119)

Лингвистические словари

МЕЧЁТЬ - ж., уже у Триф. Коробейникова (1584 г.) 106 и сл., укр. мечет, болг. мечет, сербохорв. мечет, польск. meczet. Из тур. -араб. masdzid - то же (см. Радлов 4, 2110), тат. macit (там же, 4, 2106). Отсюда же др. -русск. мезгить (XIV - XV вв.; см. Корт, AfslPh 9, 655 и сл.; Мунехин 216; Хож. Игн. Смольн., 1389 г., стр. 24). Ср. изменение звуков в русск. диал. дожгь, наряду с дождь; см. также Лит- тман 62; Бернекер 2, 29; Корш, там же; Mi. TEL. 2, 127; Доп. 1, 84; Локоч 114. [ФЭСРЯ]

МЕЧЁТЬ ж. арабск мусульманский молитвеный дом; стар. мизгить. Мечетный, к мечети от- носящ. [ТСЖВЯ]

МЕЧЁТЬ, и, ж. Молитвенный дом у мусульман. В темноте видны были очертания крыш саклей и больше других здание мечети с минаретом. Л. Толстой, Хаджи Мурат. По вечерам с высоких минаретов их [жителей Татарской слободы] зовут в мечети странные голоса муэдзинов. М. Горький, Мои университеты. [от араб. masjid] [МАС]

МЕЧЁТЬ, -и, ж. Мусульманский храм. [СРЯОШ]

МЕЖГЙТ am. МЕЧЁТЬ / Муслийманланы къуран окъуучу, намаз этиучю юйлери. Эшекге та- якъ тиерик болса, межгит аллына барыр. (Нарт сёз). Элни беш межгитини азанчылары кюнден беш, кере муслийманланы намаз этерге чакъыра эдиле. «Шуёхлукъ», № 61,16. [ТСКБЯ]

Энциклопедические словари

МЕЧЕТЬ (старинно-русское мизгит, от арабского mizdzid, «дом молитвы») - храм или молитвенный дом у мусульман. Так называются преимущественно небольшие храмы, сделанные главным образом из дерева, украшенные не более как одним минаретом и предназначенные для обычных молитв по будням. Большие храмы, где богослужения происходят по пятницам и вообще праздничным дням, а в Турции правоверные приносят свои общественные молитвы Аллаху за падишаха, называются джа- ми или куллийет. При каждой М. два или более минарета с балкончиком и с полулуниями на шпицах, с которых муэдзины пять раз на день призывают правоверных к молитве. По большим праздникам и в дни общественных торжеств минареты освещаются лампами, откуда и самое название (минарет - маяк или световая башня). М. строятся обыкновенно четырехугольником и имеют свинцовые крыши и купола. Снаружи они окружаются стенами, проходы через которые охраняются цепями и делаются такими низкими, что проходить можно только нагнувшись. Стены внутри М. окрашиваются в белый цвет; единственными их украшениями служат арабески и религиозно-нравственные изречения из Корана. Изображений нет никаких. Пол М. покрыт циновками и коврами; нет ни столов, ни скамей или какого-нибудь другого сиденья. В юго-восточной части М. устраивается кафедра для имама, а в том направлении, где лежит Мекка, находится богато украшенный шкаф (Кебла или Киблах), в котором хранится один или несколько Коранов. При больших М. почти всегда устраиваются общественные школы (медресе), больницы, столовые для бедных. Средства на все это доставляются пожертвованиями и доходами с земель. Первые мусульманские завоеватели - арабы и турки, лишь только захватывали в свою власть какой-нибудь город, непременно отводили место для постройки мечетей или же обращали в М. христианские храмы, выбирая из них выдающиеся величественной и красивой постройкой. В особенности много храмов обращено в М. в Константинополе, после взятия его Магометом II. См. Мусульманское искусство. [ЭСБЕ]

МЕЧЕТЬ (от араб, масджид - место поклонения), культовое мусульм. сооружение. В 7-8 вв. сложился тип прямоугольной в плане М. с окружённым галереями двором и многостолпным молитвенным залом, в обращённой к Мекке стене к-рого помещался один или неск. михрабов (мечеть Омейя- дов в Дамаске, 705-715; илл. см. т. 2, табл. XIV, стр. 128-129, т. 7, табл. XLVII, стр. 544-545). С 10 в. распространяется тип М. с айванами на осях двора. В различных странах под воздействием местных строит, традиций выработались самостоят, типы М. В Сев. Африке для М. характерен глубокий молитвенный зал с выходящими во двор многочисл. нефами, потолками-йртесонадо и сталактитовыми куполами (Кутубия в Марраке-ше, 1153), в Иране, странах Центр. и Ср. Азии - айваны по сторонам двора, выдвинутый монументальный портал-пештак на гл. фасаде (мечеть Калян в Бухаре, 12 в., перестроена в 15-16 вв.; Соборная М. в Исфахане, 9-20 вв., илл. см. т. 10, табл. XXV, стр. 352-353), в Турции - центрич. здание, покрытое большим куполом в окружении малых куполов или полукуполов (мечеть Селимие в Стамбуле, 1557). М. обычно украшались резьбой по стуку, камню или дереву, узорной кирпичной или кам. кладкой, поливной керамикой, инкрустацией, мозаикой, росписью. Совр. М. строятся из новейших строит, материалов, но б. ч. сохраняют традиц. планировку. Лит.: Бартольд В. В., Ориентировка первых мусульманских мечетей, Соч., т. 6, М., 1966, с. 537-42; Golvind L., La mosquee... Alger, 1960. [БСЭ]

МИНАРЕТ

Экзотическая лексика в произведениях русских писателей о Кавказе Буква М

Тадж-Махал – мавзолей султана Шах-Джахана и его жены Мумтаз-Махал (ок. 1630-52) на берегу р. Джамна, в Агре. Пятикупольное сооружение на платформе с четырьмя минаретами по углам

Авторские дефиниции, употребление

Ласточки опередили своим приветным щебетаньем клич муллы над мечетью; но и мулла не поздняя птичка; он уж поет, ходя вокруг купола [Заметьте, что мусульмане-шииты не строят минаретов у мечетей, тогда как у суннитов минарет есть необходимость], склонив голову на ладонь: «Проснитесь, правоверные! Встаньте! Потому что молитва лучше сна». (Бестужев, Мулла-Нур, 315)

С высоты горы в лощине открывался взору Арзрум со своею цитаделью, с минаретами, с зелеными кровлями, наклеенными одна на другую. (Пушкин, Путешествие в Арзрум, 483)

«Теперь открой»; - смотрит Ашик: перед ним белеют стены и блещут минареты Арзрума. (Лермонтов, Ашик-Кериб, 265)

Месяца не было, но звезды ярко светили в черном небе, и в темноте видны были очертания крыш саклей и больше других здание мечети с минаретом в верхней части аула. От мечети доносился гул голосов. (Толстой, Хаджи-Мурат, 39)

Вправо от дороги виднелись сакли и минарет аула Меларджика, налево были поля, и в конце их виднелась река. (Толстой, Хаджи-Мурат, 131)

Лингвистические словари

МИНАРЁТ - вероятно, через нем. Minarett или франц, minaret из тур. minara (Радлов 4, 2153) от араб. manara «маяк» из-за сходства последнего с минаретом; см. Литтман 62 и сл.; Корш, AfslPh 9, 656. Вряд ли непосредственно из тур. [ФЭСРЯ]

МИНАРЁТ, -а, м. Башня мечети, с которой муэдзины призывают мусульман на молитву. За мавзолеем высоко подымались минареты старинной мечети. Тихонов, Рассказы о Пакистане. [От араб. manara - место освещения] [МАС]

МИНАРЁТ, -а, м. Башня при мечети, с к-рой муэдзин призывает на молитву. прил. минаретный, -ая, -ое. [СРЯОШ]

Энциклопедические словари

МИНАРЕТ - см. Мусульманское искусство. [ЭСБЕ]

МУСУЛЬМАНСКОЕ ИСКУССТВО - <...> Для устройства мечети не требовалось очень сложных условий: было бы достаточно обширное пространство для толпы молящихся и в нем с одной стороны, той, которая обращена к Мекке, небольшая ниша или фальшивая дверь в стене (михраб, или кибла), род кафедры для чтения Корана, молитв и поучений (мимбер), просторный двор (гарем), окруженный крытыми галереями, в которых богомольцы могли бы отдыхать и укрываться от зноя, водоем или фонтан для омовений, предписанных пророком, и наконец, один, два или несколько (при особенно важных мечетях) минаретов - высоких башен с балконом, откуда муэдзин пять раз в день призывает правоверных к молитве. Особого типичного плана храмовых сооружений арабы не установили; куда бы ни проникало их владычество, везде они превращали в мечети готовые чужие церкви и вначале, заняв тот или другой христианский город, нередко отделяли для себя часть тамошнего храма, оставляя другую часть побежденным. Тем не менее, мечети могут быть разделены на две группы: 1) огромный, по большей части квадратный двор, обнесенный со всех сторон крытыми галереями, которые в одной стороне глубже, чем в остальных, и идут в несколько рядов (напр. мечеть Амру, в Каире), и 2) здание, подобное византийским центрально-купольным церквям, с примыкающим к нему двором (напр. мечеть Магомета II, в Константинополе). В зданиях того и другого рода не создано арабским искусством какой-либо новой конструктивной системы, но выказано много находчивости и оригинальности в разработке деталей. [ЭСБЕ]

МИНАРЕТ (от араб, манара, букв. - маяк), башня для призыва мусульман на молитву, ставится рядом или включается в здание мечети. Ранние М. часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи, поздние - внутри башни. Для Египта, Ирака, Ирана, стран Центр. и Ср. Азии характерны высокие, сужающиеся кверху, круглого или многогранного сечения М., украшенные узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазуров. керамикой, ярусами ажурных балконов. Квадратные в плане М. характерны для Сирии и стран Сев. Африки. Тур. М. отличаются тонким многогранным стволом с игловидным завершением. [БСЭ]

МИННЕТ ЭИЛЯРАМ...

Авторские дефиниции, употребление

Пожалуйста! Миннет эйлярам! тавакой эйлярам сана! У меня конь так и спотыкается. (Бестужев, Мулла-Нур, 367)

МИРЗА (МУРЗА)

Экзотическая лексика в произведениях русских писателей о Кавказе Буква М

Персидский принц Хозрев-Мирза

Авторские дефиниции, употребление

Случалось, что даже комендантский мирза, человек, который съел всех стихотворцев Фарси- стана, как примется переводить ага-мира - да и язык проглотит. (Бестужев, Мулла-Нур, 326)

А почему бы и не так, - возразил мирза, насмешливо посматривая на некоторых. (Бестужев, Мулла-Нур, 426)

Ну что, - сказал он, обрак мирзе, - увещевал ли мулла Искендера признаться, говорит он сам? Мирза отвечал, что Искендер стоит в своей невиновности по грабежу. Что ж касается до прочего, он при себя неправым, хотя без всяких преступных намерений. (Бестужев, Мулла-Нур, 427)

Лингвистические словари

МУРЗА - «тат. князь, наследный старейшина, по русским законам не имеющий особых привилегий», также бранное «татарин, басурманин», др. -русск. мурза (Афан. Никит. 26). Через тюрк. (ср. казах. шика «господин», «гостеприимный», тел. шшгеа «сановник», тат. myrza (Радлов 4, 2143, 2196)) заимств. из араб. -перс. emirzada «княжеский сын» (Литтман 105; Мi. EW 205; Мi. ТЕІ., Доп. 1, 35; Локоч 6 и сл.). [ФЭСРЯ]

МУРЗА об. моск. яросл. замарашка, чумичка, произносится и мурза, твер. мурзайка. Мурза, твер. кто мурзится, говорится о ребенке, упрямится, дурит. МУРЗА м. татарский князек, наследственный старшина; нашими законами не предоставлено им особых прав, а местами слово это обратилось в бранное: татарин, бусурман. Мурзинша, жена мурзы. Мурзинский, к нему относящ. Мурзиться тамб. гневаться, злиться. Копьё мурзамецкое стар. мурзинское, татарское, восточное. [ТСЖВЯ]

МИРЗА, -ы, м. 1. Титул членов царствующего дома у некоторых народов Востока, а также лицо, носящее этот титул. 2. Почетное наименование высшего чиновника или ученого у некоторых народов Востока. 3. Секретарь, писец у некоторых народов Востока. [Перс. mirza] [МАС]

Энциклопедические словари

именем, поставленным позади него, - принц, князь, из царской фамилии, например Аббас-М. В последнем значении мирзами называли потомков Тамерлана. [ЭСБЕ]

МИРЗА, мурза (перс, мирза, сокр. от мирзаде - сын эмира, принц), 1) в Иране: а) титул членов царствующего дома, ставится после имени, напр. Аббас-мирза; б) писец, чиновник, секретарь, ставится перед именем, напр. Мирза Мухаммед. 2) У тюркских кочевых народов России (татар, ногайцев и др.) с 13 в. до Окт. революции 1917 М. наз. крупные феодалы, главы отд. родов и орд. [БСЭ]

МУЛЛА

Экзотическая лексика в произведениях русских писателей о Кавказе Буква М

В. В. Верещагин. Мулла Керим и мулла Рахим по дороге на базар ссорятся. 1873

Авторские дефиниции, употребление

Вешний полдень сиял над высью Кавказа, и громкие клики мулл звали жителей Чечни к молитве. (Бестужев, Аммалат-бек, 436)

Он был еще недавно принят муллою в чеченском селении Игали, и потому погруженный в глубокомысленное созерцание своей седой бороды и кружков дыма, летящих с его трубки,- порою он поглядывал с любопытным удовольствием и на горы, и на ущелие, лежащие к северу - прямо под его глазами. (Бестужев, Аммалат-бек, 436)

Нефтали! - закричал наш мулла, обратившись к ближней сакле, у дверей которой стоял оседланный конь. (Бестужев, Аммалат-бек, 437)

Я вижу двух вершников, - продолжал мулла, - они объезжают селение! (Бестужев, Аммалат- бек, 437)

Между тем Нефтали стоял уже подле муллы и орлиным взором своим следил проезжих. (Бестужев, Аммалат-бек, 438)

Товарищи после присяги обнялись... мулла надел на них оружие - и они отправились в путь при громких кликах всей толпы. (Бестужев, Аммалат-бек, 452)

Сердце наших русским мета...
На колени пал мулла (Бестужев, Аммалат-бек, 463)

Едва городские муллы прокричали молитву - полковник с несколькими из своих офицеров, с городскими беками, Аммалатом, ехал или, лучше сказать, плыл верхом по грязи. (Бестужев, Аммалат- бек, 484)

Хан! перестанем играть костями Магомета и грозить тем другому, чему сами не верим. Ты не мулла, а я не факир: я имею свои понятия о долге честного человека. (Бестужев, Аммалат-бек, 510)

Если у тебя сердце не так черно, как глаза Селтанеты, ты неотменно выпьешь за Верховского, хоть бы это было при краснобородых яхунтах [Тарковцы секты сунни. Яхунт - старший мулла] дербентских шагидов, хотя бы все имамы и шихи [Имам - святой; ших - пророк] не только облизывались, но огрызались на тебя за такое святотатство. (Бестужев, Аммалат-бек, 512)

[Мулла не только священник, но всякий грамотный, ученый; нередко имя собственное. Hyp значит свет и встречается очень часто в сложности мусульманских имен, например Дарья-Hyp. Море света - прозвище лучшего алмаза персидского шаха, Нур-джан - Свет души, Нур-эддин - Свет веры, Нур-магаль - Свет области, а не Свет гарема, как назвал ошибочно Томас Мур героиню прелестной поэмы своей» «Liqht ofthe Haram» [«Светоч гарема» (англ.)].(Бестужев, Мулла-Нур, 314)

Ласточки опередили своим приветным щебетаньем клич муллы над мечетью; но и мулла не поздняя птичка; он уж поет, ходя вокруг купола [Заметьте, что мусульмане-шииты не строят минаретов у мечетей, тогда как у суннитов минарет есть необходимость], склонив голову на ладонь: «Проснитесь, правоверные! Встаньте! Потому что молитва лучше сна». (Бестужев, Мулла-Нур, 315)

Мулла прочел молитву над условием брака: остальное в воле Аллаха и мужа. (Бестужев, Мулла- Нур, 349)

Полно, полно, Юсуф, не корми чертей этими пряниками! Слышишь, что поет мулла в Зеафурах? (Бестужев, Мулла-Нур, 370)

Ощиплю я бороду этому Али, ему, да и двенадцати халифам, которых муллы наши зовут имамами (угодниками Аллаха). [Борода Фетх-Али-шаха, недавно умершего, славилась по всей Персии: она доставала у него до пояса] (Бестужев, Мулла-Нур, 396)

И вот, после моления в мечети, все муллы и почетные жители города, с знаменами, исписанными текстом корана, потянулись в голове бесчисленной толпы народа к морю. Искендер скромно нес кувшин; зато Гаджи-Юсуф, выбритый наново, в новой чухе, расправляя свои усы за ухо и закидывая за плеча рукава, к великому соблазну людей степенных, выступал преважно с ним рядом и хозяйничал, будто на своих похоронах. (Бестужев, Мулла-Нур, 403)

Мулла Садек был человек лет сорока пяти, но глядел степенно и ходил с расстановкою, будто семидесятилетний старик; его разговор и молчание равно вышиты были именами Аллаха и Алия, вели-Аллах (святого божия); четки перебирал он даже во сне, и вообще от него сияло святостью и пахло розовым маслом на двадцать шагов в окружности. (Бестужев, Мулла- Нур, 407)

Драма еще не начиналась; на возвышении, приготовленном для Езида, говорил пролог мулла Садек, а два других стояли на ступенях, крытых ковром, махальными чувствительности, и при каждом трогательном описании громко кричали народу: «Что ж вы не плачете? Плачьте!» (Бестужев, Мулла-Нур, 417)

Ну что, - сказал он, обращаясь к мирзе, - увещевал ли мулла Искендера признаться, говорит он сам? (Бестужев, Мулла-Нур, 427)

Жаркое утро золотило каменный помост большой дербентской мечети, но свежая тень келий с востока, зыбкий шатер огромных чинаров посреди и прохладная галерея, висящая на воздухе у северной стены, давали приют целому народу премиленьких татарчат, распевающих перед муллами свои уроки. (Бестужев, Мулла-Нур, 428)

Путник, безмолвно до сих пор лежавший в углу, приподнялся на руку, разгладил свое угрюмое лицо и учтиво спросил раздраженного рассказом муллу. (Бестужев, Мулла-Нур, 430)

О, ради самого аллаха, ради святых Алия и Гусейна, ради молитвы моей (я ведь мулла), проведи меня без замедления, теперь же, сейчас, в этот же миг! (Бестужев, Мулла-Нур, 440)

Будь ты Муллой хоть над всеми собаками, Моим муллой не будешь! Аллах утопит меня середи реки, если я проведу этот конный грех к людям. (Бестужев, Мулла-Нур, 440)

Вручив проводнику повод коня, мулла совершенно предался его воле, его опытности, и недаром. Проводник беспрестанно переезжал от одной стены к другой, избегая глубины или водопадов; то направлялся в самый бой быстрины, то, обогнув камень, возвращался почти на прежний след. (Бестужев, Мулла-Нур, 442)

Между тем как избавленные от осады дербентцы топили печки штурмовыми лестницами и фашинами, готовленными Кази-муллою для приступа, беглец Кази-мулла отправился, словно победитель, праздновать свою свадьбу с Кюрек, дочерью своего наставника, муллы Мухаммеда. Не слишком, видно, надеясь на гурий зеленого цвета в раю правоверных, он взял в задаток будущего блаженства краснощекую горянку, - но ни жирный плов пиршества, ни свежие ласки молодой супруги не утомили деятельности изувера. (Бестужев, Письма из Дагестана,22)

Сардарь наш ведал, что присутствие Абдурзах-кадия и других беков, ревностнейших поборников Кази-муллы, было закваскою мятежей в среде буйных табасаранцев, и для того послал к изменникам доверенных людей от имени почетных дербентских жителей, уговорить их предаться великодушию русских, прося пощады. (Бестужев, Письма из Дагестана,45)

Звучит уныло песнь муллы.
В арбу впряженные волы
Стоят пред саклею печальной. (Пушкин, Тазит, 73)

Под деревом лежал один из наших татарских беков, раненный смертельно. Подле него рыдал его любимец. Мулла, стоя на коленях читал молитвы. Умирающий бек был чрезвычайно спокоен и неподвижно глядел на молодого своего друга. (Пушкин, Путешествие в Арзрум, 471)

С мечети слез мулла; аул дремал...
Лишь в крайней сакле огонек блистал. (Лермонтов, Аул Бастунджи, 282)

С мечети божей лишь мулла седой
Ему смеясь кивает головой (Лермонтов, Аул Бастунджи, 282)

Молись себе пророку, злой мулла,
И не мешайся так в дела чужие. (Лермонтов, Аул Бастунджи, 282)

Сказал мулла таинственно - и вот

Запел он громко. (Лермонтов, Аул Бастунджи, 286)

Дни мчатся. Начался байран.
Везде веселье, ликованья;
Мулла оставил Алкоран,
И не слыхать его призванья,
Мечеть кругом освещена... (Лермонтов, Измаил-Бей, 195)

Так говорил мулла жестокий,
И кабардинец черноокий
Безмолвно, чистя свой кинжал,
Уроку мщения внимал. (Лермонтов, Каллы, 119)

Сидит мулла среди ковров,
Добытых в Персии счастливой;
В дыму табачных облаков
Кальян свой курит он лениво... (Лермонтов, Каллы, 122)

Зачем он с женскими власами
Пришел? и что тебе, мулла,
Подарок с женского чела? (Лермонтов, Каллы, 122)

Сначала мулла прочитает им что-то из Корана, потом дарят молодых и всех их родственников, едят, пьют бузу, потом начинается джигитовка, и всегда один какой-нибудь оборвыш, засаленный, на скверной, хромой лошаденке, ломается, паясничает, смешит честную компанию; потом, когда смеркнется, в кунацкой начинается, по-нашему сказать, бал. (Лермонтов, Герой нашего времени, Бэла, 286)

Уж поздно стало. Слышно - мулла прокричал [Мулла прокричал. - Утром, в полдень и вечером мулла - мусульманский священник - громкими возгласами призывает к молитве всех мусульман]. Стадо гонят - коровы ревут. (Толстой, Кавказский пленник, 220)

Пришел мулла, собрались старики, полотенцами повязали шапки, разулись, сели рядком на пятки перед мертвым. (Толстой, Кавказский пленник, 221)

потупились и долго молчали; сидят, не шевелятся. (Толстой, Кавказский пленник, 221)

Опять поднял голову мулла: Алла! - и все проговорили: «Алла» - и опять замолчали. (Толстой, Кавказский пленник, 221)

Мулла прокричал, затихло все. Стал уже Жилин дремать, думает: «Побоится девка». (Толстой, Кавказский пленник, 227)

А муллу или кадия татарского послушай. Он говорит: «Вы неверные, гяуры, зачем свинью едите!» Значит, всякий свой закон держит. (Толстой, Казаки, 206)

И случилось раз, приехали к Мухамедшаху сваты, далекие гости; пришел и мулла. Велел Муха- медшах поймать барана и убить. (Толстой, Ильяс, 257)

И мулла сказал: «Это умная речь, и все точную правду сказал Ильяс, это и в Писании написано». (Толстой, Ильяс, 258)

Так же была загажена и мечеть, и мулла с муталимами очищал ее. (Толстой, Хаджи-Мурат, 99)

Я готовился быть муллой. (Толстой, Хаджи-Мурат, 108)

Лингвистические словари

МУЛЛА - м., др. -русск. молла (Никон. летоп. под 1557 г.; см. Срезн. II, 168) наряду с молна (там же, под 1519 г., а также у Ив. Пересветова). Из тур., тат., крым. -тат. mulla (Радлов 4, 2126, 2197); см. Mi. TEl. 2, 127; Литтман 64. [ФЭСРЯ]

МУЛЛА, -ы, м. Служитель религиозного культа у мусульман. В родимой сакле он лежит. Обряд твориться погребальный. Звучит уныло песнь муллы. Пушкин, Тазит. - Умеешь писать? - Я готовился быть муллой. Л. Толстой, Хаджи-Мурат. [от араб. maula- господин, владыка]. [МАС]

МУЛЛА, -ы, м. У мусульман: служитель культа. [СРЯОШ]

МОЛЛА (МУЛЛА) am къ. эфенди. Лт азгъын болса, жоргъа болур, эр азгъын болса, молла бо- лур. (Нарт сёз) Бир кере у а лекция окъуп бошагъанлай, молла Аланны къоркъутургъа мурат этгенди. Хубииланы М., Алан, 12. Айдан, кюнден хапар сорсанг моллагъа, «Бой сал, - дей эди, - дин буюргъан жоллагъа». Отарланы С., Назмула бла поэмала, 35. [ТСКБЯ]

Энциклопедические словари

МУЛЛА - перс. -тур. переделка арабск. слова «мевла» (господин). Титул этот приложим ко всякому духовному главе (между прочим, так называются начальники монашеских орденов и почетные законоведы), но обыкновенно «М.» значит то же, что арабск. «имам» (см.). т. е. священнослужитель низшей степени. В светском управлении такой М. не имеет права участия; знания его - грамотность в уменье толковать Коран. У нас на Кавказе народ М. называет муэззинов, «буднишних» имамов и другие низшие степени духовенства, тогда как имам «пятничный», кадый и шейх-уль- ислам - это уже М. -ахунд (у шиитов) или М. -эффенди (у суннитов): для них требуется известное образование, они - «улемы» (см.). Несколько ахундов или эффендиев могут избрать из своей среды М. -вайза (проповедника); впрочем, вайзом может быть и не духовный. Буднишний имам избирается общиной верных. [ЭСБЕ]

МУЛЛА (от араб, маула - господин, владыка), служитель религ. культа у мусульман; обычно избирается верующими из своей среды. [БСЭ]

МУТАЛИМ

Авторские дефиниции, употребление

Так же была загажена и мечеть, и мулла с муталимами очищал ее. (Толстой, Хаджи-Мурат, 99)

Муталим - ученик мусульманской религиозной школы. Муталимов обычно учили арабской письменности и чтению Корана (прим. составителя).

МУФТИ (МУФТИИ)

Экзотическая лексика в произведениях русских писателей о Кавказе Буква М

Авторские дефиниции, употребление

Я сам мулла, - возразил разбойник, - более чем мулла, хотя не муфти, не муштаид: я - Мулла- Hyp. [Муфти - духовный глава суннитских мулл, муштаид, правильнее муджтегид, - то же самое для духовных Алиева исповедания] (Бестужев, Мулла-Нур, 443)

Лингвистические словари

МУФТИ ьманской церкви». Возм., через нем. Mufti из араб. mufti «толкователь мусульманского закона» (Литтман 71; Локоч 120). [ФЭСРЯ]

МУФТИ, <муфтий> м. местный глава мусульманской церкви; у нас их два: таврический и оренбургский. [ТСЖВЯ]

МУФТИЙ, -я, м. Мусульманский юрист-богослов, высшее духовное лицо, облеченное правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам. [МАС]

МУФТИЙ, -я, м. У мусульман: высшее духовное лицо, учёный-богослов, толкователь Корана. [СРЯОШ]

Энциклопедические словари

МУФТИЙ - третья степень мусульманских улемов. По своему образованию он нечто вроде нашего магистра прав и богословия. Функции его - постановлять решения по всем духовным и юридическим вопросам: он произносит так назыв. «фетву». М. состоит при каждом мусульманском суде («мехкеме»). По степени своей М. ниже кадыя, но из среды М. избирается глава целого сословия улемов - «великий М.», называемый у турок «шейх-уль-ислам». Его обязанность - придавать законную силу государственным мерам и наблюдать, чтобы они согласовались с предписаниями ислама. Хотя великий М. константинопольский назначается султаном, но, благодаря влиянию на народ, пользуется почти неограниченной властью в государстве. На его фетвы нет апелляции. В Каире каждая школа законников избирает своего шейха, который также является М.; верховным М. считается ханифитский, так как толк Абу-Ханифы - официальное исповедание Турецкой империи. [ЭСБЕ]

МУФТИЙ (араб, муфти, от афта - высказывать мнение), у мусульман высшее духовное лицо, облечённое правом выносить решения по религ. -юридич. вопросам, давать разъяснения по применению шариата. Решение M. (фетва) основывается на религ. -юридич. канонах распространённого в данной стране направления ислама (суннизма или шиизма), а также толка (мазхаба). [БСЭ]

МУШТУЛЛУХ

Авторские дефиниции, употребление

Если меня оценили не дороже, значит, что тебя ценили они в настоящую цену - ни во что. И ты получил уже плату и подарочки, бир доннух, бир муштуллух, за свой прекрасный поступок? Нет; мне обещано все, только в таком случае, когда я приведу тебя в Кубу.(Доннух - жалованье, чем бы оно ни выдавалось. Муштуллух - отдарок за приятную весть, сукном, конем, оружием) (Бестужев, Путь до города Кубы, 199)

МУЭДЗИН (МУЭЗЗИН)

Экзотическая лексика в произведениях русских писателей о Кавказе Буква М

Муэдзин у расписания молитв

(В текстах М. Ю. Лермонтова - муэцин, Л. Н. Толстого - муэдзин)

Авторские дефиниции, употребление

При блеске утренней Авроры,
Когда синеющий дымок
Курится в глубине долины,

Зовут к молитве муэцины,
И звучный колокола глас
Дрожит, обитель пробуждая... (Лермонтов, Демон, 519)

Только что затихло напряженное пение муэдзина, и в чистом горном воздухе, пропитанном запахом кизячного дыма, отчетливо слышны были из-за мычания коров и блеяния овец, разбиравшихся по тесно, как соты, слепленным друг с другом саклям аула, гортанные звуки спорящих мужских голосов и женские и детские голоса снизу от фонтана. (Толстой, Хаджи-Мурат, 24)

Лингвистические словари

МУЭДЗЙН - из араб. -тур. muazzin «муэдзин, сзывающий на молитву» (Радлов 4, 2170); см. Mi. TEl. 2, 129; Литтман 62. [ФЭСРЯ]

МУЭДЗЙН м. мусульманский дьячок, призывающий с минарета на молитву, обычно слепой. [ТСЖВЯ]

МУЭДЗЙН, -а м. Служитель при мечети, возглашающий с минарета часы молитвы. На минарете — появился муэдзин, долго выкрикивал нараспев свои призывы к молитве. Вересаев, За гранью. [Араб. muadidin] [МАС]

МУЭДЗЙН, -а, м. Служитель мечети, возглашающий с минарета призыв к молитве. [СРЯОШ]

Энциклопедические словари

МУЭЗЗЙН - см. Моэззин. [ЭСБЕ]

МОЭЗЗЙН - у мусульман служитель при мечети, вроде пономаря; его обязанность - возглашать с минарета (см.) молитвенные часы мусульманам. Право выбирать М. принадлежит имаму (мулле). По толкованию мусульманских юристов, М. (как и имам) может получать жалованье из казны; только Абу-Ханифа отрицает это право. Первый М. (абиссинец Биляль) был назначен самим пророком. А. Е. К [ЭСБЕ]

МУЭЗЗЙН, муэдзин (араб, муаззин, муаддин, букв. - объявляющий, приглашающий), служитель мечети, провозглашающий призыв мусульман к молитве (азан, эзан). [БСЭ]

МЦЫРИ

Экзотическая лексика в произведениях русских писателей о Кавказе Буква М

Мцыри. Иллюстрация к одноименной поэме М. Ю. Лермонтова

Авторские дефиниции, употребление

Мцыри на грузинском языке значит «неслужащий монах», нечто вроде «послушника». (Лермонтов, Мцыри, 467)

МЮРИД

Экзотическая лексика в произведениях русских писателей о Кавказе Буква М

Мюрид со знаменем. Гравюра по рисунку Т. Горшельта

Авторские дефиниции, употребление

А вот в чалме один мюрид
В черкеске красной ездит важно... (Лермонтов, Валерик, 500)

(Толстой, Набег, 23)

Уж я тебя не выдам, твой мюрид буду. (Толстой, Хаджи-Мурат этот был знаменитый своими подвигами наиб Шамиля, не выезжавший иначе, как с своим значком в сопровождении десятков мюридов, джигитовавших вокруг него. Теперь, закутанный в башлык и бурку, из-под которой торчала винтовка, он ехал с одним мюридом, стараясь быть как можно меньше замеченным, осторожно вглядываясь своими ыми черными глазами в лица попадавшихся ему по дороге жителей. (Толстой, Хаджи-Мурат, 24)

Сойдя на землю, он гостеприимно взялся за повод лошади Хаджи-Мурата и правое стремя. Но быстро слезший с своей лошади ловкий, сильный мюрид Хаджи-Мурата, отстранив старика, заменил его. (Толстой, Хаджи-Мурат, 25)

Вошел мюрид Хаджи-Мурата и, мягко ступая большими шагами своих сильных ног по земляному полу, так же как Хаджи-Мурат, снял бурку, винтовку и шашку и, оставив на себе только кинжал и пистолет, сам повесил их на те же гвозди, на которых висело оружие Хаджи-Мурата. (Толстой, Хаджи-Мурат, 26)

Мюрид мой. Элдар имя ему, - сказал Хаджи-Мурат. (Толстой, Хаджи-Мурат, 26)

Хорошо. Теперь надо послать к русским человека с письмом. Мой мюрид пойдет, только проводника надо. (Толстой, Хаджи-Мурат, 27)

Хаджи-Мурат поздоровался с вновь пришедшим и тотчас же, также не теряя лишних слов, коротко сказал: - Можешь свести моего мюрида к русским? (Толстой, Хаджи-Мурат, 27)

После тех трех бессонных ночей, которые он провел, убегая от высланных против него мюридов Шамиля, Хаджи-Мурат заснул тотчас же, как только Садо вышел из сакли, пожелав ему спокойной ночи. (Толстой, Хаджи-Мурат, 38)

Это был тот самый лес, в котором дожидались его мюриды. Подъехав к лесу, Хаджи-Мурат остановился и, забрав много воздуху в легкие, засвистал и потом затих, прислушиваясь. (Толстой, Хаджи- Мурат, 40)

Хаджи-Мурат поднял голову, взглянул на светлевшееся уже сквозь стволы дерев небо на востоке и спросил у сидевшего поодаль от него мюрида о Хан-Магоме. (Толстой, Хаджи-Мурат, 38)

Хаджи-Мурат достал деньги и отдал Бате обещанные три рубля; своим же велел достать из переметных сум свое с золотой насечкой оружие и папаху с чалмою, самим же мюридам почиститься, чтобы приехать к русским в хорошем виде. (Толстой, Хаджи-Мурат, 47)

Он говорит, что люди эти, его мюриды, будут так же, как и он, служить русским. (Толстой, Хаджи- Мурат, 47)

Подъехав к своему дому, Воронцов поручил полковому адъютанту мюридов Хаджи-Мурата, а сам ввел его к себе в дом. (Толстой, Хаджи-Мурат, 48)

Да это после. Мне было лет пятнадцать, когда по аулам стали ходить мюриды. Они били по камням деревянными шашками и кричали: «Мусульмане, хазават!» Чеченцы все перешли к мюридам, и аварцы стали переходить к ним. (Толстой, Хаджи-Мурат, 68)

А под Цельмесом мы с ханом столкнулись с тремя мюридами: два ушли, а третьего я убил из пистолета. (Толстой, Хаджи-Мурат, 69)

Я поехал с ним. Нас за версту встретили мюриды и пели, и стреляли, и джигитовали вокруг нас. (Толстой, Хаджи-Мурат, 70)

Умма-Хан лежал ничком в луже крови, а Абунунцал бился с мюридами. (Толстой, Хаджи-Мурат, 70)

При мне он срубил брата Гамзата и намернулся уже на другого, но тут мюриды стали стрелять в него, и он упал. (Толстой, Хаджи-Мурат, 70)

Пока Лорис-Меликов был в комнате нукеров, вошел и четвертый мюрид Хаджи-Мурата, аварец Ханефи, с волосатым лицом и шеей и мохнатой, точно мехом обросшей, выпуклой грудью. (Толстой, Хаджи-Мурат, 73)

Оставалась мать-ханша. Гамзат призвал ее к себе. Она стала выговаривать ему. Он мигнул своему мюриду Асельдеру, и тот сзади ударил, убил ее. (Толстой, Хаджи-Мурат, 74)

Мюридов было тридцать человек, нас - двое. Они убили брата Османа, а я отбился, выскочил в окно и ушел. Когда узнали, что Гамзат убит, весь народ поднялся, и мюриды бежали, а тех, какие не бежали, всех перебили. (Толстой, Хаджи-Мурат, 75)

6 января 1852 года Шамиль возвращался домой в Ведено после сражения с русскими, в котором, по мнению русских, был разбит и бежал в Ведено; по его же мнению и мнению всех мюридов, одержал победу и прогнал русских. В сражении этом, что бывало очень редко, он сам выстрелил из винтовки и, выхватя шашку, пустил было свою лошадь прямо на русских, но сопутствующие ему мюриды удержали его. (Толстой, Хаджи-Мурат, 103)

Был полдень, когда Шамиль, окруженный партией мюридов, джигитовавших вокруг него, стрелявших из винтовок и пистолетов и не переставая поющих «Ля илляха иль алла», подъехал к своему месту пребывания. (Толстой, Хаджи-Мурат, 103)

Поэзия особенной, энергической горской жизни, с приездом Хаджи-Мурата и сближением с ним и его мюридами еще более охватила Бутлера. (Толстой, Хаджи-Мурат, 110)

Хаджи-Мурат зачерпнул воды из кадки и подошел уже к своей двери, когда услыхал в комнате мюридов, кроме звука точения, еще и тонкий голос Ханефи, певшего знакомую Хаджи-Мурату песню. (Толстой, Хаджи-Мурат, 122)

Хаджи-Мурат, 131)

Лингвистические словари

МЮРЙДЫ, кавк. последователи мюридства, мюрадизма, мусульманского толка, коего цель уничтоженье христиан. [ТСЖВЯ]

МЮРЙД, -а, м. Послушник у мусульман, последователь мистического направления в исламе, воспитывающий себя в духе беспрекословного подчинения своему духовному наставнику. [Араб. murid] [МАС]

МЮРЮД am. МЮРЙД / Мюрюдлюкню жолу бла баргъан адам; шыйыхны, иймамны д. а. к. та- мата дин ахлусуну айтханына жууап къайтармай этерге борчлу жумушчу муслийман. Мюрюдлени жый- ылыуу. Мюрюдню сёлешиую. [ТСКБЯ]

МЮРИДИЗМ ( «послушничество») - у нас дают это название только тому суфийскому движению, которое в 20-50-х годах нынешнего века охватило значительную часть Кавказа и обострило войну против русских. На самом деле М. есть не что иное, как обыкновенный суфийский тарикат. Для человека, по учению суфиев, возможно достигнуть нескольких степеней, или стадий, совершенства. Первая - «шериат» («закон»), т. е. благочестивая жизнь, неукоснительно строгое соблюдение всех заповедей и предписаний мусульманского закона (Корана). Это, так сказать, мирское совершенство; но выше мусульм. благочестия стоит мистицизм, позволяющий нам познать истину, приближающий нас к Богу и всемирной душе и в конце концов позволяющий слиться с Богом воедино. О человеке, который решил непременно стремиться к единению с Божеством, суфии говорят, что он избрал себе «тарикат» (буквально «путь», т. е. путь мистицизма, путь истины) - и это вторая степень человеческого совершенства. Последователь тариката должен отрешиться от стяжания (т. е. стать дервишем, факиром), должен подвергать свою плоть изнурению, должен избавляться от страстей, от воли, от своего «я», вообще от своей личности. Для этого он поступает в послушники («мориды», или «мюриды») к какому-нибудь святому суфийскому «старцу» (шейху, пиру, имаму), избирая его своим «руководителем» («му(ю)ршидом»), подчиняется слепо и беспрекословно всем его повелениям, не смея даже рассуждать, добро или зло мюршид приказывает совершить; при этом мелочи коранских предписаний постепенно отходят на второй план. Если строгие аскетические подвиги, отрешение от индивидуальности, углубление в себя и напряженное размышление доведут М. когда-либо до мистического экстаза («халь»), то это значит, что он достиг уже третьей степени совершенства: «знания» («ме'рифет»).

Но это не предел совершенства: человек может все больше и больше отделяться от земного, может все больше и больше входить в единение с Богом, и тогда он достигает, наконец, «истины» («хакыкет»), в этой стадии он находится в непосредственном общении с Богом и пребывает собственно уже не на земле, а посередине между бытием и небытием. До такого высокого совершенства достигают лишь очень немногие, и они могут быть муршидами, имамами; мало кто достигает даже ме'рифета (такие бывают у муршида его «наибами», наместниками); простые мюриды идут тарикатом, а народные массы не восходят далее шариата. Пользуясь беспрекословным повиновением своих М., суфийские шейхи часто являлись в истории мусульманских народов очень могущественной силой и даже основывали царства (см. А. Крымский, «Очерк развития суфизма», гл. I, М., 1896; отт. из «Вост. Древностей»).

В 1823 г. бухарец Хасс-Мохаммед принес персидское суфийское учение на Кавказ, в дер. Яра- глар, кюринского ханства (в прибрежном Дагестане) и обратил в суфизм Муллу-Мохаммеда. Тот, по совещании с другими духовными, пришел к заключению, что только в суфийском тарикате лежит залог возрождения и оживления падающего ислама: благодаря тарикату, ислам возродится и нравственно, и политически, а тогда кавказцы свергнут с себя иноверное, русское иго. Воодушевляемые последней идеей (которая на первых порах скрывалась от русских властей), горцы массами стали усваивать новое учение; Мулла-Мохаммед был признан за мюршида. Между прочими пришел в Яраглар и последовал тарикату талантливый Газы (или Кази; см. соотв. статью). Мулла, мусульманский ученый богослов (он же - Газы-Мухаммед; род. в 1795 г. в Гимрах, во внутреннем Дагестане, и был там муллой). Он стал ходить по горным аулам Дагестана с проповедью тариката и за свою святую жизнь, доведшую его до «ме'рифета», приобрел много мюридов. К концу 1829 г. он распространил новое учение в значительной части Чечни и Дагестана, и мюридов в полном его распоряжении было до 15000. Мечтая об основании всемусульм. халифата, он провозгласил себя имамом, т. е., так сказать, «папой-императором», и (1829) объявил против русских и их союзников священную войну, «газават». В 1830 г. дела Газы- Муллы стояли посредственно, но в 1831 г. он имел несомненный успех над русскими войсками, и это обстоятельство сильно подняло дух горцев. В 1832 г. (17 октября) бар. Розен, после упорного штурма, взял Гимры; Газы-Мулла, с 15 избранными (в числе которых был Шамиль), заперся в башне, потом попытался прорваться и в схватке был убит (см. Кавказские войны). Новый имам Гамзат-бек (1832-34) был человек неэнергичный и неспособный; его имамство ознаменовалось только истреблением тех влиятельных горцев, которые не сочувствовали М., и в том числе - истреблением древнего владетельного дома ханов аварских (см. соотв. статью). Когда аварцы составили заговор против Гамзата и убили его (1834), имамство захватил Шамиль, поднявший Кавказ, мюридство на неслыханную до тех пор на Кавказе степень могущества; дальнейшая история движения вся связана с его именем. [ЭСБЕ]

МЮРИД, мурид (араб. - стремящийся, желающий; переносное значение - ученик), в мусульманских странах человек, желающий посвятить себя исламу, овладеть основами мистич. учения - суфизма. M. избирает себе учителя - мюршида (шейха), к-рому обязан повиноваться. [БСЭ]

Характерным признаком M., являвшегося одним из ответвлений дервишского ордена накшбандийя, было сочетание в нём религ. учения суфизма с политич. действиями, выражавшимися в активном участии в «священной войне» - газавате против «неверных» (т. е. немусульман) за торжества веры - ислама. M. возглавляли имамы (Гази-Магомед, Гамзат-бек и Шамиль, при к-ром M. получил наиболее широкое распространение) и их наибы. Идеологами M. были шейх Хаджи-Измаил (из сел. Кюрдамир, Ширванская пров.), мулла Мухаммед (из сел. Яраг) и Джемал-эддин (из сел. Кумух, Центр. Дагестан),, тесть Шамиля. Идеология M. придавала религ. окраску и определенную органи зованность борьбе раздробленных и разноязычных горцев Кавказа, но вместе с тем она изолировала горцев от др. народов, разжигая фанатическую ненависть к немусульманам, и отвлекала их от решения социальных проблем. M. исчерпал себя с окончательным присоединением Кавказа к России (1864). Идеи M. пытались использовать на Кавказе в 1918-1921 буржуазные националисты и помещичье- клерикальная реакция. Лит.: Потто В. А., Кавказская война..., т. 5, в. 1, Тифлис, 1889, с. 15-60; Бушуев С. К., О Кавказском мюридизме, «Вопросы истории», 1956, № 12; Фадеев А. В., Возникновение мюридистского движения на Кавказе и его социальные корни, «История СССР», 1960, № 5; Хашаев X. M., Обществ, строй Дагестана в XIX в, M, 1961; Смирнов H. А, Мюридизм на Кавказе, M., 1963; История Дагестана, т. 2, M., 1967. H. А. Смирнов. [БСЭ]

МЮРШИД

Авторские дефиниции, употребление

Элдару хотелось еще есть, но он так же, как его мюршид, отодвинулся от стола и подал Хаджи- Мурату таз и кумган. (Толстой, Хаджи-Мурат, 29)

Ханефи и Элдар также сели на лошадей и, дружелюбно простившись с хозяевами и офицерами, поехали рысью за своим мюршидом. (Толстой, Хаджи-Мурат, 113)

Мюршид - духовный наставник мюрида (прим. составителя)

Раздел сайта: