Экзотическая лексика в произведениях русских писателей о Кавказе
Буква У

УЗДЕНЬ

Авторские дефиниции, употребление

Нукеры и уздени в блестящем вооружении водили и держали коней под попонами, расшитыми шелком с бахромою из кистей. [Уздень, uzden, слово татарское, сложенное из двух, liz и den, сам и от, то есть от себя (зависящий), сам собою (живущий). Оно известно только в Лезгистане и напрасно присвоено русским черкезам. Это род наших инородцев. Они обязаны ханам только службою во время войны да разъездами в гонцы: другой подати не платят. Живут иногда особыми селениями; чаще рассеяны между рабами ханов, кулами, происходят первоначально от воинов, покорителей туземцев; умножены вольноотпущенными. Чем глубже в горы, тем они воинственнее, независимее и многочисленнее]. (Бестужев, Мулла-Нур, 423)

Недавно из Гумбет-аула ушел казак, убив узденя хозяина, у которого жил, и завладев его конем, его оружием... (Бестужев, Аммалат-бек, 438)

В кругу ли аварских старшин и узденей рассуждал он о делах горской политики или давал суд правым и виноватым между домашними ли слушал рассказы о прежних удальствах или замышлял новые набеги, она прилетала, как ласточка, и приносила ему весну душевную. (Бестужев, Аммалат-бек, 447)

Да и кто мог внушить нежные чувства из окружающих хана? Склонить свои мысли, унизить свои чувства до человека, низшего ее родом, было бы неслыханным позором для дочери последнего узденя - тем выше ханская дочь от самой колыбели напитывалась гордынею предков - и она, как ледяное забрало, отделяла сердце ее от всего видимого общества. (Бестужев, Аммалат-бек, 448)

Они не знают и не терпят над собой никакой власти. Каждый аварец называет себя узденем, и если имеет есыря (пленного), то считает себя важным барином. (Бестужев, Аммалат-бек, 450)

Любимые уздени и приезжие гости из чеченцев или из татар обыкновенно каждый день являлись поутру на поклон к хану, оттуда всей гурьбой отправлялись к ханше и нередко целый день оставались пировать в особых комнатах, угощаемые и в отсутствие хана изобильно. (Бестужев, Аммалат-бек, 451)

Однажды приходит в беседу уздень аварский и за новость рассказывает, что невдалеке появился огромный тигр - и что двое отличнейших стрелков легли жертвою его лютости. (Бестужев, Аммалат-бек, 451)

Уздень, товарищ Аммалата в молитве, насилу привлекся один до Хунзаха. Кафтан его был изодран когтями звериными - сам он бледен как смерть и в изнеможении от голода и устали. (Бестужев, Аммалат-бек, 453)

Несчастного узденя повлекли на конюшню ханскую - место, заменяющее обыкновенно тюрьму. (Бестужев, Аммалат-бек, 455)

Самые лихие уздени стараются попасть в подобные наезды, чтобы снискать себе имя, которое ценят они выше всякой добычи. (Бестужев, Аммалат-бек, 462)

Большая часть узденей разошлась по саклям кунаков или родственников, но сам Джембулат с Аммалатом и лучшими наездниками остался на чистом воздухе подле разведенного огня, покуда освежались усталые их кони. (Бестужев, Аммалат-бек, 463)

Для какой же выгоды, для какой причины берут на себя уздени такую обузу? (Бестужев, Аммалат-бек, 464)

Узденей вывели. (Бестужев, Аммалат-бек, 475)

Индийский брамин, китайский мандарин, персидский бек, горский уздень неизменны, те же, что были за две тысячи лет. (Бестужев, Аммалат-бек, 524)

Все они спешили на сборные места, ближе к границе, между тем как беки, уздени и князьки съезжались в Хунзах, для совета с Султан-Ахмет-ханом, под предводительством и по приглашению которого сбирались они ударить на Тарки. (Бестужев, Аммалат-Бек, 539)

Воспоминают прежних дней
Неотразимые набеги,
Обманы хитрых узденей,
Удары шашек их жестоких,
И меткость неизбежных стрел,
И пепел разоренных сел,

Все ждут. Из сакли наконец
Выходит между жен отец.
Два узденя за ним выносят
На бурке хладный труп. (Пушкин, Тазит, 71)

И князя ждут они: «Конечно,
Когда исчезнет ночи мрак,
Он к нам сойдет; и взор орлиный
Смирит враждебные дружины,
И вздрогнут перед ним они,
Как Росламбек и уздени!» (Лермонтов, Измаил-Бей, 214)

Нет, - только жалость и досада
Видна во взорах узденей. (Лермонтов, Хаджи-Абрек, 289)

Один черкес одет в кольчугу,
Из серебра его наряд,
Уздени вкруг него сидят (Лермонтов, Черкесы, 9)

Он готов целый день толковать с грязным узденем о дрянной лошади и ржавой винтовке, и очень любит посвящать других в таинства азиатских обычаев. (Лермонтов, Кавказец, 477)

С ним бывали разные казусы предивные, только послушайте. Когда новичок покупает за оружие или лошадь у его приятеля узденя, он только исподтишка улыбается. (Лермонтов, Кавказец, 477)

Уздени его отстали, - это было в сумерки, - он ехал задумчиво шагом, как вдруг Казбич, будто кошка, нырнул из-за куста, прыг сзади его на лошадь, ударом кинжала свалил его наземь, схватил поводья - и был таков; некоторые уздени все это видели с пригорка: они бросились догонять, только не догнали. (Лермонтов, Герой нашего времени, Бэла, 312)

Лингвистические словари

УЗДЁНЬ - м. «горский дворянин на Кавказе» (см. Горяев, ЭС 386). Заимств. из тюрк., ср. кыпч. ozden «свободный, благородный» (Грёнбек, Kom. Wb. 186). [ФЭСРЯ]

УЗДЁНЬ , -я, м. 1. Незакрепощенный крестьянин-общинник в феодальном Дагестане. 2. мн. (уздени, -ей). Название одной из групп феодалов в Кабарде и Адыгее. [МАС]

УЗДЕНЬ - под этим именем на Кавказе связываются два различных понятия. В Дагестане под узденями разумеется обширное сословие свободных людей, поселян, живших или самостоятельными сельскими общинами, или находившихся в подчинении различных владетелей на правах подданства. В Кабарде под словом У. понимается высшее сословие, происшедшее от древних родовых старейшин племени адыге (тлякотлеши), с которыми кабардинские князья (пше) вступили в соглашение и признали их права не только на землю, но и на жившее на ней население. Такими узденями являются в Кабарде всего три фамилии - Тамбиевы, Куденетовы и Анзоровы. Впрочем, иногда в Кабарде У низшего порядка называют уорков. П. Г. [ЭСБЕ]

УЗДЕНЬ, термин тюрк. происхождения, к-рым обозначались в Дагестане свободные крестьяне- общинники, составлявшие подавляющее большинство крестьянства. Противополагался терминам «лаг» (раб) и «райат» (крепостной, зависимый). С 16 в. применялся рус. администрацией и к служилому феод. сословию (уоркам), а в 18-19 вв. вошёл в обиход адыгов, кабардинцев и др. Чаще всего У. находились в экономич. и политич. зависимости от феодалов. Часть У. выдвигалась в ряды феод. верхушки, нек-рые превращались в зависимых крестьян. [БСЭ]

УИДЕ

- Уйде-ма, дядя? (то есть: дома, дядя?) - послышался ему из окна резкий голос, который он тотчас признал за голос соседа Лукашки.

- Уйде, уйде, уйде! Дома, заходи! - закричал старик. - Сосед Марка, Лука Марка, что к дяде пришел? Аль на кордон? (Толстой, Казаки, 210)

Лингвистические словари

ЮЙ am 1. - УЙ-де (ЮЙ-де - дома) Дом, Квартира, здание / Жашаргъа неда тюрлю-тюрлю учреж- денияла турургъа деп игаленнген мекям. Юй ишлеген балта эшикде къалыр. (Нарт сёз) Ибрахим дерсден юйюнежортуп кирди. Аппаланы X., Къара кю-бюр, 5. // къ. отоу. Ханийфа, узун къара чачыны эки эшмесин да къара чач бау бла бирге къоша, тыш юйге чыкъды. Гуртуланы Б., Жангы талисман, 271. Къара кёзлери да жилямукъдан толуп, [Асият] агуман болгъанча, юйню ортасында сюеледи. Шауаланы М., Мурат, 39.

2. В позиции определения: домашний / Юй бла байламлы. Юй адырла. Юй жашау.

3. Жилье, место обитания жизни людей / Ышыкъ, адам турурча, жашарча, кечинирча жер. Халкъ- ны юйю - туугъан жери. (Нарт сёз) Къая ыранда дорбун эди юйюбюз, Аш-суу этсек, чыкъмай эди тютю- нюбюз. Этезланы О., Нарт къаланы хапарлары.

Будаиланы X., Алтын тау, 17.

УЛЛАРЫН КАБИРИЛЯРЫ ЯНДЫРАМ

Авторские дефиниции, употребление

Поедем! - сказал Гаджи-Юсуф. - Коли не остались в городе с живыми, нечего медлить за городом с мертвецами, - сожгу я их гробы! улларын кабириляры яндырам! (Бестужев, Мулла-Нур, 361)

УРСЫН (УР)

Поражены каким-то невольным благоговением, егеря и казаки безмолвно внимали страшным звукам сих песен, но наконец громкое «ура!» раздалось с обеих сторон [Ур, ура - значит бей по- татарски. Нет сомнения, что этот крик вошел у нас в употребление со времени владычества монголов, а не со времен Петра, будто бы занявшего «hurra!» у англичан]. (Бестужев, Аммалат-бек, 470)

Ты нам вложил в сердце выбрать из среды нашей молодца, ты же и бей челом, баш урсын, Искендер-беку. (Бестужев, Мулла-Нур, 330)

УРУС

Авторские дефиниции, употребление

Нет! Урус яман, яман! - заревел он и опрометью бросился вон, как дикий барс. (Лермонтов, Герой нашего времени, Бэла, 296)

Корош урус, - все по-своему лопочет. (Толстой, Кавказский пленник, 212)

Солдат, урус, корошо, урус. (Толстой, Кавказский пленник, 215)

Урус, - говорит, - джигит, джигит урус! Джигит по-ихнему значит «молодец». И сам смеется; сказал что-то переводчику, а переводчик говорит: - Тысячу рублей дай. (Толстой, Кавказский пленник, 215)

Собралась вся деревня: мальчишки, девчонки, бабы; и татары пришли, языком щелкают: - Ай, урус! Ай, Иван! (Толстой, Кавказский пленник, 217)

«Иай гяур! Урус иай!» (Толстой, Набег, 29)

Лингвистические словари

«Мени орус тилни билмегеним къалай аманды», - деп, жукълана тургъан отнууза- лып ышырды. Аппаланы X., Къара кюбюр, 154.

Раздел сайта: