Экзотическая лексика в произведениях русских писателей о Кавказе
Буква Ш

ШАГИД

Авторские дефиниции, употребление

Пускай я рассыплюсь прахом, если не правда! Это или русский, или еще и того хуже, шагид- татарин... [Все горцы плохие мусульмане, но держатся секты сунни; напротив, большая часть дагестанцев шагиды, как и персияне... Обе секты сии ненавидят друг друга от чистого сердца]. (Бестужев, Аммалат-бек, 438)

Если у тебя сердце не так черно, как глаза Селтанеты, ты неотменно выпьешь за Верховского, хоть бы это было при краснобородых яхунтах [Тарковцы секты сунни. Яхунт - старший мулла] дербентских шагидов, хотя бы все имамы и шихи [Имам - святой; ших - пророк] не только облизывались, но огрызались на тебя за такое святотатство. (Бестужев, Аммалат-бек, 512)

Энциклопедические словари

ШАГЙД - слово арабское, значит мученик. Так называется каждый мусульманин, получивший смерть за веру или павший в бою с неверными. Отсюда получил название персидский город Мешхед (буквально - место мученичества, так как там был убит Али, зять пророка Мухаммеда). [ЭСБЕ]

Возможно, употребление в значении «шиит»

Лингвистические словари

ШИЙТ, -а, м. Мусульманин - последователь шиизма. [МАС]

ІШИЙЗМ, -а, м. Направление в исламе, признающее Коран, но отвергающее большинство положений сунны. [От араб. si‘а] [МАС]

ШИЙТ, -а, м. Последователь одного из двух основных направлений ислама (шиизма), расходящихся в вопросе о высшей мусульманской власти и об отношении к священным преданиям о Мухаммеде. ж шиитка, -и. прил. шиитский, -ая, -ое. [СРОЯШ]

Энциклопедические словари

ШИИТСТВО ИЛИ ШИИЗМ - после суннизма наиболее распространенная ветвь мусульманства, которая, впрочем, сектантски религиозный характер приняла только постепенно, а первоначально была просто одной из четырех политических партий, существовавших во времена Омейя- дов. Правительственную и господствующую партию составляли сторонники Омейядов, признававшие, что имамат (верховенство в халифате) по праву принадлежит Омейядам; против этого спорили, каждая в свою пользу, мединская партия (сподвижники пророка и антихалиф ибн-Зобейр), хариджиты (требовавшие имамата избирательного) и шииты, стоявшие за то, чтобы имамат, или халифские права, наследственно сохранялись в династии самого пророка Мухаммеда, т. е. в роду Али. Следовательно, принадлежать к Ш. означало сперва быть приверженцем Алидов, и понятие « Ш.» не вызывало ни в ком мысли о неправоверии или уклонении от догматов общепринятого, официального мусульманства. Такие случаи, как (при Османе) провозглашение Али - египетским обращенным евреем Абдаллахом ибн-Сабой - живым воплощением Божества, были на первых порах исключительными. Слово «Ш.» (шi'а) по-арабски значит «дружина», «пособники». <...>

В настоящее время Ш. исповедуется лишь в очень немногих местах помимо Персии (так, среди арабов Йемена со II в. ислама до наших времен держится Ш. толка зейдитского); главным же образом это - религия Персии, где ее исповедуют и иранцы, и фанатичные иранские тюрки, а также религия персов русского Закавказья и английской (бывшей великомогольской) Индии; в Индии живет также глава радикальной шиитской секты исмаилитов, имеющей много тайных последователей среди горных таджиков русской Средней Азии и племени хезаре и некоторых других в Афганистане (где официальное господство имеет суннизм).

Склоняться к Ш. персы стали с I же века хиджры, пользуясь им как средством протеста против существующего арабского (тогда омейядского) правительства, да и вообще против арабской нации победителей. Еще шииты-персы, собравшиеся вокруг Мохтара (685-687) для борьбы против Омейя- дов и Зобейритов, воспользовались предлогом мести убийцам Хосейна (Гусейна), чтобы, при взятии столицы Ирака Куфы, истребить множество арабов. Массовый прилив персидского элемента в ряды Ш. начался, собственно, после поражения Мохтара, когда шииты, подобно Зобейритам и отчасти хариджитам, были усмирены деятельным омейядским халифом Абдальмаликом и вытеснены из Месопотамии на чисто персидскую почву, в Хорасан. Здесь, на далекой окраине, усвоенное местными персами Ш. (т. е. приверженность к Алидам) прониклось у многих из них в течение второй половины царствования династии Омейядов разными воззрениями доисламской религии Ирана (учением о воплощении Божества в человеке, о грядущем Мессии - махди и т. п.). Спорадически высказанная уже раньше боговоплотительная ересь Абдаллаха ибн-Сабы, имамопоклонная ересь Кайсана и др., до тех пор в западной половине халифата находившие очень мало последователей, здесь, среди массы хорасанских шиитов, развились в целые секты, с множеством адептов. Тем не менее даже в Хорасане не все еще шииты приняли тогда вместо политической окраски религиозную персидско-еретическую. В остальных частях халифата Ш. и подавно оставалось еще течением не специально-персидским, а политическим общеарабским или, вернее, общехалифатским, и такого своего характера оно не могло окончательно потерять до тех пор, пока продолжал существовать арабский халифат. Историю Ш. в I в. хиджры, при Омейядах, и неожиданное официальное его возвышение при святоше Омаре II (717-720) - см. Омейяды. Из числа первых (могущественных) халифов аббасидских некоторые относились к Ш. очень благосклонно, особенно известный друг персов аль-Мамун (813-833), а среди населения персидских провинций халифата Ш. все больше и больше делалось любимым вероисповеданием, причем по-прежнему вырабатывало из себя и при Аббасидах разнообразные ветви - и политические, и религиозные. Политические разветвления появлялись вследствие разногласия между шиитами по поводу того, кто из самих Алидов наиболее имеет прав на имамат; преобладающая часть шиитов признавала такое право за прямым потомством Али по Хосейну с уклонением имамских прав, после 7-го потомка, в сторону младшей линии (а так как эта цепь потомков прекратилась, около 873 г., на 12-м имаме, то такие шииты, составляющие и теперь огромное большинство и чтящие память 12 имамов, называются «двунадесятники», «иснаашариййе»); другие стояли за принадлежность имамата потомству старшего сына Али - Хасана; третьи находили, что в потомстве Хосейна 7-м имамом должен считаться не младший брат и преемниками не его дети, а старший, Исмаил, со своими детьми (отсюда имя этих шиитов - «исмаилиты») и т. д.

По отношению к воззрениям собственно-религиозным одни тогдашние шииты (например, зейдиты) оставались довольно близкими к суннитам; другие, менее умеренные, не ограничивались признанием исключительных прав Али на халифат и воззрением на трех первых халифов, как на узурпаторов, но отвергали вместе с тем и ту общемусульманскую сунну, которая возводилась ко временам и к авторитету первых трех халифов и содержалась в сборнике Малика и других уважаемых всеми мусульманами хранителей преданий; у некоторых же, наиболее крайних («голат»), продолжали еще больше, чем при Омейядах, прививаться к мусульманству разные вольнодумные и еретические зороастрийские и индо-персидские догматы. Такие, особенно радикальные, шииты организовали на своих иранских окраинах даже восстания против Аббасидов, как это сделал хорасанский чудотворец Моканна (убит в 779 г.) при Махоие и азербайджанец Бабек (казнен в 837 г.) при Ма- муне и Мотасыме. В течение IX века, когда в халифате происходил распад, в некоторых его пунктах достигли политической власти и потомки Али: сперва одна ветвь, еще в конце VIII века, утвердилась среди берберов в северной Африке, в Марокко (идрисиды, 788-985); потом другая ветвь, давно уже укрывавшаяся в прикаспийских провинциях, основала там и политическое княжество (табаристан- ские Алиды, 864-928, в Гиляне и Дейлеме - еще дольше); третья ветвь Алидов, ставшая во главе шиитов зейдитского толка, приобрела власть в Йемене (имамы-рассиды и их потомки, 893-1872). Между тем шиитская ветвь исмаилитов (см.), до тех пор ничем не выделявшаяся и мало чем (кроме вопроса об Исмаиле) отличавшаяся от обыкновенных «двунадесятников», получила (около 864) новую, хитрую и радикальную организацию и быстро сделалась могущественной политической силой в Передней Азии (карматы, см.); при ее содействии в начале Х в. был основан шиитский фати- мидский халифат, который к 969 г. стал простираться от Атлантического океана до Сирии и (991) Евфрата. Багдад (с 945 г.), вместе с его бессильным аббасидским суннитским халифом, находился в то время в руках султанов-буидов, которым принадлежала и западная половина Персии и которые явно исповедовали Ш.; по соизволению одного из буидов, на дверях багдадских мечетей в 961 г. начертано было проклятие против обидчиков Али; там же в Багдаде слезно и торжественно, ради демонстрации против суннитов, стали справлять во время месяца мохаррема годовщину страстей дома Али. Таким образом, между X-XI вв. Ш. имело официальный перевес в значительной части мусульманского мира, кроме восточной половины Ирана, где Махмуд Газневидский подвергал его гонению, и Кордовского халифата, где сохранял свои права суннизм. Около середины XI века водворением тюрков-сельджуков было восстановлено торжество суннизма в Азии, а в 1169 г. Салах- эд-Дином был ниспровергнут ненавистный для багдадских халифов египетский халифат фатимид- ский и отменено в нем Ш.; но и Салах-эд-Дин не мог ничего поделать против новой исмаилитской секты ассасинов, которая возникла при Сельджукидах, утвердилась на Каспийском море и в Сирии и Ливане и достигла таинственного, сказочного могущества. Монголы, совершившие нашествие с Хулагу-ханом, сокрушили и разорили крепости ассасинов (1256). Для обыкновенного, нерадикального Ш. владычество терпимых монголов оказалось, однако, благоприятным; к началу XIV в. хула- гиды обратились в ислам, и через несколько лет хулагид Олцзайту (иначе Мохаммед Хода-бенде, 1304-1316) принял Ш. в качестве государственного персидского исповедания, первый из государей всей Персии (буиды владели только ее частью). После Олцзайту, когда Иран распался вследствие междоусобий, Ш. было оттеснено удельными правительствами на задний план; только с воцарением династии Сефевидов (1499), возводившей свой род к одному из 12 имамов, оно окончательно было объявлено государственным исповеданием вновь восстановленной персидской державы и остается таким до наших дней. Официально принято было Ш. «двунадесятников», а не исмаилитов, которые с тех пор хранят свою веру в тайне. О Ш. при Сефевидах - см. Персия.

Наступившая при Сефевидах бюрократизация Ш. и постоянная борьба Персии с соседними тюрками-суннитами (османами и узбеками) обратила официальное Ш. в клерикальную и нетерпимую религию, чуждую прежнего вольнодумства; однако искренне предан этому новому Ш. только иранизованный тюркский элемент, а значительное количество природных персов находит душевное успокоение в суфизме (см.) и бабизме (см.), кое-кто в исмаилитстве; жители же Курдистана, Луриста- на, Кирмана и др. мест северо-западной Персии считаются шиитами только внешне, а на самом деле обычно принадлежат к тайной секте «ахл-и хакк» или «людей истины» (происхождения, вероятно, радикально-исмаилитского и не без влияния ереси Абдаллаха ибн-Сабы), которая верует в периодические воплощения Божества и известна у правоверных шиитов под именем «Алиилахи», т. е. «обо- готворителей Али», - название это, однако, неправильно, потому что Али у «людей истины» есть не более чем одно из прежних воплощений Бога, смененное дальнейшими воплощениями. Боготво- рителями Али скорее можно назвать обыкновенных шиитов, по крайней мере, народную массу; да и все шииты вообще ставят Али очень высоко, выше самого Мохаммеда, и считают посещение могил 12 имамов за такой же хадж, как и путешествие в Мекку. Ненависть к памяти первых трех халифов, особенно Омара, внедрена в шиитов с невероятной силой и исступленно проявляется в страстное де- сятодневие («ашура») месяца мохаррема, когда, в воспоминание страстей дома Алиева, происходят мистерии «теазие» и на Омара изливаются ожесточенные проклятия и сочиняются самые непристойные пасквили. Если исключить это преклонение перед Али и 12 имамами и изуверскую ненависть к памяти первых трех халифов, то серьезных отличий между шиитами и суннитами не окажется вовсе (оставляя в стороне мистиков-суфиев, бабидов, исмаилитов, «людей истины»). Даже в обрядах нет существенной разницы: она в этом отношении не больше, чем между христианством православным и римско-католическим. Догматика, в основе своей, одна и та же; только учение о предопределении не получило у шиитов того фаталистического толкования, какое ему придано в современном суннизме. Пять столпов ислама одинаково признаются и Ш., и суннитами; только со времен Сефевидов предпочитается пилигримство в Кербелу, где погиб имам Хосейн, и к гробницам прочих имамов, а не в Мекку, где шииты часто подвергаются оскорблениям от турок. Отвергая сунну и хадисы четырех правоверных школ суннитских (ханифитов, шафиитов и проч.), шииты для обоснования своего богословия и юриспруденции (шиитского фыкха) опираются на свои собственные хадисы и свою сунну, которые, однако, значительно менее достоверны и носят следы более явной, более поздней и более фантастической подделки, чем хадисы и сунна, легшие в основу богословия и фыкха суннитских школ. Старейшие шиитские сочинения мы имеем от III в. хиджры = IX в. после Р. Х. (см. Броккельманн, «Gesch. d. arab. Litt.», I, 185-186); их сохранилось крайне мало, даже от вв. IV-V, а было несравненно больше, как видно из перечня Тусия («Tusys List of Shy'ah books and Alam al-Hoda's notes on Shy'ah biography», ed. by «Bibliotheca Indica», Калькутта, 1853-1855).

Литература. Г. ван Флотен (van Vloten), «Recherches sur la domination arabe, le chiitisme et les croyances messianiques sous le khalifat des Omayades» (Амстердам, 1894); Э. Браун (Brown), «A literary history ofPersia» (т. I, Л., 1902, стр. 220-247); Ст. Гюйяр, предисловие к «Un grand maitre des Assassins» («Journal Asiat.», 1887); A. ф. Кремер, «Gesch. d. herrsch. Ideen des Isl.» (Лейпциг, 1868, ч. III, 372 и сл.); И. Гольдциэр, «Muhamm. Studien» (Галле, 1890, т. II, 110 и сл.) и «Beitrage zur Litt. -Gesch. d. Si'a» (в «Sitz. -Ber. d. Wiener Ak.», 1874, т. 78, 439 и сл.); отчасти Г. Дюга, «Hist. des philos. et des theol. mus.» (П., 1878, 29-36). О современном положении Ш. см. Дж. Малькольм, «Hist. of Persia» (Л., 1815, т. II; французский перевод, т. IV); Гобино, «Trois ans en Asie» (П., 1857); Дози, «Essai sur l'hist. de l'isl.», последняя глава (Лейден, 1879); Уильз, «Современная Персия» (СПб., 1887; есть более позднее английское изд.); Кёрзон, «Persia» (Л., 1892); вообще много др. сочинений о Персии (см.). О шиитском праве - сочинение Керри (см. Право мусульман). Об особенностях ислама в Индии - сочинение Гар- сена де Тасси. По-русски: А. Мюллер, «История ислама» (т. III, СПб., 1896); А. Крымский, «История арабов» (М., 1903, 196-198, 203-224), «Мусульманство» (M., 1899) и «История Персии» (печ.); А. Смирнов, «О расколе шиитов и исмаилитов в особенности» («Ученые Записки Императорского казанского университета», 1846, кн. 1, стр. 79-180); «Шераиуль-ислям, или Законы мусульман шиитского исповедания». Вып. I. «О торговле и залоге» шейха Абуль-Гкасима аль-Мухагкыг (СПб., 1862, изд. II отд. канцелярии Его Императорского Величества); Н. Ханыков, «О духовном управлении в Персии» («Кавказ», 1849, № 15); Н. Ив-ский, «О религии и администрации в Персии» («Петербургская Газета», 1869, №№ 99-101); M. Майсуров, «Несколько сведений о религиозных обычаях мусульман-шиитов и о причинах различия их с суннитами» («Кавказ», 1860, № 23); Ад. Берже, «О народных праздниках, постах и замечательных днях у мусульман-шиитов» («Кавказский Календарь на 1856 г.», отд. IV, стр. 582-608); А. К., «Что должен делать каждый дербентский мусульманин- шиит, чтобы счастливо провести весь новый год?» («Известия Кавказского отделения Императорского русского географического общества», 1872, т. I, № 1, 20-23); «Хождение в Кербелу и Неджеф, путеводные заметки богомольца из Тавриза» («Труды Восточного отделения И. Р. археологического общества», 1864, ч. 8, 353-383); И. Березин, « Кербеля» («Магазин Землеведения и Путешествий», 1858, т. V, 206-230); «Шах-Гуссейн, праздник у шиитов» («Русский Вестник», 1866, т. 65); под тем же заглавием - статьи Мирзы-Сафиева («Закавказский Вестник», 1853, № 51, стр. 173 и «Кавказ», 1875, № 19), Н. Истомина («Кавказ», 1861, №№ 41-42), Старожила («Кавказ», 1852, № 69; «Современные Известия», 1880, № 352), A. M. («Северная Пчела», 1830, №№ 112-113). См. еще Мистерии у персов, Суфийство, Бабизм. О нынешних исмаилитах среди российских горных таджиков - граф А. Бобринский в «Этнографическом Обозрении» (1902). О секте «людей истины» печатается исследование В. Ф. Минорского в изд. Лазаревского института восточных языков. А. Крымский. [ЭСБЕ]

ШИИЗМ (от араб. ши'а - секта, партия, группа приверженцев), одно из двух, наряду с суннизмом, осн. направлений в исламе. Зародился в 7 в. в Арабском халифате как группировка, выступавшая в защиту прав Али и его потомков от Фатимы (дочери Мухаммеда) на имамат-халифат. Потерпев поражение в борьбе за верховную политич. власть, Ш. к сер. 8 в. сложился в особое течение в исламе. Общими догматами Ш., в отличие от суннизма, стали признание исключит. права Али и его потомков - Алидов на духовное и светское руководство в мусульм. мире (имамат) и отрицание в связи с этим законности первых халифов - Абу Бекра, Омара I, Османа, Омейядских и Аббасидских халифов; идея о том, что заместитель пророка - халиф не должен быть избираем людьми.

На почве споров о числе имамов Ш. в 7-9 вв. распался на неск. ответвлений: кайсанитов, зейди- тов, имамитов, исмаилитов. Секта кайсанитов исчезла в 11 в. Секта зейдитов является наиболее умеренной. Приверженцы одной из ведущих сект - имамиты признают 12 имамов, последнего из к-рых (Мухаммеда аль-Махди, т. н. «скрытого имама», по преданию, ребёнком исчезнувшего бесследно) считают мессией, махди, призванным вернуться на землю и установить царство справедливости. До своего возвращения он направляет всю жизнь мусульман-шиитов через посредство высшего духовенства - муджтахидов (авторитет которого и обеспечивается мистич. связью со «скрытым имамом»). Учение имамитов в сочетании с суфизмом было идеологич. оболочкой нек-рых нар. движений в Иране и Cp. Азии в ср. века (сербедаров восстания, сеидов движение и др.). Исмаилиты отделились в сер. 8 в. от имамитов. Наиболее благоприятной почвой для распространения Ш. стал Иран (где на него существ. влияние оказали зороастризм и несторианство). Ш. имеет и много общего с суннизмом. Шииты признают сунну (с нек-рыми изменениями; отрицаются те хадисы, к-рые восходят к противникам Али), Коран (хотя н не считают его офиц. суннитскую редакцию безупречной). Вместе с тем шииты имеют и своё, отличное от суннитского, священное предание. В Ш. большую, чем в суннизме, роль играет культ «святых мучеников». Ш. воспринял учение мутазилитов об отсутствии божеств, предопределения и свободе воли человека. Шииты (кроме зейдитов и кайсанитов) признают «наследств, непогрешимость» имамов; в отличие от суннитов, совершают паломничества, кроме Мекки и Медины, в Кербелу, Неджеф, Казимейн, Мешхед и Кум (места погребения имамов и их родичей). Ш. исповедуют (в различных формах) в Иране, Йеменской Арабской Республике (большинство населения), в Индии, Пакистане, Сирии, Юж. Ираке, нек-рых р-нах СССР (гл. обр. в Азербайджане).

1966 (лит.); Дорошенко E. А., Шиитское духовенство в современном Иране, M., 1975; СогЬiп H., Histoire de la philosophic islamique, [P.], 1964; “Мактебеташайо”, ч. 1-4, Кум, 1959-61; Loschner H., Die dogmatischen Grundlagen des slitischen Rechts, Koln, и. а., 1971. См. также лит. при ст. Ислам. И. П. Пе- трушевский. [БСЭ]

ШАЙТАН

Авторские дефиниции, употребление

Шайтан соблазнил меня. Хан послал меня в соседнюю деревню Кемек, с письмом к славному гакиму (доктору) Ибрагиму за какой-то травой, что, говорят, всякую болесть как рукой снимает... на беду, повстречал меня на дороге Шемардан...(Бестужев, Аммалат-бек, 499)

Если ты шайтан, ступай к соседке Кичкине - ей давно пора в ад показать дорогу! Если чоуш (десятник), - что, правду сказать, немножко похуже шайтана, - так убирайся прочь. (Бестужев, Аммалат- бек, 521)

Не корми шайтанов своими клятвами, а услужи мне речами. (Бестужев, Аммалат-бек, 523)

Для тебя счастие! для тебя, братоубийцы!.. Если ты найдешь его, свет станет молиться шайтану вместо Аллы! (Бестужев, Аммалат-бек, 536)

Самого шайтана перехитрит!. (Бестужев, Мулла-Нур, 330)

Геркулес персидского баснословия, Рустем, так отзубрил однажды бока своему завистнику, шайтану, что тот запросил: «Аман, аман!». (Бестужев, Мулла-Нур, 342)

«Шайтан апарсын (черт возьми)! - подумал Искендер-бек. - сперва я рад был, что меня не наградили наравне с некоторыми трусами, а теперь и в числе недовольных вместе с Юсуфом быть стыдно». (Бестужев, Мулла-Нур, 363)

Если тебе верить, Юсуф, так он шайтан, не менее: потому что без чертовской помощи как мог бы один человек останавливать и грабить целые караваны! (Бестужев, Мулла-Нур, 364)

Ой, Искендер-бек, куда ты удрал? Этакой иноходью как раз въедешь в пасть шайтана! (Бестужев, Мулла-Нур, 364)

Видишь, какой здесь край воровской: шайтан утащил с неба месяц, а ночь у нас и дорогу из-под ног вытаскивает. (Бестужев, Мулла-Нур, 366)

Да теперь сам шайтан нарочно, я думаю, кипятит снега и камни в горах, чтобы в мутной воде утопленников ловить; он не разбирает, есть ли, нет ли чешуя на этой рыбе. [Закон запрещает мусульманам есть бесчешуйную рыбу, и оттого рыболовство у них почти неизвестно]. (Бестужев, Мулла-Нур, 367)

Что там?.. Шайтан тебя унеси, Искендер-бек: наступил мне на нос, а у меня, слава Аллаху, нос не горошина, у тебя глаза не на затылке. (Бестужев, Мулла-Нур, 370)

Опять ты принялся клясться да просить у Аллаха, чего и от шайтана остерегаться надобно! (Бестужев, Мулла-Нур, 376)

Что я думаю? Пусть шайтан разгрызет, как орех, мою голову - ничего я не думаю, да никогда и не думал; валлага, билляга, не думал! (Бестужев, Мулла-Нур, 386)

Разве не знаешь, как плотно поколотил Эйюб, алейги'с селям, Иов (мир с ним!), свою жену за то, что она советовала ему поклониться шайтану? (Бестужев, Мулла-Нур, 410)

Пусть выкроит шайтан себе подметки из кожи этих гяуров за адскую выдумку тесных мундиров и панталон: в них так же ловко двигаться, как в железных тисках. (Бестужев, Мулла-Нур, 414)

Никогда не доверил я этого? Пусть покарает меня аллах, не говорил! Пусть не Азраил, а шайтан примет мою душу; пусть я в этой жизни не найду воды для омовения, ни огня закурить трубку! (Бестужев, Мулла-Нур, 442)


Дивяся, долго вслед ему с кургана
Смотрел и думал: «Много есть чудес!..
Велик Аллах!.. ужасна власть шайтана!» (Лермонтов, Аул Бастунджи, 276)

И ниц упал испуганный народ.
«Молитесь, дети! это смех шайтана!» (Лермонтов, Аул Бастунджи, 286)

Ужасна ты, гора Шайтан,
Пустыни старый великан...(Лермонтов, Измаил-Бей, 202)

И на верху горы Шайтана
Огонь, стыдясь перед зарей,
Бледнеет - тихо приподнялся,
Как перед смертию больной,
Угрюмый князь с земли сырой. (Лермонтов, Измаил-Бей, 211)

Меж тем, перед горой Шайтаном
Расположась военным станом,
Толпа черкесов удалых
Сидела вкруг огней своих...(Лермонтов, Измаил-Бей, 213)

Лингвистические словари

ШАЙТАН - род. п. -а, вост. -русск. (Даль), укр. шайтан. Заимств. из кыпч., казах. кирг., тат. saitan, тур. saitan «черт» от араб. saitan (Литтман 31; Радлов 4, 928, 996); см. Мi. ТЕІ. 2, 164; Преобр., Труды I, 84 и сл. Укр., блр. шатан, которые Преобр. (там же) привлекает в этой же связи, заимств. через польск. с Запада. Ср. сатана. [ФЭСРЯ]

ШАЙТАН м. татарск. черт, дьявол, бес, сатана. Астрх. стопар, заклев, храп, для задержки каната. Шайтанова скотина уф. коза (Наумов). [ТСЖВЯ]

как бранное слово. Пестерь долго смотрел в упор на Маркушку и наконец проговорил: - Што ты, шайтан, долго не помираешь? Мамин-Сибиряк, Дикое счастье. Директор сначала сделал вид, что испугался, а потом вздохнул с облегчением. - Уф, шайтан вы этакий!Вот обрушился на меня! Гладков, Клятва. [Тюрк. шайтан из араб.] [МАС]

ШАЙТАН, -а, м. В исламской мифологии: злой дух, дьявол. Ш. тебя побери! (то же, что чёрт тебя побери; прост.). [СРЯОШ]

Энциклопедические словари

ШАЙТАН (араб.), в мусульманской мифологии злой дух, демон, дьявол, сатана. [БСЭ]

ШАМХАЛ

Авторские дефиниции, употребление

Зависит от тебя, - отвечал пришелец. - Настоящему наследнику шамхальства [Отец Аммалата был старший в семействе и потому настоящий наследник шамхальства; но русские, завладев Дагестаном и не надеясь на его доброхотство, отдали власть меньшому брату] стоит только вынуть из ножен саблю, чтобы... (Бестужев, Аммалат-бек, 433)

Снеси от меня привет жене и проводи ее к тестю - шамхалу. (Бестужев, Аммалат-бек, 436)

Родители мои лежат в земле... жена лишилась зрения, дядя и тесть шамхал ползают в Тарках перед русскими... (Бестужев, Аммалат-бек, 443)

Мы созданы для того, чтобы жить долее отцов наших; жен ты можешь найти еще три, если одна не наскучила; если нелюб тебе шамхал, а любо твое кровное наследство, так для этого самого и надо тебе жить: потому что для мертвеца не нужна власть и невозможна победа. (Бестужев, Аммалат-бек, 443)

Семейная неприязнь к тестю и дяде шамхалу еще более разделяла молодых супругов, до того, что они очень редко бывали вместе. (Бестужев, Аммалат-бек, 449)

Он очень видел склонность Аммалата к дочери своей и втайне тому радовался - это оживляло его честолюбивые и воинственные виды: родство с беком, имеющим право на шамхальство, передавало ему в руки тысячу поводов и средств вредить русским. (Бестужев, Аммалат-бек, 449)

Над ними висит крепость Бурная - за которую склонялось солнце - под скалою дом шамхала - потом по крутому склону город, объемлющий лагерь, и к востоку необозримая степь Каспийского моря. (Бестужев, Аммалат-бек, 471)

Прости же я Аммалата - как раз все родственники наказанных прежде станут славить, что Ермолов побоялся шамхала. (Бестужев, Аммалат-бек, 478)

Я заметил, что уважение к обширному родству его будет иметь доброе влияние на край. Особенно шамхал... (Бестужев, Аммалат-бек, 478)

Шамхал - азиатец, - прервал меня Алексей Петрович. Он будет радехонек, что этот претендент на шамхальство отправится в Елисейские. (Бестужев, Аммалат-бек, 478)

Ты напоминаешь мне, что ты дочь хана, - вспомни, что и мой дед носил, что мой дядя носит корону шамхальскую!.. (Бестужев, Аммалат-бек, 507)

Наследник шамхалов ищет серебряного темляка! хвалится тем, что он застольник полковника! (Бестужев, Аммалат-бек, 510)

Второй сын шамхала: Абдул-Мусселим. После тебя, по высокой крови своей, он больше других горских князей имеет права на Селтанету... (Бестужев, Аммалат-бек, 516)

Неужели ты думаешь, что у шамхала не вертится под головою подушка, когда в голову забирается дума, что ты, настоящий наследник шамхальства Тарковского, в милости у русского правительства? (Бестужев, Аммалат-бек, 517)

Шамхал? сын его? семья его? - стоят ли они первых подвигов! Их всех мало любят тарковцы, и, если мы пойдем на шамхала войною, нам все его семейство выдадут в руки. Нет, Аммалат, ты должен сперва нанести удар подле себя: сверзить своего главного врага; ты должен убить Верховского. (Бестужев, Аммалат-бек, 519)

Я сажусь на коня с двадцатью тысячами аварцев и акушинцев - и мы поедем с горы на Тарки, словно снежная туча. Тогда Аммалат - шамхал дагестанский - обнимет меня, как друга, как тестя. (Бестужев, Аммалат-бек, 519)

Сегодня перехватил я шамхальского нукера, которому поручены были переговоры с Верховским, и пыткою выведал от него, что шамхал дает пять тысяч червонцев, чтобы извести тебя... (Бестужев, Аммалат-бек, 518)

Резать незачем, надо только востро держать его. Вот в чем дело: к вам сегодня приедет Аммалат с полковником, приедет и шамхал тарковский. (Бестужев, Аммалат-бек, 522)

Для этого ты приди к нему, кинься в ноги, расплачься, как на похоронах,- ведь слез тебе не занимать ходить к соседкам; разбожись, как дербентский лавочник, вспомня, что каждую клятву твою повезет дюжий баран,- и, наконец, скажи ему, что ты подслушала разговор полковника с шамхалом. Что шамхал жаловался за отсылку дочери, что он ненавидит его из боязни, чтобы он не завладел шам- хальством. (Бестужев, Аммалат-бек, 522)

По наущению хана кормилица его Фатьма со всеми признаками преданности и бескорыстной искренности передала ему условленную заранее сказку в тот же самый вечер, как он с Верховским приехал в Буйнаки, где встретил их шамхал из учтивости и уважения к полковнику. (Бестужев, Аммалат-бек, 526)

Сколько мог он разобрать и расслушать, старуха уверяла его, что вы с шамхалом собираетесь отправить его на каторгу. (Бестужев, Аммалат-бек, 531)

А чем я хуже шамхала? И все платят, да еще похваливают, что без прижимок и проволочек пропускает. (Бестужев, Мулла-Нур, 364)

Мятежниками повелевает Уммалат-бей - храбрый сподвижник Кази-муллы, который произвел его в шамхалы. (Бестужев, Письма из Дагестана, 29)

Г. Панкратьев не велел предавать Эрпилей пламени, по просьбе шамхала, предвидя, что эта милость обратит эрпилинцев на сторону русских, - и не ошибся. (Бестужев, Письма из Дагестана, 33)

Желая удалить возмутителя из соседства Северного Дагестана, генерал-адъютант Панкратьев отправил подарки к почетным гимринцам от имени шамхала, уговаривая их изгнать из среды своей

Кази-муллу; но между тем он хотел подкрепить свое требование оружием. Генерал Коханов получил приказание занять Каранай и Эрпили и тем пресечь ему единственные дороги в шамхальские владения. (Бестужев, Письма из Дагестана, 47)

Кази-мулла почти тогда же явился в Дагестане с сильным войском тавлинцев и чеченцев; владения шамхала подняли оружие. (Бестужев, Письма из Дагестана, 8)

К счастию, один татарин, из числа преданных шамхалу, скрывшемуся в крепости, взялся доставить весть об осаде генералу Коханову. (Бестужев, Письма из Дагестана, 10)

Энциклопедические словари

ШАМХАЛ - титул бывших владельцев страны, лежащей в Дагестане по берегу Каспийского моря, между рекой Койсу и рекой Орусай Булак (см. Тарковское владение). В наших летописях слово Ш. является часто в искаженном виде шавкал, шевкал, щелкал. При персидском владычестве, шамхалы назывались также «дагестан вадиси», т. е. дагестанский наместник, так как они пользовались влиянием во всем Дагестане. [ЭСБЕ]

ШАМХАЛ, Шавкал, Шаухал, титул правителей кумыков, лакцев, даргинцев и др. в Дагестане (кон. 12 в. - 1867). Присваивался на собрании феод. знати в Кази-Кумухе: одновременно намечался крым-шамхал (будущий Ш.). С 17 в. власть Ш. приобретала в целом наследственный характер, а титул Ш. носили только кумыкские правители. Резиденция Ш. находилась в селениях Кази-Кумух, Тарки (см. Тарковское шамхальство), Буйнак. [БСЭ]

ШАРИАТ

(В текстах А. А. Бестужева - шариат, шериат, Л. Н. Толстого - шариат)

Каждый день, под предлогом шариата, то есть толкования курана, проповедовал он ненависть к русским и независимость от всех властей. (Бестужев, Письма из Дагестана, 22)

И не думайте, что это привычка: нет, это природа Востока. Мгновенное решение паши или дже- маата меслаата, шериата, каково бы оно ни было, чего бы ни стоило для жителя Востока, всего милее подробного, беспристрастного, милосердного приговора европейского суда. [Собрание старшин у кавказских народов, совет, суд по корану или по преданию] (Бестужев, Мулла-Нур, 433)

Дела обвиняемых в преступлениях лиц решали по шариату: двух людей приговорили за воровство к отрублению руки, одного к отрублению головы за убийство, троих помиловали. (Толстой, Хаджи-Мурат, 76)

Лингвистические словари

ШАРИАТ, -а , м. Совокупность религиозных и юридических норм мусульманского феодального права, действующих в некоторых странах, где ислам является государственной религией. По закону шариата у Начар отобрали всех овец. Паустовский, Кара-Бугаз. [Араб. sari’at] [МАС]

ШАРИАТ, -а, м. В исламе: свод религиозных и юридических правил, основанных на Коране. [СРЯОШ]

Энциклопедические словари

ШАРИАТ - писанное право мусульман. [ЭСБЕ]

ШАРИАТ (араб, шариа, букв. - правильный путь, образ действия), свод религиозно-этич. и правовых предписаний ислама, опирающихся на Коран, сунну и фикх. Разработан в 7-12 вв. в Араб, халифате. Помимо предписаний об осн. религ. обязанностях мусульман, включает нормы гос., гражд., уголовного и процессуального права. Применяется в странах, где ислам является гос. религией, особенно в сфере семейно-брачного и наследств. права. После Октябрьской революции 1917 Сов. власть сначала ограничила подсудность мусульман Ш., а затем полностью ликвидировала суды Ш.; были также отменены нормы Ш., противоречащие сов. законам. В СССР нормы Ш. не действуют. Предписания Ш. сохраняются лишь в обрядности и быту нек-рых мусульман. В большинстве зарубежных стран, население к-рых исповедует ислам, нормы Ш. переданы светскому законодательству. Ш. продолжает считаться источником права и одной из основ мусульм. идеологии. [БСЭ]

ШАЛЬВАРЫ (ШАРОВАРЫ)

Экзотическая лексика в произведениях русских писателей о Кавказе Буква Ш

Шаровары. М. Тильке. Рисунок из серии «Народы Кавказа в национальных костюмах»

(В текстах А. А. Бестужева - шальвары, шалвары,

М. Ю. Лермонтова - шальвары, шаровары,

Л. Н. Толстого - шаровары)

Авторские дефиниции, употребление

Красные шальвары скрывались в верховые желтые сапоги с высокими каблуками. (Бестужев, Аммалат-бек, 425)

Славная чуха! Узорочные женские шалвары! Десять абазов и три бисты (гроша)! Три бисты с десятью абазами; кто больше? Право, за отъездом в Кабиристан (в страну гробов) продаются они... Возьмите, ага, шалвары! (Бестужев, Мулла-Нур, 344)

Ну да прощай, душа моя! Мне теперь хлопот целое стадо. Я сегодня ночью представлять буду фиренг эльчиси (франкского посла) при дворе Езида: так надо заранее умудриться, как мне влезть в узкие шальвары! (Бестужев, Мулла-Нур, 414)

Я сама видела, что и здешние начальницы перестали гневить Аллаха, надели-таки беленькие шальвары... Да и пора была! Бывало, по горе идут, при ветре... (Бестужев, Мулла-Нур, 419)


Пену сладких вин
На узорные шальвары
Сонный льет грузин (Лермонтов, Спор, 527)

Грузинский кавказец отличается тем от настоящего, что очень любит кахетинское и широкие шелковые шаровары. (Лермонтов, Кавказец,479)

А, примерно, к Шамилю в жены не желаете, тетушка? - отвечал, подмигивая, молодой солдат в синих шароварах и с папахой набекрень. (Толстой, Как умирают солдаты, 379)

В то время как Хаджи-Мурат входил, из внутренней двери вышла немолодая, тонкая, худая женщина, в красном бешмете на желтой рубахе и синих шароварах, неся подушки. (Толстой, Хаджи- Мурат, 25)

Другая была совсем молодая девочка в красных шароварах и зеленом бешмете, с закрывавшей всю грудь занавеской из серебряных монет. (Толстой, Хаджи-Мурат, 28)

Лингвистические словари

ШАРОВАРЫ Через тюрк. посредство заимств. из ир. *saravara - «штаны»

(*scaravara-), нов. -перс. salvar - то же, откуда и греч. аар&рара, оара^а^а «штаны», ср. -лат. saraballa; см. Нюберг, МО 25, 181 и сл.; Дени, Mel. Boyer 100; Хорн, Npers. Etym. 175 и сл. Ср. тур., крым. -тат. salvar - то же, казах, salbar (Радлов 4, 967 и сл.); см. Mi. EW 337; TEl. 2, 164; Корш, ИОРЯС 11, 1, 270; Маценауэр 80; Крелиц 51; Локоч 147. Говорить о греч. происхождении вост. слова (Преобр., Труды I, 90) нет оснований. [См. специально Кнауэр, «Glotta», 33, 1954, стр. 100 и сл. - Т.] [ФЭСРЯ]

ШАРАВАРЫ, шаровары ж. мн. широкие брюки в борах, обычно на гашнике, очкуре. -варные карманы. Детские шараваришки. Шарварки? перм. -черд. земские повинности, или домашние, сельские, и сбор на них. [ТСЖВЯ]

ШАРОВАРЫ, -вар, мн. Длинные широкие штаны особого покроя, часть национальной одежды некоторых народов. [Борис] отыскал своих земляков, «полтавских хлопцев»,которые ходили в вышитых рубашках с ленточками вместо галстуков и в широчайших шароварах, засунутых в сапоги.

Куприн, Черный туман. Каких- то два абхазца и молодая татарка в шароварах — выносили из духана мешки. Чехов, Дуэль. Широкие спортивные штаны (длинные или короткие). Лыжные шаровары. Одна партия [баскетболисток] была в юбках, другая в шароварах. Вересаев, Исанка. [От тюрк. шал- вар из перс.] [МАС]

ШАРОВАРЫ, -ар. Широкие штаны, заправляемые в голенища; вообще штаны широкого, свободного покроя. Казацкие ш. Татарские ш. (собранные в сборки у щиколоток). Спортивные ш. прил. шароварный, -ая, -ое. [СРЯОШ]

Энциклопедические словари

ШАРОВАРЫ - или штаны - принадлежность обмундирования; обыкновенно заправляются в сапоги, но на официальном языке так называются и длинные, поверх сапог, брюки. Ш. генеральские - чакчиры, Ш. узкие в обтяжку - рейтузы. [ЭСБЕ]

ШАХ (ПАДИШАХ)

Авторские дефиниции, употребление

Скорее брата выдам, чем гостя, господин капитан! Не ваше дело судить, что и как обещал я выполнять - в моей вине мне диван (суд) Аллах и падишах!.. (Бестужев, Аммалат-бек, 435)

В изголовье невесты положу я сердце, которое недавно еще ценил я дороже тронной подушки персидского падишаха [Подушка сия, унизанная дорогими камнями и жемчугом, не имеет цены]. (Бестужев, Аммалат-бек, 526)

Да как грянешь из падишах тапенджасындан (или царского пистолета), там, где кучка лезгин была, одни крошки летят! (Бестужев, Мулла-Нур, 362)

Всеобщий плач и восклики: «шах Гусейн, вай Гусейн» заглушили проповедника: ведь слезы на Востоке нипочем. (Бестужев, Мулла-Нур, 325)

Искендер-бек не годится в придворные шегин-шаха. (Бестужев, Мулла-Нур, 337)

Он полагал, что причиною кровопролития будет смерть шаха и междуусобица его семидесяти сыновей. Но престарелый шах еще жив, а пророческие слова Грибоедова сбылись. (Пушкин, Путешествие в Арзрум, 460)

Его скопили, и он более 20 лет служил евнухом в хареме одного из сыновей шаха. (Пушкин, Путешествие в Арзрум, 461)

Лингвистические словари

ШАХ I - «персидский монарх», также шахм. термин. В первом знач. - уже у Котошихина (41 и сл.). Отсюда др. -русск. шахы мн. «игра в шашки» (Пчела; см. Срезн. III, 1585), вероятно, непосредственно через польск. szachy - то же. В остальном шах - через тур. За^ или прямо из нов. -перс. sah «царь, шах», др. -перс. хЗауаЭiуа- «властелин» (Хорн, Npers. Et. 170; Бартоломэ 552); см. Мi. ТЕІ. 2, 162; Локоч 140. Выражению шах и мат соответствует ср. -в. -н. sсhасh и^е matt, нов. -в. -н. 5ЛаЛ und matt, ит. sсассо matto, первоисточником которых является араб. е$ sah mat «царь умер»; см. Литтман 115; Крелиц 50 и сл.; Локоч 115, 140; Клюге-Гётце 381. [ФЭСРЯ]

ШАХ1, -а, м. Титул монарха в некоторых восточных странах, а также лицо, носившее этот титул. [Перс. sah] [МАС]

ПАДИШАХ, -а, м. Титул монарха в некоторых странах Ближнего и Среднего Востока, а также лицо, носящее этот титул. [Перс. padisah] [МАС]

ШАХ1, -а, м. В нек-рых странах Востока - титул монарха, а также лицо, носящее этот титул. прил. шахский, -ая, -ое. [СРОЯШ]

ПАДИШАХ, -а, м. В нек-рых странах Ближнего и Среднего Востока: титул монарха (напр. бывших турецких султанов), а также лицо, носящее этот титул. прил. падишахский, -ая, -ое. [СРЯОШ]

Энциклопедические словари

ШАХ - (перс. Schah) - монарх, царь: титул персидских царей. Слово Ш., как титул, до царствования настоящей персидской династии употреблялось впереди собственного имени, например Шах-Аббас; но с настоящей династией, как происходящей от турецкого племени каджаров, это слово начали употреблять, в подражание туркам, после собственного имени, например Наср-эддин-шах. Официальный титул персидских монархов - шах-ин-шах, т. е. царь царей (ср. Падишах). [ЭСБЕ]

ПАДИШАХ - новоперсидское сложное слово, составленное по образцу древневосточных титулов государей, означает верховного царя или императора (царь царей); употребляется наравне с од- нозначущим словом хакан (каган, хан), чаще всего в титуле турецких султанов. Дипломатический язык турецкого дивана прежде лишь одного французского короля удостоивал титула П. В настоящее время им означаются государи всех великих держав и даже государств второстепенных. [ЭСБЕ]

ШАХ (перс.), титул монарха в нек-рых странах Бл. и Cp. Востока и в Индии (в Делийском султанате). Впервые титул Ш стал употребляться в гос-ве Сасанидов. Сохранился в Иране (шахиншах). [БСЭ]

ПАДИШАХ (от др. -перс. пати-властитель, господин и перс. шах-государь), титул монарха в нек- рых странах Бл. и Ср. Востока. Впервые появился в Др. Иране. С 15 в. П. называли правителя (султана) Османской империи; титул П. сохранялся в Турции до упразднения султаната (1922); в Афганистане - с 1926 до ликвидации монархии (июль 1973). [БСЭ]

ШАШКА

Экзотическая лексика в произведениях русских писателей о Кавказе Буква Ш

Мингрелец. Открытка начала ХХ века из серии «Кавказские типы». В левой руке – шашка в ножнах

Авторские дефиниции, употребление

Наши чудеса в ножнах шушки (сабли) - и нам точно должно показать их, чтобы не осрамиться. Послушай, Ам- малат, - примолвил он, крутя ус свой,- не скрою от тебя, что дело может быть жаркое. (Бестужев, Аммалат-бек, 464)

Без всякого порядка, с гиком и криком пустились они навстречу казакам - но ни одно ружье не было вынуто из нагалища за спиною, ни одна шашка не сверкала в руках: черкес до последнего мгновения не обнажает оружия. (Бестужев, Аммалат-бек, 465)

Конский топот раздался вблизи, и Аммалат-бек прискакал как иступленный, с поднятою шашкою. (Бестужев, Аммалат-бек, 486)

Ты - Мулла-Hyp ? - вскричал я, вскочив с бурки и хватаясь за шашку. (Бестужев, Мулла-Нур, 454)

Между тем упорная битва не переставала; более десяти раз, ожесточенные кумыки и чеченцы кидались в шашки, а ничто не может быть ужаснее удара людей, поклявшихся умереть; но здесь нашла коса на камень: бесстрашие сокрушилось о бесстрашие, панцирники умирали на штыках, не отступая; солдаты наши, кучками по семь и по десять человек, бросались в завалы, занятые двадцатью и тридцатью врагами, и опрокидывали их. (Бестужев, Письма из Дагестана, 57)

Воспоминают прежних дней
Неотразимые набеги,
Обманы хитрых узденей,
Уд,ары шашек их жестоких,
И меткость неизбежных стрел,
И пепел разоренных сел,
И ласки пленниц чернооких. (Пушкин, Кавказский пленник, 100)

На нем броня, пищаль, колчан,
Кубанский лук, кинжал, аркан
И шашка, вечная подруга
Его трудов, его досуга. (Пушкин, Кавказский пленник, 102)

Слагают тело на арбу
И с ним кладут снаряд воинской:
Неразряженную пищаль,

И шашки крестовую сталь,
Чтобы крепка была могила,
Где храбрый ляжет почивать,
Чтоб мог на зов он Азраила
Исправным воином восстать. (Пушкин, Тазит, 57)

Не научился мой Тазит,
Как шашкой добывают злато. (Пушкин, Тазит, 67)

Ты долга [крови] не забыл!...
Врага ты навзничь опрокинул,
Не правда ли? ты шашку вынул,
Ты в горло сталь ему воткнул
И трижды тихо повернул,
Упился ты его стенаньем,
Его змеиным издыханьем... (Пушкин, Тазит, 72)

Там, по обычаю черкесов, похоронены их наездники. Татарская надпись, изображение шашки, танга, иссеченные на камне, оставлены хищным внукам в память хищного предка. (Пушкин, Путешествие в Арзрум, 449)

Кинжал и шашка суть члены их тела, и младенец начинает владеть ими прежде, нежели лепетать. (Пушкин, Путешествие в Арзрум, 450)

Пленников они сохраняют в надежде на выкуп, но обходятся с ними с ужасным бесчеловечием, заставляют работать сверх сил, кормят сырым тестом, бьют, когда вздумается, и приставляют к ним для стражи своих мальчишек, которые, за одно слово, вправе их изрубить своими детскими шашками. (Пушкин, Путешествие в Арзрум, 450)

Оружие тифлисское дорого ценится на всем Востоке. Гр<аф> С<амойлов> и В., прослывшие здесь богатырями, обыкновенно пробовали свои новые шашки, с одного маху перерубая надвое барана или отсекая голову быку. (Пушкин, Путешествие в Арзрум, 463)


Аркан, седло с насечкой вороненой,
Два башлыка, две шашки боевых... (Лермонтов, Аул Бастунжи, 265)

Он растерял в пылу сраженья
Винтовку, шашку - и бежит! (Лермонтов, Беглец, 461)


И шашка чуть звенит на нем...(Лермонтов, Измаил-Бей, 172)

Черкес? зачем твоя рука
Подъята с шашкой роковою? (Лермонтов, Измаил-Бей, 174)

Его я гладила, ласкала,

От вражьей шашки и кинжала
В степи глухой, в недобрый час! (Лермонтов, Измаил-Бей, 187)

Взмахнул он шашкою булатной
И шумно с места он вскочил. (Лермонтов, Измаил-Бей, 201)


Чертя по воздуху круги,
УДары шашки упадают...(Лермонтов, Измаил-Бей, 230)

И задрожал: «Ты вновь передо мной!
Свидетель бог: не я тому виной!..» -

И, отделясь от трепетного тела (Лермонтов, Измаил-Бей, 232)

Везде, где враг бежит и льется кровь,
Видна рука и шашка Измаила. (Лермонтов, Измаил-Бей, 237)

Курят беспечно свой табак,

Иль, стукнув шашками своими,
Песнь горцев громко запоют. (Лермонтов, Кавказский пленник, 18)

На каждом лук, кинжал, колчан
И шашка на ремнях наборных,

Ружье; и в бурках, в шапках черных
К набегу стар и млад готов,
И слышен топот табунов. (Лермонтов, Кавказский пленник, 22)

И шашка острая, ремнем

И острой шашки лезвее
Обтер волнистою косою. (Лермонтов, Хаджи-Абрек,299)

Молчанье мрачное храня,
Хаджи ему не подивился:

И быстро в горы удалился. (Лермонтов, Хаджи-Абрек, 302)

На каждом шашка, за плечами
Ружье заряжено висит,
Два пистолета, борзы кони. (Лермонтов, Черкесы, 9)


Иль навостряют стрелы быстры. (Лермонтов, Черкесы,9)

Он легонько маракует по-татарски; у него завелась шашка, настоящая гурда, кинжал - старый базалай, пистолет закубанской отделки, отличная крымская винтовка, которую он сам смазывает, лошадь - чистый Шаллох и весь костюм черкесский, который надевается только в важных случаях и сшит ему в подарок какой-нибудь дикой княгиней. (Лермонтов, Кавказец, 477)

Послушай, Казбич, - говорил, ласкаясь к нему, Азамат: - ты добрый человек, ты храбрый джигит, а мой отец боится русских и не пускает меня в горы; отдай мне свою лошадь, и я сделаю все, что ты хочешь, украду для тебя у отца лучшую его винтовку или шашку - что только пожелаешь; а шашка его настоящая гурда: приложи лезвием к руке, сама в тело вопьется; а кольчуга такая, как твоя, нипочем. (Лермонтов, Герой нашего времени, Бэла, 291)

Крик, шум, выстрелы; только Казбич уж был верхом и вертелся среди толпы по улице, как бес, отмахиваясь шашкой. (Лермонтов, Герой нашего времени, Бэла, 314)

Я его оставил в покое, взял свечу и взошел в хату. Увы! моя шкатулка, шашка с серебряной оправой, дагестанский кинжал, - подарок приятеля, - всё исчезло. (Лермонтов, Герой нашего времени, Максим Максимыч, 330)

Дамы на водах еще верят нападениям черкесов среди белого дня; вероятно поэтому Грушницкий сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов: он был довольно смешон в этом геройском облачении. (Лермонтов, Герой нашего времени, Княжна Мери, 384)

Я подошел к окну и посмотрел в щель ставня: бледный, он лежал на полу, держа в правой руке пистолет; окровавленная шашка лежала возле него. (Лермонтов, Герой нашего времени, Фаталист, 464)

Но дым, наполнивший комнату, помешал моему противнику найти шашку, лежавшую возле него. (Лермонтов, Герой нашего времени, Фаталист, 473)

А Жилин хоть не велик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой». (Толстой, Кавказский пленник, 210)

В передней стене пуховики пестрые уложены, по бокам висят ковры дорогие; на коврах ружья, пистолеты, шашки - все в серебре. (Толстой, Кавказский пленник, 213)

У кого первый конь, у кого шашка гурда [Шашки и кинжалы, дороже всего ценимые на Кавказе, называются по мастеру - Гурда], к кому выпить пойти, с кем погулять? (Толстой, Казаки, 205)

Казак в форме, в шашке и ружье, иногда стоит, иногда не стоит на часах у ворот, иногда делает, иногда не делает фрунт проходящему офицеру. (Толстой, Казаки, 166)

Лукашка имел этот вид джигита. Заложив руки за шашку и щуря глаза, он все вглядывался в дальний аул. (Толстой, Казаки, 172)

Да сало там у меня было, принеси сюда. Шашку смазать надо. (Толстой, Казаки, 215)

Как можно, - кунаки! Меня так-то за рекой Гирей-хан привел в саклю, говорит: выбирай любое. Вот я эту шашку и взял. Такой у нас закон. (Толстой, Казаки, 253)

Один из них, Назарка, прежде чем взяться за него, долго не мог вложить шашку в ножны, попадая не тою стороной. Лезвие шашки было в крови. (Толстой, Казаки, 296)

Старик осторожно повесил на гвозди винтовку и шашку подле висевшего оружия хозяина, между двумя большими тазами, блестевшими на гладко вымазанной и чисто выбеленной стене. (Толстой, Хаджи-Мурат, 25)

Вошел мюрид Хаджи-Мурата и, мягко ступая большими шагами своих сильных ног по земляному полу, так же как Хаджи-Мурат, снял бурку, винтовку и шашку и, оставив на себе только кинжал и пистолет, сам повесил их на те же гвозди, на которых висело оружие Хаджи-Мурата. (Толстой, Хаджи- Мурат, 26)

Чечен мирная, - заговорил тот, который был пониже. Это был Бата. - Ружье иок, шашка иок, - говорил он, показывая на себя. - Кинезь надо. (Толстой, Хаджи-Мурат, 33)

Дверь не отпиралась. Ему стало досадно, и он стал барабанить в запертую дверь ногой и шашкой. (Толстой, Хаджи-Мурат, 36)

(а если и бывает такая рукопашная шашками и штыками, то рубят и колют всегда только бегущих), эта фикция рукопашной признавалась офицерами и придавала им ту спокойную гордость и веселость, с которой они, одни в молодецких, другие, напротив, в самых скромных позах, сидели на барабанах, курили, пили и шутили, не заботясь о смерти, которая, так же как и Слепцова, могла всякую минуту постигнуть каждого из них. (Толстой, Хаджи-Мурат, 46)

Да это после. Мне было лет пятнадцать, когда по аулам стали ходить мюриды. Они били по камням деревянными шашками и кричали: «Мусульмане, хазават!» Чеченцы все перешли к мюридам, и аварцы стали переходить к ним. (Толстой, Хаджи-Мурат, 68)

Гамзат вошел с тридцатью мюридами. Все они держали шашки наголо. (Толстой, Хаджи-Мурат, 75)

Лучше умереть во вражде с русскими, чем жить с неверными. Потерпите, а я с Кораном и шашкою приду к вам и поведу вас против русских. Теперь же строго повелеваю не иметь не только намерения, но и помышления покоряться русским. (Толстой, Хаджи-Мурат, 107)

Когда Бутлер входил в комнату Хаджи-Мурата, Элдар встречал Бутлера, радостно оскаливая свои блестящие зубы, и поспешно подкладывал ему подушки под сиденье и снимал с него шашку, если она была на нем. (Толстой, Хаджи-Мурат, 109)

(Толстой, Хаджи-Мурат, 112)

Хаджи-Мурат взглянул на Марью Дмитриевну и одобрительно кивнул головой. Потом он взял из рук Элдара шашку и подал Ивану Матвеевичу. Иван Матвеевич взял шашку. (Толстой, Хаджи-Мурат, 112)

Офицеры, оставшиеся в комнатах, вынув шашку, разглядывали клинок на ней и решили, что эта была настоящая гурда. (Толстой, Хаджи-Мурат, 112)

Когда Хаджи-Мурат ушел, Гамзало разбудил товарищей, и все четверо всю ночь пересматривали винтовки, пистолеты, затравки, кремни, переменяли плохие, подсыпали на полки свежего пороху, затыкали хозыри с отмеренными зарядами пороха, пулями, обернутыми в масленые тряпки, точили шашки и кинжалы и мазали клинки салом. (Толстой, Хаджи-Мурат, 112)

Под Игнатовым упала лошадь, придавив ему ногу. Двое горцев, выхватив шашки, не слезая, полосовали его по голове и рукам. (Толстой, Хаджи-Мурат, 130)

Лингвистические словари

ШАШКА I - «холодное оружие». Корш (у Преобр., Труды I, 92) объясняет как заимств. из черк., ср. абадзех. fes^, кабард. зеэдо, шапсуг. fes^, зеэдио; см. Эркерт 119. Кумык. Зо&а, которое приводит Горяев (ЭС 419), происходит, согласно Преобр. (там же), оттуда же. [ФЭСРЯ]

ШАШКА ж. кавк. сабля горцев и казаков: довольно широкая, с малым погибом, с гладкою и голою рукоятью, в кожаных ножнах, на узком ремешке через плечо; носится наоборот, обухом вперед (удар в ножнах); шашкам, по клейму на них, присвоены особый названья: волчок, гурда и пр. ШАШКА ж. всякий мелкий отрубочек, отрезочек, кубик; кость игральная, с очками; волжск. деревянный брусочек, поплавок на сеть и снасть; отрезки для подклейки чего, у столяров; столешница приклеена к подстолью шашками, держится на шашках; под цветочный горшок подсунуты три шашки; козна, козанок, бабка игральная, костыга, шляк, лодыга, баска, надкопытная говяжья кость, вор. ряз. костр.; точеный кружок, стопочка, для игры на доске в 64 клетки, и самая игра эта: играть в шашки, убить, фукнуть шашку: шашка в доведи прошла. Я тебе не шашка, не игрушка, не слуга; не помыкай мною. Низенькая ножка. Под углы доски подклеить шашечки. Платок, ковер в шашках, в клетках. Изрезать сало шашечками и поджарить. За шашку, так и за место, тронута - сыграна. Что шашка, то ей и место (и клетка). перм. заводск. любовница. южн. одиннадцатый вол, который берется взапас к пяти ярмам, впрягаемым в плуг. Шашковая снасть, вост. волжск. касп. для ловли стерлядей и вообще красной рыбы, хребтина: веревка протянута под водой на двух кольях, к ней, на поводках, часто подвешаны крючки, кованцы, острые, но без наживы; хребтина плавает на шашках; протираясь по дну, рыба садится на крючок; она же черная, голая снасть (противопол. кусовая, с наживой), и запрещена, потому будто бы, что портит много рыбы; но без нее нельзя обойтись и она в обшем ходу. Шашник, легкое дерево, ветла, осокорь, из коего режутся шашки на поплавки. Шашечная доска, шашечница и шашница или шашня ж. шахматная доска в 64 клетки. Шашечные игроки, игра. - ткань, клетчатая, как шашня. - расстановка чего, шахматная, один ряд супротив промежутков другого, вразбежку. Шашня ж. шашни мн. стачка, тайный скоп, плутовские происки, происки сообща, заодно, пролазничество, интриги, проделки. Я ваши шашни выведу наружу! Шашничать, промышлять, заниматься этим делом; -чанье, действ. по глаг. Шашник м. -ница ж. кто водит шашни, кто втай заодно с кем и строит стачки. Отложи шашни, да примись за пашню. [ТСЖВЯ]

ШАШКА2, -и, род. мн. -шек, дат. -шкам, ж. Рубящее и колющее холодное оружие с длинным, слегка изогнутым клинком. [Назарка] долго не мог вложить шашку в ножны, попадая не тою стороной. Лезвие шашки было в крови. Л. Толстой, Казаки. Появились откуда-то жандармы с шашками наголо и окружили всех обвиняемых. Чехов, Беда. [МАС]

ШАШКА2

Энциклопедические словари

ШАШКА - см. Белое оружие.

БЕЛОЕ ОРУЖИЕ <...> В текущем веке у нас употреблялись: 1) пика легкой кавалерии (образца 1839 г.) для улан, из 4-гранного стального лезвия, прикрепленного посредством двух помочей к деревянному древку; 2) пика тяжелой кавалерии, для кирасир (образца 1839 г.), длиннее и тяжелее предыдущей; 3) пика тяжелой и легкой кавалерии (образца 1862 г.), по устройству сходная с предыдущими и длиной в 9 футов; 4) пика казачья отличается от пик регулярной кавалерии большей длиной (около 4 аршин 6 вершков) и меньшим весом железных частей; 5) тесак (образца 1846 г.) для вооружения саперов и пешей артиллерии, с прямым, обоюдоострым клинком; 6) тесак пехотный (образца 1846 г.), с кривым клинком, имеющий рукоятку медную с дужкой; 7) шпага пехотная, для генералов, с прямым клинком и золоченым эфесом; 8) шпага кавалерийская, для генералов и офицеров тяжелой кавалерии, отличающаяся от пехотной тем, что не имеет резьбы на рукоятке; 9) полусабля пехотная для офицеров пехоты и пешей артиллерии, с кривым клинком и рукояткой, обвитой золоченой проволокой; 10) сабля кавалерийская (образца 1839 г.), для гусаров и улан, с кривым клинком и с деревянной, оклеенной кожей рукояткой, от медной дужки которой отделялись 2 поперечные ветви; носилась в железных ножнах, внутри выложенных деревом; 11) сабля драгунская (образца 1843 г.), несколько менее изогнутая; к ее деревянным, обтянутым кожей ножнам прикреплялись кожаные штыковые ножны; 12)укороченная драгунская шашка (образца 1868 г.), для артиллерии; 13) сабля для офицеров и фельдфебелей пехоты и артиллерии (образца 1869 г.), с кривым клинком и с рукояткой, обложенной кожей и обвитой проволокой; носилась в железных ножнах, внутри выложенных деревом; 14) шашка казачья (образца 1843 г.), имевшая клинок кривой, сабельный, рукоятку деревянную, обтянутую кожей и деревянные же ножны; 15) палаш кирасирский (образца 1849 г.), с прямым клинком и железными ножнами, внутри выложенными деревом; 16) палаш офицерский, отличающийся от солдатского меньшими размерами и золоченым эфесом. Медная дужка на рукояти того и другого палашей имеет 3 поперечные ветви.

В 1881 г. у нас решено все образцы клинкового оружия, пехотного и кавалерийского, заменить новыми, выработанными генерал-лейтенантом Горловым. Образцы эти: а) шашка (для регулярной кавалерии и артиллерии, а также для офицеров и фельдфебелей пехоты) и б) казачья шашка. Клинки и ножны обоих образцов совершенно одинаковы, но рукоятка казачьей шашки не имеет дужки. Длина солдатского клинка 34 дюйма; кривизна значительно меньше, чем у прежних образцов; вес уменьшен, против прежних, почти на 1 фунт, но прочность от этого не пострадала. Материалом для изделия новых шашек служит литая сталь, настолько закаленная, чтобы клинок был тверд, но не хрупок, в чем удостоверяются посредством особых приемов испытания. Рукоятка и ножны у новых шашек деревянные.

в 1-й шеренге некоторых казачьих полков и в двух гвардейских уланских полках; для кинжалов некоторых частей иррегулярных войск не имеется установленного образца. [ЭСБЕ]

ШАШКА (от кабард. -черкес, са'шхо, букв. - длинный нож) (воен.), 1) кавказский и русский типы сабли. Состоит из клинка и рукояти (эфеса); носят в ножнах в отличие от сабли обухом вперёд на плечевой портупее. Появилась у горцев Кавказа. На вооружении в регулярной рус. армии Ш. с 1834 (в драгунском Нижегородском полку); с 1881 - во всей армии; в гвардии только при походной форме. У кавк. Ш. клинок небольшой кривизны (стрела изгиба до 30 мм), с лезвием на выпуклой стороне, обоюдоострым передним концом и хвостовиком. Имеет долы (продольные углубления); длина 700900 мм, ширина до 40 мм; часто украшен гравировкой. Рус. Ш. различных образцов (1834, 1841 и др. годов) отличались от кавк. эфесами и ножнами. Ш. образца 1881 имела 6 модификаций: 3 солдатских (драгунскую, казачью и артиллерийскую), 2 офицерских (общевойсковую и казачью) и комбинированную из казачьей Ш. и ножен драгунской Т. В Красной Армии на вооружении состояла Ш. образца 1881; заменена кавалерийской Ш. образца 1927. В 1940 был утверждён образец Ш. для генералов. С сер. 50-х гг. Ш. - только парадное оружие. <...> [БСЭ]

ШЕИХ (ШЕЙК, ШИХ)

Авторские дефиниции, употребление

Во всех горах Кавказа есть обычай воздвигать род беседок над могилами шейхов, или пиров, то есть людей, угодивших аллаху мусульманским благочестием. (Бестужев, Последняя станция к Старой Шамахе, 211)

хотя бы все имамы и шихи [Имам - святой; ших - пророк] не только облизывались, но огрызались на тебя за такое святотатство. (Бестужев, Аммалат-бек, 512)

Приближенные Езиду и шейхи арабских племен в белых чалмах обнимали трон полумесяцем. (Бестужев, Мулла-Нур, 420)

Лингвистические словари

ШЕЙХ гно, через нем. Scheich или франц. cheik из араб. см. образ «вождь племе

ни» (см. Лиггман 67; Локоч 141; Гамильшег, EW 214; Клюге-Гётце 512; Крелиц 51). [ФЭСРЯ]

ШЕЙХ, -а, м. 1. Титул правителей княжеств и вождей кочевых племен в Аравии. 2. Представитель высшего мусульманского духовенства, богослов и правовед. 3. Староста деревни у некоторых народов Ближнего и Среднего Востока. [Араб. saih] [МАС]

ШЕЙХ, -а, м. 1. В арабских странах: глава рода, старейшина общины. 2. В исламе: почётное звание представителя высшего духовенства, а также лицо, носящее это звание. [СРЯОШ]

Энциклопедические словари

ШЕЙХ ое, значит старец. Так у мусульман называются настоятели духовных орденов или религиозных общин, потомки чтимого святого и вообще духовные руководители. [ЭСБЕ]

«Ш.» приобрёл также значение почтенного человека вообще; чаще всего Ш. называли руководителей мусульм. сект, дервишских орденов (равнозначно - пир, муршид), видных богословов, мусульм. законоведов. На Ю. Аравийского п-ова и в р-не Персидского зал. Ш. - правители мелких княжеств. [БСЭ]

ШЕККСЮС-ДЮР

Авторские дефиниции, употребление

Шекксюс-дюр (без сомнения)! - прохрипел Ферзали. (Бестужев, Мулла-Нур, 354)

ШИНДЫ-ГЁРУРСЕЗ

Тогда Куршуд-бек спросил его: «А как тебя зовут, путник? »- «Шинды-гёрурсез (скоро узнаете)». (Лермонтов, Ашик-Кериб, 272)

Когда мать моя была мною беременна и мучилась родами, то многие соседи приходили к дверям спрашивать, сына или дочь бог ей дал: им отвечали - шинды-гёрурсез (скоро узнаете). (Лермонтов, Ашик-Кериб, 272)

ШИШЛИК (ШАШЛЫК)

Экзотическая лексика в произведениях русских писателей о Кавказе Буква Ш

Шашлык. Рисунок О. И. Шмерлинга из серии «Уходящий Тифлис»

Чего глядеть, - бормотал тот впросонках, - резать его да жарить, возьми мой шомпол и стряпай скорее шишлик. (Бестужев, Мулла-Нур, 402)

Но повторяю тебе: если ты нечаянно или нарочно изменишь мне или порешаешь своею болтовнёю, то я из твоего старого мяса напеку шайтанам кебаба [Кусочки жареного мяса на вертеле (шашлык)]. (Бестужев, Аммалат-бек, 523)

Лагерная жизнь очень мне нравилась. Пушка подымала нас на заре. Сон в палатке удивительно здоров. За обедом запивали мы азиатский шашлык английским пивом и шампанским, застывшим в снегах таврийских (Пушкин, Путешествие в Арзрум, 456)

Лингвистические словари

«вертел» (Радлов 4, 1082 и сл.), тат. §у§1ук - то же: ЗуЗ «копье»; см. Корш, AfslPh 9, 671; Mi. ТЕІ. 2, 166; Горяев, эС 419; Преобр., Труды I, 92. [ФЭСРЯ]

ШАШЛЫК м. шешлык, крым. астрах. или кебаф кавк. кусовая, нанизанная на прутья баранина, изжаренная на углях. [ТСЖВЯ]

ШАШЛЬІК, -а, м. Кушанье из кусочков баранины (реже говядины, свинины), зажаренных над огнем на вертеле, шампуре. За обедом запивали мы азиатский шашлык английским пивом. Пушкин, Путешествие в Арзрум. Вместо вертела на студенческую шпагу — нанизал я куски баранины, и, к общему удовольствию, над огненными углями зашипел и задымился на клинке розовый сочный шашлык. Телешов, Катя-вожак. [Тюрк. шишлык] [МАС]

ШАШЛЬІК, -а, м. Кушанье из кусочков баранины (а также говядины, свинины), зажаренных на вертеле, шампуре. Пригласить на ш. (на пикник с приготовлением шашлыков). прил. шашлычный, -ая, -ое. [СРОЯШ]

Энциклопедические словари

Раздел сайта: